Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Могу объяснять одну тему и два, и пять, и десять раз». Репортаж из школы № 2 Островца, где в классах интегрированного обучения занимаются 12 ребят

Звонок для Никиты

Пятикласснику Никите не до интервью. Сегодня в школе ярмарка, поэтому ему больше всего на свете хочется побежать на первый этаж, чтобы вместе с одноклассниками прицениваться, торговаться и покупать, а не отвечать на скучные вопросы журналиста. А ведь еще шесть лет назад мама Никиты Елена Песляк, подавая документы в среднюю школу № 2 Островца, переживала и даже плакала: сможет ли сын учиться? появятся ли у него друзья? и не будут ли дети смеяться над мальчиком, которому нужно чуть больше времени, чтобы прочитать, написать, понять? 

Никита Песляк готов ходить в школу даже на каникулах

«Зря только душу рвала», – признается Елена сейчас. Интегрированное обучение позволяет Никите быть на одной волне со сверстниками, но вместе с тем получать индивидуальную помощь там, где нужно.

Средняя школа № 2 – опорная по организации интегрированного обучения в Островце. Здесь в разных классах учатся 12 ребят с особенностями психофизического развития: нарушением слуха, синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью. У каждого из них, в зависимости от заключения центра корреционно-развивающего обучения и реабилитации, своя программа. У пятиклассника Никиты это программа для первого отделения вспомогательной школы. Значит, что в «началке» он провел пять лет вместо четырех, а в дальнейшем у него не будет занятий по физике, химии, иностранному. После девятого класса Никита получит свидетельство об общем базовом образовании особого образца, которое впоследствии даст ему возможность освоить профессию обувщика, формовщика, овощевода, отделочника. Последний ва­риант прекрасно укладывается в его жизненные планы:

– Хочу вместе с папой строить и ремонтировать дома.

На уроках труда, физкультуры, информационных и классных часах Никита находится со своим классом – 5 «В». У него и место свое есть – на первой парте рядом с девочкой Сашей. А вот на русский, белорусский, математику он приходит в кабинет учителя-дефектолога Елены Савицкой. Елена Николаевна, которая помимо Никиты обучает еще четверых учеников, говорит, что Никита – это «подарочный» вариант:

– С ним занимаюсь с первого класса. Некоторые вещи (сравнение чисел, правильное написание букв) давались ему сложнее, чем другим ребятам. Но мало-помалу мы решили все проблемы. Сейчас, например, пятиклассник отлично пишет диктанты – разве что в сложном слове иногда допускает ошибки.

Елена Савицкая умеет найти подход к любому ученику

Елене Савицкой можно смело давать звание «Мисс терпение»: она готова объяснять одну и ту же тему и два, и пять, и десять раз – сколько нужно. Есть у нее и другая суперспособность – умение подать учебный материал в соответствии с особенностями каждого учащегося:

– Учитель-дефектолог не может позволить себе один раз составить план занятия и следовать ему из года в год, внося минимальные корректировки. Все ученики разные: кто-то, как Никита, медлительный и задумчивый, кто-то, наоборот, гипервозбудимый, поэтому в нашем деле возможен лишь индивидуальный подход.

Интегрированное обучение Елена Николаевна считает оптимальным вариантом:

– Его главное преимущество в том, что дети остаются в семье. Во-первых, это большой плюс к их психологическому комфорту. А во-вторых, они вырастают более социализированными: когда ребенок каждое утро сам собирает портфель, делает бутерброд, переходит дорогу и весь день общается со сверстниками – он уверенно будет чувствовать себя в обществе и потом, став взрослым.

Антон Трейгис

И если в середине 1990-х годов в средней школе № 2 ученики с особенностями развития были, скорее, редкостью, то сейчас в начальной школе такой ребенок есть в каждой параллели, замечает директор Антон Трейгис:

– Стараемся определить такого малыша к самому опытному учителю, который умеет сплотить коллектив и правильно настроить и детей, и родителей. Грамотные педагоги творят чудеса: например, у моей дочки, которая тоже училась в интегрированном классе, лучшей подругой была девочка с инвалидностью.

«Моя дочь тоже училась в интегрированном классе», – так Антон Чеславович обычно обращается к родителям, которым предстоит узнать, что вместе с их детьми будет находиться особенный ребенок:

– Благодаря этому мамы и папы сразу расслабляются, мол, раз директор отдал в такой класс свою дочь, значит, все в порядке, переживать незачем. Если речь идет об интегрированном обучении, с родителями всегда встречаюсь лично: рассказываю, что к чему, отвечаю на вопросы, объясняю, что для их детей это прекрасный шанс научиться терпимости, толерантности, пониманию. За все годы у нас не было ни одного конфликта на этой почве.



И хотя первые выпускники интегрированных классов уже взрослые, школа продолжает следить за их судьбой, рассказывает директор:

– У всех все сложилось: один парень печет булочки, другой работает на стройке и получает зарплату гораздо выше средней… Сложно говорить за других, но мне кажется, что они вполне счастливы…

– Знаете, у нас все же есть одна проблема, – признается на прощание мама Никиты Елена Песляк.

– Какая? – настораживаюсь я.

– Когда наступают каникулы, сын очень просится в школу. Хотя чему удивляться? Ведь ему там действительно хорошо.

krupenk@sb.by

Фото Ивана ДЯТЛОВИЧА 



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter