Институт социологии НАН Беларуси: в приоритете у молодежи – семейные ценности

Это подтверждают данные республиканского социологического мониторинга общественного мнения, проведенного в январе – феврале 2024 года, сообщила председатель Совета молодых ученых Института социологии НАН Беларуси Алеся Соловей.

Иллюстративное фото

Семья является первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации личности, происходит ее становление, усваиваются нормы и правила поведения в обществе, закладываются основы любви к родине и патриотизма, формируются профессиональные предпочтения и жизненные ориентиры подрастающего поколения, – говорит специалист. – Более того, семья – главный фактор гендерной социализации ребенка, именно в семье формируются основы будущей семейной жизни, передаются семейные традиции, транслируются гендерные роли мужчин и женщин в выполнении семейно-бытовых обязанностей.

Для большинства молодых людей Республики Беларусь семейные ценности занимают лидирующие позиции среди жизненных ориентиров, согласно данным республиканского социологического мониторинга общественного мнения, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в январе – феврале 2024 года по репрезентативной национальной выборке (N=1855, Δ = ± 2,28 %, α = 0,05). Отвечая на вопрос «Что для Вас в жизни является наиболее важным?», молодые люди до 30 лет (включительно) в топ-10 включили здоровье (73,1%), деньги, материальный достаток (59,3%), родных и близких (56,3%), семью (55,4%), друзей и дружбу (45,8%), детей (43,1%), душевный покой, комфорт (37,1%), интересную работу, профессию (35,3%), любовь (35,0%), карьеру, профессиональную самореализацию (34,1%).

Как отмечает Алеся Соловей, влияние на выбор семейных ценностей среди жизненных приоритетов белорусской молодежи оказывают также пол и семейное положение. Например, девушки чаще отмечали важность для них детей, чем молодые люди: 51,8% и 34,7% соответственно.

– Среди состоящих в браке доля тех, для кого значимы семья и дети, выше, чем среди не состоящих в браке: 74,7%, 72,7% и 45,7%, 26,0% соответственно, – поясняет социолог. – Что является вполне нормальным, так как после регистрации брака (замужества, женитьбы) изменяется социальный статус человека – и в большей степени среди жизненных приоритетов доминируют семейные ценностные ориентации. Таким образом, семейный статус молодого человека не только определяет его социальное положение, но также оказывает влияние на его общественную активность, гражданскую позицию и трудовую мотивацию. Ориентация у молодого поколения на традиционные семейные ценности, в том числе репродуктивные установки на рождение детей, – это первостепенное условие демографической безопасности и устойчивого развития белорусского общества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter