Разобрались в сути известных фраз, пришедших в наш обиход из религии

Грехи молодости — не оправдание

Что делал козел отпущения и почему зарывают в землю именно талант: разобрались в сути известных фраз, пришедших в наш обиход из религии

«В начале было Слово» — такова первая строчка Евангелия от Иоанна, которое читали в пасхальную ночь во всех храмах. Мы с такой скоростью произносим слова, что даже не задумываемся, какой отпечаток они на нас накладывают. А порой и не знаем, что за посыл с помощью их несем. Особенно это касается устойчивых выражений, передающихся из поколения в поколение и будто вписанных в наш генетический код. В семантическую глубину некоторых расхожих фраз погрузились вместе с иереем Николаем Савицким.

Кто не работает, тот не ест

После изгнания из рая Господь сказал Адаму, что с этих пор пропитание он будет доставать в поте лица. Вывод таков: не работаешь — не сможешь есть и, соответственно, жить. Кроме того, в Послании апостола Павла есть такие строки: «Если же кто не трудится, тот у вас да не ест, ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш». Но важно понимать, что фраза обращена к фессалоникийцам. За что им так досталось? Был в Греции город Фессалоники, жители которого только и делали, что сплетничали и отдыхали. Более того, они подставили апостола Павла, написав от его имени, мол, скоро будет второе пришествие, поэтому вообще нет смысла чем-либо заниматься. Именно из-за этого апостол напомнил им — и, получается, всем нам — о важности труда.

Козел отпущения

Самая известная библейская фраза в нашем обществе. Козел отпущения появился еще в Ветхом Завете. Был такой праздник — День очищения, или Иом-кипур. Выбирали двух козлов: одного приносили в жертву, на второго первосвященник (то есть главный священнослужитель) клал руки и исповедовал грехи израильского народа. И после этого козла отправляли в пустыню. В обиходе было еще слово «ла-азазель», оно переводится как «отпущение», «отпускаемый». Предполагается, что сам Азазель — это злой дух-искуситель, которому козел в пустыне возвращал грехи. «Не делайте из меня козла отпущения», — может сказать сегодня тот, на кого пытаются переложить вину за чужие проступки.

Не от мира сего

Часто это звучит на грани оскорбления — мол, человек мечтательный, все время в облаках витает. Но изначально фраза была сказана Христом с другим посылом: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира». То есть он указывал на свою принадлежность к духовному миру, ведь он Богочеловек. Была еще одна фраза: «Царство мое не от мира сего». Ее Господь произнес во время разговора с Понтием Пилатом. Про христиан, кстати, так иногда тоже говорят.  

Кажется: ну какому человеку, живущему в достатке, придет в голову отказаться от всего, служить ближнему, не стремиться к материальным ценностям? Например, сейчас с точки зрения психологии люди должны смотреть прежде всего на себя: как откликается та или иная ситуация, что я могу, где мои границы. Ближний и любовь тут даже рядом не стоят. 
А в христианстве, наоборот, мы должны служить ближнему. Получается, мы можем восприниматься как не от мира сего.

Волк в овечьей шкуре

В Библии и Евангелии часто можно встретить так называемые антонимы — волки и овцы. Есть отсылки к евангельским словам: приходят в овечьей шкуре, а внутри волки хищные.  

Подчеркивается момент, когда лицемерные люди с маской благочестия прикрываются доброй целью и преследуют какую-то корысть, пытаются обмануть, оболгать. Такие ситуации в нашей жизни не редкость. Какой урок нужно вынести из этого предупреждения? Не стоит спешить с выводами, лучше подождать и оценивать человека по плодам его дел.

Кто не с нами, тот против нас

Кажется, что это слишком категорично звучит? Вот оригинал из Евангелия от Матвея: «Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает». Здесь всего-навсего речь о противоборстве двух образов жизни. Если человек со Христом, он старается созидать, наполняться добром и любовью. А в противовес ставится жизнь во грехе. Если мы не трудимся, то тратим и жизнь, и свои способности зря.

Злоба дня

В Библии есть момент, где говорится, что не нужно много заботиться о следующем дне — давайте смотреть, что нам день сегодняшний приносит. А вот цитата из «Отче наш»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Когда мы слишком печемся о будущем или прошлом, тогда упускаем моменты настоящего. Мы можем не обратить внимания на какого-то человека или свое состояние, потому что слишком погружены в другое. Кроме того, завтра ведь может и не наступить. А прошлое уже завершилось, нужно не бесконечно рефлексировать, а вынести уроки и идти дальше. Есть еще аллегория с водой: на глубине мы долго не продержимся (прошлое), по воде тоже вряд ли побежим (будущее), поэтому лучше держаться на плаву, это срединный вариант.

Зарыть талант в землю

Все пошло из притчи. Господин дал своим работникам некоторое количество талантов (монет) и ушел. Через какое-то время вернулся, чтобы узнать, как они распорядились деньгами. Первый и второй свои таланты приумножили, заработав в два раза больше. А третий закопал в землю, оправдываясь тем, что боялся его потерять. Сейчас «талант» — это метафора наших способностей, которые даны от Бога. Если мы ими не распоряжаемся во благо и не развиваемся, то зарываем все дары в землю.

Грехи молодости

В книге Псалтырь пророк Давид, обращаясь к Богу, говорит: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай…» В молодости мы много грешим, пока ищем свою дорогу. А потом, когда получаем жизненный опыт, порой через боль, страдания и потери, понимаем: где-то мы свернули не туда. Отсюда и выражение «грехи молодости». К сожалению, сейчас оно чаще используется как некое оправдание: ой, я был юный, зеленый, что с меня взять… Но в любом случае за свои ошибки нам придется ответить. Жизнь складывается из мелочей, и вычеркнуть из нее ничего не получится. Если мы не покаемся, а спишем все на неопытность, то не сможем измениться в лучшую сторону.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter