«Знаю, где окажусь после окончания вуза»: репортаж с приемной кампании для целевиков-педагогов
27.06.2024 15:44:29
Александра ЯНКОВИЧ
В стенах Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка ажиотаж: получают дипломы уже завтрашние учителя, школьники пришли на экскурсию, чтобы ознакомиться с ведущим педвузом страны. Особенно волнительная пора наступила у вчерашних выпускников. Сегодня те из них, кто решил поступать по целевому направлению, приехали подавать документы.
— В школе давно есть интегрированные классы, есть отдельные группы, где обучаются дети с аутизмом. Будучи волонтером и Красного Креста, и БРСМ, работала с такими ребятами. И так как наш 11-й класс находился с ними в одном крыле, то мы постоянно соприкасались, играли с этими детками, где-то помогали при необходимости. Благодаря этому опыту и решила, что хочу стать логопедом.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e14/e146135b92d8beccd0f6f380e4eab687/1b7086fcc8701784f28cdf87bc3fc164.jpg)
Готовиться к поступлению девушка начала полгода назад. Решила сделать упор на устный экзамен и тщательно изучила 100 вопросов, которые могут быть в билете. Результаты по ЦЭ выше среднего, а вот ЦТ не сдавала совсем:
— Он нужен в том случае, если не проходишь на условиях целевой подготовки. Это как подстраховка в случае неудачи. Однако я уверена в своих силах, целенаправленно готовилась, чтобы стать студенткой именно Института инклюзивного образования.
— Прежде чем получить утвердительный ответ, я обзвонила 48 минских школ, — рассказывает Анастасия. — В Минске у меня живут родственники в микрорайоне Малиновка, поэтому тот район мне знаком. Упор я делала на школы, расположенные там. И администрация одной из 48 школ меня пригласила на собеседование.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e6f/e6f9cbfd447319da4970fb35b81e457e/db8205dc0778fc84876bb871c60d6803.jpg)
Родители, о том, что «проворачивает» дочь за их спиной, не знали.
— Она у нас всегда была самостоятельная, — говорит папа Павел Коровацкий. — Мы с женой воспитывали своих детей, чтобы они были сами себе опорой, знали, чего хотят, и добивались этого. Первый шаг к цели «остаться в Минске» Настя сделала. Мы уверены, что с ее целеустремленностью она станет студенткой и выбранная профессия принесет ей удовольствие.
— Мы принимаем целевиков на 20 специальностей, 7 из которых вошли в перечень наиболее востребованных экономикой. Среди них — «дошкольное образование», «начальное образование», «физико-математическое образование», «филологическое образование», «природоведческое образование» и «историческое образование». Также в этом году в перечень вошла специальность «специальное инклюзивное образование». Для вышеперечисленных специальностей ограничений по среднему баллу аттестата нет, в то время как для всех остальных он равен 7, — рассказывает первый заместитель председателя приемной комиссии, проректор по учебной работе, доцент, кандидат педагогических наук БГПУ Александр Маковчик.
![](https://storage01.sb.by/iblock/0ad/0ad541e5fd546c5fd706bdf09558ff8f/9caf78bdc3d6c5ececc8058e70770de3.jpg)
С 4 по 10 июля целевики сдадут устный экзамен по одному из предметов, необходимых для поступления на желаемую специальность. Это биология, русская и белорусская литературы, всемирная история, физическая культура и творчество.
— После сдачи экзамена суммируются оценка за экзамен и балл аттестата, после чего мы анализируем эти данные и выстраиваем рейтинг поступающих к нам на условиях целевой подготовки. В том, что вступительная кампания для целевиком вынесена за рамки основного приема, есть большое преимущество. Оно заключается в том, что абитуриент может попробовать поступить и в качестве целевика, если же что-то пойдет не так, есть возможность пойти по общему конкурсу. При условии что сданы ЦЭ и ЦТ, — подчеркивает Александр Васильевич.
— Для этого ребятам следует освоить программу факультатива «Введение в педагогическую профессию». Об этом должна быть сделана соответствующая запись в документе об образовании. Следующее требование — балл по профильным предметам не менее 8, по остальным не менее 7. Если абитуриент планирует поступать на физико-математический факультет, его профильные предметы — физика и математика, если на специальности естественно-научного профиля — биология и химия. В стенах вуза абитуриент проходит собеседование, по его результатам происходит зачисление, — рассказывает председатель комиссии по проведению собеседования с абитуриентами, прошедшими обучение в профильных классах педагогической направленности, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор БГПУ Светлана Феклистова.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fe0/fe0f6434fbdfa1635ef0a58dfbaa93ac/b88a49be1b4926255674032315e8961a.jpg)
Однако есть специальности, на которые льгота не распространяется. Это «художественное образование», «музыкальное образование», «психология», «социальная работа».
Выпускница педкласса поставской гимназии Ксения Комисарук планирует поступать в Институт инклюзивного образования на логопеда. Буквально недавно девушка прошла собеседование.
— В билете было два вопроса. Первый — что такое «рефлекс». По второму — необходимо было раскрыть тезис «учитель и ученик — субъекты педагогического взаимодействия». В целом если готовился, то на вопросы ответишь спокойно. Главное — перебороть волнение. Целевое брала из родной гимназии, хочу после университета вернуться туда работать.
![](https://storage01.sb.by/iblock/9a4/9a4a000138c929a15168b23eb490786b/4bd28368133b834422ee70c248e9b539.jpg)
В кабинете, где проходят собеседование «педклассовцы», несколько столов, за каждым из которых — члены комиссии. Разделение идет по специальностям. Декан факультета физического воспитания Кирилл Романов вместе с заместителем декана по учебной работе Галиной Остапенко в составе комиссии.
— Абитуриент представляет нам документы и свое портфолио. В нем, как правило, ребята рассказывают о своих достижениях. Прилагают грамоты, медали. У «педклассовцев» есть возможность проводить открытые уроки, они прилагают конспекты к ним. Обязательно каждый пишет о себе эссе — это дает нам возможность, пока абитуриент готовится отвечать по вопросам в билете, поближе с ним познакомиться, — говорит Кирилл Юрьевич.
— После того как мы пообщались с абитуриентом, объявляем успешно или нет прошло собеседование. О своем зачислении ребята узнают 12 июля, когда выйдет приказ ректора, — добавляет Галина Александровна.
В этом году в Беларуси работали 833 педкласса, в которых прошли обучение более 7 тысяч 900 учащихся. Светлана Николаевна вспоминает: по инициативе БГПУ в 2015 году в стране только начинали появляться такие классы.
![](https://storage01.sb.by/iblock/6f0/6f09f458ddb4e5bb8df630bfac4b75f6/ed72773532acced105eac8c571bec11c.jpg)
— Восемь лет назад мы начинали со 102, сегодня их количество в восемь раз выросло. В этом году выпускается более 3 тысячи 900 учащихся педклассов. Мы ежегодно проводим опрос «педклассовцев» нынешнего года. 90 % ребят выразили желание поступать в вузы, около 40 % ориентированы на получение педагогической профессии. Хочу сказать, что из года в год мы утверждаемся в том, что наша инициатива, выдвинутая тогда, являлась правильной. Педклассы позволяют привлекать к педагогической профессии наиболее мотивированных ребят.
