Самые яркие новации Кодекса об образовании образца 2022 года
02.02.2022 23:41:00
Новая редакция Кодекса об образовании увидела свет спустя десять с небольшим лет после появления ныне действующей версии документа. С тех пор немало воды утекло — много изменений произошло как непосредственно в сфере образования, так и в повседневной жизни белорусов, в законодательстве…
Как следствие, в обновленный документ внесена масса поправок и новаций. Еще есть время привыкнуть к предстоящим изменениям — до очередного учебного года, который педагоги, учащиеся и родители начнут с новым кодексом, еще больше полугода. Представляем самые яркие новации в сфере образования.
♦ Сокращены и оптимизированы существующие виды учреждений образования. Например, в дошкольном секторе вместо нынешних шести остаются три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Исчезнут профтехучилища, а профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи изменят тип и вид и станут колледжами. Из вузов останутся институт, академия (консерватория) и университет.
♦ Предусмотрено прекращение образовательных отношений с обучающимися, привлеченными к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или к уголовной ответственности.
♦ Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим предусмотрены обязательные медосмотры.
♦ Введено новое понятие — «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей.
♦ К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
♦ Родители получили право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, о методах обучения и воспитания, результатах учебы детей в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления.
♦ Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
♦ Коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут получить статус бизнес-школы.
♦ Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.
♦ Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка.
♦ В обновленном кодексе впервые заложена возможность реализации программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного типа проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей воспитанников.
♦ Появилась возможность получать дошкольное образование на дому тем детям, которые по медицинским показаниям не могут посещать сады.
♦ Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Как и ранее, желающие смогут «добирать» необходимый минимум знаний как в школах, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях.
♦ Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5—9-х классов, а не только с 9—11-классниками, как сейчас.
♦ Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.
♦ Вводится конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.
♦ В кодексе закреплено, что итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованного экзамена. В Минобразования поясняют: тесты для проведения такого экзамена, как и тесты для ЦТ, будут разработаны с учетом изучения предметов на базовом уровне.
♦ Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит 6—12 месяцев вместо нынешних 1—2 лет. По мнению разработчиков кодекса, ряд профессий можно освоить менее чем за год.
♦ В кодексе появилась норма, связанная с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Речь о ресурсных центрах — «центрах компетенций», на базе которых учащиеся учебных заведений по схожим специальностям смогут получить навыки эксплуатации современного оборудования, а также освоить новейшие технологии. Сетевая форма подразумевает тесное взаимодействие и обмен опытом между различными учебными заведениями.
♦ В вузах можно будет получить общее высшее образование (4—4,5 года, бакалавриат), углубленное высшее образование (1—2 года, магистратура), а по наиболее сложным специальностям — 5—6-летнее непрерывное высшее образование.
♦ В вузах появится самостоятельная форма получения образования — дистанционная.
♦ Со студентов, игнорирующих учебные занятия, за проведение повторных занятий вне группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.
♦ Для детей-сирот и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, вводится трудоустройство в счет брони: выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами для поддержки выпускников.
♦ Выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста.
Как следствие, в обновленный документ внесена масса поправок и новаций. Еще есть время привыкнуть к предстоящим изменениям — до очередного учебного года, который педагоги, учащиеся и родители начнут с новым кодексом, еще больше полугода. Представляем самые яркие новации в сфере образования.
Общие понятия и принципы
♦ В документе отражены два новых принципа, заложенных в основу государственной политики в области образования, — инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.♦ Сокращены и оптимизированы существующие виды учреждений образования. Например, в дошкольном секторе вместо нынешних шести остаются три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Исчезнут профтехучилища, а профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи изменят тип и вид и станут колледжами. Из вузов останутся институт, академия (консерватория) и университет.
♦ Предусмотрено прекращение образовательных отношений с обучающимися, привлеченными к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или к уголовной ответственности.
♦ Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим предусмотрены обязательные медосмотры.
♦ Введено новое понятие — «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей.
♦ К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
♦ Родители получили право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, о методах обучения и воспитания, результатах учебы детей в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления.
♦ Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
♦ Коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут получить статус бизнес-школы.
♦ Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.
♦ Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
297 статей содержит обновленный Кодекс об образовании.
17 новых статей включено в кодекс.
12 месяцев вместо 9 будет продолжаться учебный год.
Более 200 изменений и правок внесено в прежнюю версию документа.
Дошкольное образование
♦ В обновленном кодексе впервые заложена возможность реализации программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного типа проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей воспитанников.
♦ Появилась возможность получать дошкольное образование на дому тем детям, которые по медицинским показаниям не могут посещать сады.
Общее среднее образование
♦ Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Как и ранее, желающие смогут «добирать» необходимый минимум знаний как в школах, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях.
♦ Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5—9-х классов, а не только с 9—11-классниками, как сейчас.
♦ Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.
♦ Вводится конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.
♦ В кодексе закреплено, что итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованного экзамена. В Минобразования поясняют: тесты для проведения такого экзамена, как и тесты для ЦТ, будут разработаны с учетом изучения предметов на базовом уровне.
Среднее специальное и профтехобразование
♦ Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит 6—12 месяцев вместо нынешних 1—2 лет. По мнению разработчиков кодекса, ряд профессий можно освоить менее чем за год.
♦ В кодексе появилась норма, связанная с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Речь о ресурсных центрах — «центрах компетенций», на базе которых учащиеся учебных заведений по схожим специальностям смогут получить навыки эксплуатации современного оборудования, а также освоить новейшие технологии. Сетевая форма подразумевает тесное взаимодействие и обмен опытом между различными учебными заведениями.
Высшее образование
♦ В вузах можно будет получить общее высшее образование (4—4,5 года, бакалавриат), углубленное высшее образование (1—2 года, магистратура), а по наиболее сложным специальностям — 5—6-летнее непрерывное высшее образование.
♦ В вузах появится самостоятельная форма получения образования — дистанционная.
♦ Со студентов, игнорирующих учебные занятия, за проведение повторных занятий вне группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.
Социальные гарантии
♦ Для детей-сирот и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, вводится трудоустройство в счет брони: выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами для поддержки выпускников.
♦ Выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста.