Источник: Знамя юности
Знамя юности

Американский хлам

У меня, конечно, нет секретных данных о том, какова нынче доля НИОКР в расходах американского ВПК, но раньше она составляла минимум 27–30 процентов. 

НИОКР – это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так вот, по ощущениям (и не только моим) эта доля в последние годы резко сократилась. В чем причина?

Ну, конечно, американцы расслабились. Их расслабили поставленные ими же на конвейер «бархатные революции», которые катком прокатились по территории бывшего главного противника. То есть по нам с вами. Это ж красота какая: без боя, без пыли и гвалта сдавались целые страны. Как когда-то индейцы продали белы­м колонизаторам Манхэттен… за 12 долларов. Так зачем же париться, головы ломать?! А главное, тратит­ь баснословные деньги?! 

Скажем, раньше, в 1970-е и 1980-е, военные технологии проходили цикл полной смены на новые всего за три – пять лет. Это ж каких затрат требовало! А сегодня? Давайте разберем на конкретных примерах. 

Знаменитый бомбардировщик B-52 – настоящий пен­сионер: ему за 70 лет. Позади у него горящие Вьетнам, Ирак, Югославия, Афганистан, снова Ирак, Сирия, теперь вот Йемен. И на покой его не отпускают. За все время в США изготовили 744 Stratofortress. Сейчас в строю порядка восьми десятков машин. Но и с ними проблемы. Если в 2012-м 78 процентов были в полной боевой готовности, то в 2022 году этот показатель опустился до 59 процентов. Приходится прибегать к «каннибализму» – самолеты разбирают на запчасти. Тем не менее бомбардировщик все же останется в строю до 2060-го, когда срок его службы перевалит за столетие. Для сравнения: самолеты, поднимавшиеся в небо 108 лет назад, были деревянными бипланами. 

Еще хуже, чем в авиации, дела у американцев в области ракет. Наиболее проблемное «изделие» – межконтинентальные баллистические ракеты. LGM-30 Minuteman III шахтного базирования, принятые на вооружение в 1970-х, которые стремительно стареют. Участились неудачные тренировочные пуски. Дорожает обслуживание (уже 482 миллиона долларов в год). Но создать новую ракету еще труднее и дороже. Как и самолет. 

С новыми МБР Sentinel («Страж») сложности. Они должны были заступить на дежурство в мае 2029-го, но еще в прошлом году стало ясно, что успеют лишь к апрелю-июню 2030 года. И это полбеды: теперь американские СМИ пишут, что стоимость программы выросла с 96 миллиардов долларов до 117, поэтому правительство может вовсе отказаться от «Стражей».

ВВС планируют основную часть воздушного флота составить из новеньких B-21 Raider. К 2030-му на во­оружение планируют принять сотню таких машин. Но пока они настолько новенькие, что даже еще не ро­дились – в воздух поднялся только один образец. Производи­тель Northrop Grumman не укладывается в сроки, т. к. денег на НИОКР не хватает.
НИОКР затягиваются не только из-за нехватки денег, но также из-за нехватки… мозгов
Но есть и еще одна проблема, о которой скромно умалчивают и СМИ, и тем более ВПК с Пентагоном. НИОКР затягиваются не только из-за нехватки денег, но также из-за нехватки… мозгов. Просто нет ученых, конструкторов, рабочих. Не физически, хотя и физически тоже, но главным образом умственно. За два десятилетия расслабона в ВПК Америки разрушились научные школы, прервались технологические связи и эстафету НИОКР просто не от кого и некому передавать. Ну и пусть так у них будет и дальше. 

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter