ЖАТВА хоть и перешагнула экватор, но работы в поле по-прежнему ведутся на максимальных оборотах. Оно и неудивительно: уже пошел обратный отсчет, а хлеб нужно убрать без потерь. Чего бы это ни стоило.
Начальник отдела организации производства — главный агроном Барановичского райсельхозпрода Евгений ПИЛИНОГА, начальник производственного участка № 1 Иван ДЫРДА, директор ОАО «Крошин» Владимир ЩЕРБАЦЕВИЧ
Между тем некоторые руководители затягивают сроки сознательно, объясняя позицию тем, что лучше по качеству то зерно, которое высыхает на корню, а не в сушилке. Корреспондент «СГ» искала истину в ОАО «Крошин» и ОАО «СтоловичиАгро» Барановичского района. Хозяйства по меркам Брестчины рядовые, но здесь из года в год получают стабильно высокий вал зерна, а урожайность превышает 60 центнеров. Ждут ли здесь с моря погоды? А может, для них такое промедление сродни расточительству?
– СПЕЛИТЬ на корню или убирать зерно влажным? — переспросил директор ОАО «Крошин» Владимир Щербацевич. — Еще двадцать лет назад никто и не думал о такой альтернативе. Нужно было сохранить урожай любой ценой. А сегодня, когда есть современное оборудование, позволяющее доработать зерно, на мой взгляд, вопрос и вовсе выеденного яйца не стоит. Я в сельском хозяйстве около сорока лет — на мой век хватило и теории, и практики, но скажу так: когда сегодня плюс тридцать пять, а завтра всего лишь двадцать, пасмурно, а то и вовсе льет дождь, в основу рассуждения нужно брать другой принцип — сохранить хлеб или обречь себя на голодный год. Было бы все просто и понятно, если бы синоптики давали точный прогноз на две недели вперед, вплоть до сотой доли процента. Тогда подобные рассуждения, мол, стоит ли сегодня убирать с влажностью 18 процентов, если завтра будет 14, имеют под собой основу. Ведь на доработку сухого зерна нужно минимум затрат — на этом и базируется экономика поля. Но мы находимся в зоне рискованного земледелия — и плясать нужно отсюда, но не сбрасывать этот фактор со счетов.
В принципе, Владимир Дмитриевич даже может объяснить, почему некоторые руководители входят в ступор, когда встает такая дилемма. Возможно, сушилки работают на местных видах топлива. Дрова молниеносно вспыхивают и сгорают, а через некоторое время остаются угли. Поддержать щадящий режим сушки — в пределах 40 градусов, необходимых для сохранения всхожести семенного материала, — не то что сложно, практически невозможно. Если не уследить, зерно может сгореть. Да, с виду будет как обычное, но ни всхожести, ни питательных веществ не останется. В таком случае ловить момент в поле — единственно верный выход. Но пока будешь выгадывать, можно и прогадать.
НА жатве каждый последующий день не похож на предыдущий. И чем ближе к осени, тем очевиднее эти несовпадения. Тем более что в нынешнем году уборочная началась позже обычного. Что это означает? Взять, к примеру, двадцатые числа июля: длинный день, нет туманов, сухо — настоящая благодать. Уже в начале августа день существенно короче, обильные росы, в поле не то что с утра — до обеда не выедешь. Вот и получается: утром зерно еще сырое, а вечером уже влажное. Чего в таком случае ожидать? Осени? Но к тому времени придется столкнуться с дополнительным шлейфом проблем: если упустить сроки, при повышенной влажности в колосе станет прорастать тритикале. Сухие стручки гороха после дождя растрескаются. Впрочем, и овес доставит немало хлопот. Про него еще говорят: вчера рано, а завтра осыплется — и пылесосом не соберешь. Хотя до сих пор вспоминает Владимир Щербацевич давнишний случай, когда вот так спелил-спелил овес, ждал урочного часа, но внезапные дожди и сильный ветер оставили половину урожая в поле.
— Знаете, чего дождемся, когда начнем выгадывать угодную влажность? Голодухи. В наших климатических условиях действуют иные правила: как только можно выходить в поле, нужно ехать и молотить. Даже если влажность зерна 20—22 процента. Высушить не проблема с современным оборудованием. Неспроста говорят: сохраним хлеб — будем умными, потеряем — будет поздно считать экономику, — категоричность, с которой недоумевает Владимир Щербацевич, легко поддается объяснению: когда на земле живешь и работаешь как хозяин, сердце болит даже за один потерянный колос.
ЕСТЬ и разумное обоснование, почему иногда не стоит торопиться убирать зерновые с поля, а дать им возможность немного подсохнуть, пояснила директор «СтоловичиАгро» Надежда ЕГОРОВА:
— Если это семенной материал озимых культур, зачем бежать поперед батьки в пекло? Посудите сами, дней через десять начнется озимый сев. Даже если мы уберем зерно влажностью 16 процентов, оно и без температурной доработки дождется своего урочного часа и не потеряет всхожести. В таком случае экономия на сушке вполне оправданна. Но что бы ни говорили, я убеждена в одном: нет такого зерна, которое прямо с поля можно засыпать в амбар. Оно должно быть абсолютно чистым, с идеальной влажностью 12—14 процентов. Если на поле были сорняки, пусть даже в небольшом количестве, нужно продувать — иначе зерно не сохранится.
Чтобы экономика работала и во время уборочной, по мнению Надежды Александровны, не стоит забывать об особенностях культур. Например, пленчатые — ячмень и овес — влагу набирают быстрее. В восемь утра их убирать не станешь. А вот пшеница и утром хорошо вымолачиваться будет. Поэтому в хозяйстве выработали свой алгоритм, помогающий сохранить драгоценное время: утром убирают пшеницу, с обеда и до вечера — ячмень и овес. После восьми вновь возвращаются на пшеничное поле, где техника работает до полуночи. Даже после одиннадцати влажность 16 процентов.
Есть в таком подходе и свои издержки. Нужно тщательно очищать технику, чтобы зерно не смешалось. Уходит время на переезды, даже с учетом того, что поля подбирают на минимальном удалении друг от друга. По мнению Надежды Егоровой, куда важнее собрать урожай без потерь.
Но прежде чем сделать любой шаг, нужно реально оценивать собственные силы, ресурсы и возможности. Это к тому, что не стоит загромождать площадку сырым зерном, если нет возможности оперативно его доработать. Чем будет гнить в куче — лучше уж в поле лишний день постоит.
Иногда, чтобы подсушить зерно на корню, применяют десиканты. Да, это дополнительные затраты, не лучшим образом влияющие на себестоимость продукции. Но без них бывает не обойтись. К примеру, в этом году после июньской засухи в июле начались дожди. Пошел подгон. Пока он созреет — наступит октябрь. Если сейчас убирать, то как сохранить вместе зрелое и зеленое зерно?! Хочешь не хочешь, а нужно подсушивать на корню. Иначе лежать не будет — сплесневеет, прогоркнет. Сэкономить на обработке — остаться без хлеба, мяса и молока. Вот и разберись, где прибыль, а где убытки. В сельском хозяйстве нет универсальных правил. Разве что одно — владей теорией, но полагайся только на жизненный опыт.
syritskaya@sb.by
Фото автора