![](https://storage01.sb.by/iblock/427/427ab1df79dda2dfb0ef7bc6d768719e/dc4b7f52998f598f6a2fc58dc37d3069.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/8e2/8e2a575f769d272dab78d31dfaecf958/d96dced5adc67dc47e9b5b02013f6139.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/ad7/ad76349c0c3a730a6dc3a1c1ad622bf9/07e0e02031ec85cd254a99b835d427b4.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/b64/b6499316ed7c87537545786ad62fb06a/08c6c669a056dcb41bb461c16744a48c.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/d80/d80488f6cf7eab00f640131c0ae05d94/b6272ce7349e7db0f12a97fbeed73e5b.jpg)
«ЦТ не сдавала, уверена, что поступлю»
Среди поступающих лидчанка Эмилия Шишко. Девушка встала в пять утра, чтобы вместе с мамой приехать в вуз к началу работы приемной комиссии. В руках паспорт, заполненные бланки и аттестат об окончании родной лидской средней школы № 4, куда Эмилия планирует вернуться уже будучи дипломированным специалистом после окончания университета.— В школе давно есть интегрированные классы, есть отдельные группы, где обучаются дети с аутизмом. Будучи волонтером и Красного Креста, и БРСМ, работала с такими ребятами. И так как наш 11-й класс находился с ними в одном крыле, то мы постоянно соприкасались, играли с этими детками, где-то помогали при необходимости. Благодаря этому опыту и решила, что хочу стать логопедом.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e14/e146135b92d8beccd0f6f380e4eab687/1b7086fcc8701784f28cdf87bc3fc164.jpg)
Готовиться к поступлению девушка начала полгода назад. Решила сделать упор на устный экзамен и тщательно изучила 100 вопросов, которые могут быть в билете. Результаты по ЦЭ выше среднего, а вот ЦТ не сдавала совсем:
— Он нужен в том случае, если не проходишь на условиях целевой подготовки. Это как подстраховка в случае неудачи. Однако я уверена в своих силах, целенаправленно готовилась, чтобы стать студенткой именно Института инклюзивного образования.
«Обзвонила 48 школ»
Анастасия Коровацкая приехала вместе с родителями из Постав. Девушка, чтобы не думать-не гадать, где она окажется после окончания учебы, взяла судьбу в свои руки и вырвала себе счастливый билет. Им стало целевое направление в минскую среднюю школу № 174. Через четыре года Настя придет работать сюда учителем начальных классов.— Прежде чем получить утвердительный ответ, я обзвонила 48 минских школ, — рассказывает Анастасия. — В Минске у меня живут родственники в микрорайоне Малиновка, поэтому тот район мне знаком. Упор я делала на школы, расположенные там. И администрация одной из 48 школ меня пригласила на собеседование.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e6f/e6f9cbfd447319da4970fb35b81e457e/db8205dc0778fc84876bb871c60d6803.jpg)
Родители, о том, что «проворачивает» дочь за их спиной, не знали.
— Она у нас всегда была самостоятельная, — говорит папа Павел Коровацкий. — Мы с женой воспитывали своих детей, чтобы они были сами себе опорой, знали, чего хотят, и добивались этого. Первый шаг к цели «остаться в Минске» Настя сделала. Мы уверены, что с ее целеустремленностью она станет студенткой и выбранная профессия принесет ей удовольствие.
Устный экзамен и ограничение по баллу аттестата
В этом году в БГПУ выделено 357 целевых мест. Больше всего — в Институте инклюзивного образования — 72 и на факультете начального образования — 71.— Мы принимаем целевиков на 20 специальностей, 7 из которых вошли в перечень наиболее востребованных экономикой. Среди них — «дошкольное образование», «начальное образование», «физико-математическое образование», «филологическое образование», «природоведческое образование» и «историческое образование». Также в этом году в перечень вошла специальность «специальное инклюзивное образование». Для вышеперечисленных специальностей ограничений по среднему баллу аттестата нет, в то время как для всех остальных он равен 7, — рассказывает первый заместитель председателя приемной комиссии, проректор по учебной работе, доцент, кандидат педагогических наук БГПУ Александр Маковчик.
![](https://storage01.sb.by/iblock/0ad/0ad541e5fd546c5fd706bdf09558ff8f/9caf78bdc3d6c5ececc8058e70770de3.jpg)
С 4 по 10 июля целевики сдадут устный экзамен по одному из предметов, необходимых для поступления на желаемую специальность. Это биология, русская и белорусская литературы, всемирная история, физическая культура и творчество.
— После сдачи экзамена суммируются оценка за экзамен и балл аттестата, после чего мы анализируем эти данные и выстраиваем рейтинг поступающих к нам на условиях целевой подготовки. В том, что вступительная кампания для целевиком вынесена за рамки основного приема, есть большое преимущество. Оно заключается в том, что абитуриент может попробовать поступить и в качестве целевика, если же что-то пойдет не так, есть возможность пойти по общему конкурсу. При условии что сданы ЦЭ и ЦТ, — подчеркивает Александр Васильевич.
В целевики — без экзаменов
Подают документы в БГПУ и выпускники педклассов. Для них в этом году предусмотрена возможность стать студентом на условиях целевой подготовки без вступительных испытаний.— Для этого ребятам следует освоить программу факультатива «Введение в педагогическую профессию». Об этом должна быть сделана соответствующая запись в документе об образовании. Следующее требование — балл по профильным предметам не менее 8, по остальным не менее 7. Если абитуриент планирует поступать на физико-математический факультет, его профильные предметы — физика и математика, если на специальности естественно-научного профиля — биология и химия. В стенах вуза абитуриент проходит собеседование, по его результатам происходит зачисление, — рассказывает председатель комиссии по проведению собеседования с абитуриентами, прошедшими обучение в профильных классах педагогической направленности, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор БГПУ Светлана Феклистова.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fe0/fe0f6434fbdfa1635ef0a58dfbaa93ac/b88a49be1b4926255674032315e8961a.jpg)
Однако есть специальности, на которые льгота не распространяется. Это «художественное образование», «музыкальное образование», «психология», «социальная работа».
Выпускница педкласса поставской гимназии Ксения Комисарук планирует поступать в Институт инклюзивного образования на логопеда. Буквально недавно девушка прошла собеседование.
— В билете было два вопроса. Первый — что такое «рефлекс». По второму — необходимо было раскрыть тезис «учитель и ученик — субъекты педагогического взаимодействия». В целом если готовился, то на вопросы ответишь спокойно. Главное — перебороть волнение. Целевое брала из родной гимназии, хочу после университета вернуться туда работать.
![](https://storage01.sb.by/iblock/9a4/9a4a000138c929a15168b23eb490786b/4bd28368133b834422ee70c248e9b539.jpg)
В кабинете, где проходят собеседование «педклассовцы», несколько столов, за каждым из которых — члены комиссии. Разделение идет по специальностям. Декан факультета физического воспитания Кирилл Романов вместе с заместителем декана по учебной работе Галиной Остапенко в составе комиссии.
— Абитуриент представляет нам документы и свое портфолио. В нем, как правило, ребята рассказывают о своих достижениях. Прилагают грамоты, медали. У «педклассовцев» есть возможность проводить открытые уроки, они прилагают конспекты к ним. Обязательно каждый пишет о себе эссе — это дает нам возможность, пока абитуриент готовится отвечать по вопросам в билете, поближе с ним познакомиться, — говорит Кирилл Юрьевич.
— После того как мы пообщались с абитуриентом, объявляем успешно или нет прошло собеседование. О своем зачислении ребята узнают 12 июля, когда выйдет приказ ректора, — добавляет Галина Александровна.
В этом году в Беларуси работали 833 педкласса, в которых прошли обучение более 7 тысяч 900 учащихся. Светлана Николаевна вспоминает: по инициативе БГПУ в 2015 году в стране только начинали появляться такие классы.
![](https://storage01.sb.by/iblock/6f0/6f09f458ddb4e5bb8df630bfac4b75f6/ed72773532acced105eac8c571bec11c.jpg)
— Восемь лет назад мы начинали со 102, сегодня их количество в восемь раз выросло. В этом году выпускается более 3 тысячи 900 учащихся педклассов. Мы ежегодно проводим опрос «педклассовцев» нынешнего года. 90 % ребят выразили желание поступать в вузы, около 40 % ориентированы на получение педагогической профессии. Хочу сказать, что из года в год мы утверждаемся в том, что наша инициатива, выдвинутая тогда, являлась правильной. Педклассы позволяют привлекать к педагогической профессии наиболее мотивированных ребят.
![](https://storage01.sb.by/iblock/427/427ab1df79dda2dfb0ef7bc6d768719e/dc4b7f52998f598f6a2fc58dc37d3069.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/8e2/8e2a575f769d272dab78d31dfaecf958/d96dced5adc67dc47e9b5b02013f6139.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/ad7/ad76349c0c3a730a6dc3a1c1ad622bf9/07e0e02031ec85cd254a99b835d427b4.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/b64/b6499316ed7c87537545786ad62fb06a/08c6c669a056dcb41bb461c16744a48c.jpg)