Космическая тема занимает важное место в советском и постсоветском кинематографе

Небо зовет

День космонавтики никогда не был для нас проходной календарной датой. Ведь именно советский гражданин Юрий Гагарин первым в истории человечества «шагнул» в космос, а все мы — родом из СССР. 12 апреля 1961 года сбылась мечта многих поколений полететь к звездам. 

Эта тема заняла важное место в советском и постсоветском кинематографе, который обскакал даже Голливуд. Вспомним наиболее яркие примеры ее воплощения.

Космос как предчувствие

Космические мотивы на экране появились задолго до полета Юрия Гагарина. Еще в 1924 году на экраны вышел немой фильм Якова Протазанова «Аэлита» по мотивам одноименного романа Алексея Николаевича Толстого. Фильм стал общепризнанной классикой кинофантастики и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первая полнометражная картина о космическом полете.

В 1935 году тему продолжил «Космический рейс» — немой советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, созданный киностудией «Мосфильм». Сценарий был написан при участии и научном консультировании Константина Циолковского — основоположника теоретической космонавтики, которому лента и была посвящена. «Космический рейс» получил международное признание, был закуплен несколькими десятками стран.

Фантастические миры Павла Клушанцева

Далее космическая тема нашла реализацию в творчестве выдающегося режиссера Павла Клушанцева — настоящего новатора. Он соединял научно-популярное кино с элементами игрового, благодаря ему жанр научной фантастики получил новое развитие. Клушанцев активно экспериментировал с трюками и приемами комбинированных съемок. Его картины «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс» вызвали интерес зрителей во всем мире, получили награды на международных кинофестивалях.

Советский кинематограф действительно во многом опережал в космической теме и ее осмыслении Голливуд. В частности, интересна судьба картины Павла Клушанцева «Планета бурь». Она была куплена для американского проката, но перемонтирована студией Роджера Кормана. В нее добавили новые эпизоды и выпустили в прокат в 1965 году под названием «Путешествие на доисторическую планету». В 1968-м появился еще один вариант этого фильма — «Путешествие на планету доисторических женщин».

Кстати, еще раньше студия Кормана «искромсала» советскую картину «Небо зовет» Александра Козыря и Михаила Карюкова, выпустив ее в прокат под названием «Битва за пределами Солнца». В 1968 году в США вышел фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, в нем тоже использовались рисунки и графические решения из картины «Небо зовет», созданные художником-фантастом Юрием Швецом.

Одиссея Ричарда Викторова

Еще один повод для зависти для голливудских режиссеров того времени — творчество советского кинематографиста Ричарда Викторова, в частности его фантастическая дилогия «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Напомним, две ранние работы режиссера были посвящены Великой Отечественной войне и поставлены по одноименным повестям Василя Быкова: «Третья ракета» на «Беларусьфильме» и «Обелиск» на киностудии имени М. Горького.

«Москва — Кассиопея».

Известно, что впервые невесомость на экране показал в 1968 году все тот же Стэнли Кубрик в «Космической одиссее 2001 года» в сцене, когда стюардесса проходит по стенам и потолку корабля. Однако в невесомости у Кубрика находился один человек. Викторов же поразил голливудских специалистов тем, что у него в кадрах с невесомостью оказываются сразу трое персонажей. Стэнли Кубрик, изучавший технику спецэффектов советского кино, этому откровенно поражался и изучал дневники Ричарда Викторова.

Таинственная Нийя

Позже Ричард Викторов вернулся к фантастическому жанру в картине «Через тернии к звездам». Сценарий он написал вместе с известным фантастом Киром Булычевым. Дополнительное лирическое настроение в картину привнесла потрясающая музыка Алексея Рыбникова. Критики того времени воспринимали «Через тернии к звездам» как наш ответ «Звездным войнам»: советская картина вышла в один год с пятым эпизодом эпопеи Джорджа Лукаса. Однако советский фильм был не только зрелищным, но и поднимал глубокие философские вопросы, в том числе касавшиеся морали и нравственности, бережного отношения к природе.

Особый взгляд Андрея Тарковского

Космическая тема интерпретировалась в советском кинематографе совершенно по-разному. Кто-то отдавал предпочтение зрелищности, кто-то уходил в философские глубины. Прорывом стал неспешный, медитативный, но и крайне драматичный «Солярис» Андрея Тарковского, снятый по одноименному роману Станислава Лема. Как это часто бывает, самому писателю трактовка Тарковского не пришлась по душе. Тем не менее фильм не только получил специальный приз Каннского кинофестиваля и стал признанной вершиной в мировом кинематографе, но и породил немало подражаний.

«Солярис».

А вот американская киноверсия романа Лема, снятая Стивеном Содербергом, подобного успеха не имела. Сам писатель отзывался о фильме иронично, подчеркивая, что даже такая экранизация слишком сложна для массового потребителя, которого кормят голливудской кашей.

От комедии до мультика

Стоит вспомнить и другие советские картины космической тематики: «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого, «Молчание доктора Ивенса» Будимира Метальникова, комедию «Эта веселая планета» Юрия Саакова и белорусского кинематографиста Юрия Цветкова, «Лунная радуга» Андрея Ермаша с Владимиром Гостюхиным в одной из главных ролей, «Возвращение с орбиты» Александра Сурина, «Корабль пришельцев» Сергея Никоненко... По-своему, отойдя от всех шаблонов в космической теме, интерпретировал ее режиссер Георгий Данелия в своей философской трагикомедии «Кин-дза-дза!». В 2013 году он выпустил ее анимационный ремейк.

«Кин-дза-дза!».

Большой популярностью пользовался телефильм Павла Арсенова «Гостья из будущего». Его главная героиня Алиса Селезнева в исполнении Натальи Гусевой появилась позднее и в киносказке «Лиловый шар».

Кино о героях

В новом российском кинематографе космическая тема получила развитие. На первый план выходят не отвлеченные фантазии авторов, а реальные факты советской истории. В философской драме Алексея Учителя «Космос как предчувствие» персонаж Евгения Миронова в вагоне поезда встречал улыбчивого и застенчивого молодого офицера Юрия с вечно развязывающимся правым шнурком. В финале фильма выясняется, что это был Юрий Гагарин.

Реальным событиям из мира космонавтики были посвящены картины «Время первых» Дмитрия Киселева и «Салют-7» Клима Шипенко. Прототипами главных героев «Салюта-7» стали летчики-космонавты Владимир Джанибеков, Виктор Савиных и Валерий Рюмин. Фильм «Время первых» опирался на реальные факты из жизни космонавта Алексея Леонова. Его в картине сыграл Евгений Миронов.

«Вызов» Клима Шипенко стал первым фильмом в мире, сцены для которого снимались профессио­нальными кинематографистами непосредственно в космосе. Одну из ролей в нем исполнил наш земляк космонавт Олег Новицкий. Наверняка опытные сценаристы присматриваются сегодня и к биографии Марины Василевской — первой белоруски, побывавшей в космосе. А значит, мы непременно увидим на экране новые космические истории.


НЕ ПРОПУСТИТЕ

Сегодня на телеканале «Беларусь 3» в рамках ретроспективы к 100-летию белорусского кино увидим документальный фильм «Одной звезды я повторяю имя…», посвященный советскому космонавту Петру Климуку, уроженцу Брестчины. А продолжит космическую тему документальная лента Сергея Катьера «Земное притяжение Ивана Миско». Многие произведения белорусского скульптора тоже посвящены космонавтике и ее героям.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter