Ну что такое журналист, пишущий о шоу–бизнесе, без предмета, на котором он оттачивает свое мастерство, — артиста? Можно, конечно, годами анализировать какой–то один пласт музыки, следить за процессами, происходящими в нем, делать выводы. Или талантливо описывать концерты и вечеринки, копаться в мелочах, от частного устремлять полет мысли к массовой культуре вообще. Но масса и пласт состоят из отдельных фрагментов, имеющих фамилию и имя, название. И как ни пытайся обойтись без конкретики в программном эссе, но в качестве хотя бы ссылки или сравнения в материале все равно появится исполнитель N, не служащий авторитетом для публициста, либо наоборот — как образцовая фигура такого–то направления. А что сами эталоны думают о визави, столь же восторженны они в оценке их труда?
Алекс Дэвид, группа Atlantica: «Мы не слишком большие любители журналистской братии. За время существования Atlantica в наших отношениях было все: от эйфории первых интервью до абсолютного нежелания что–либо рассказывать, в чем–то убеждать. Если говорить о сегодняшнем статус–кво, то я бы обозначил его как нейтральное. Может быть, мы сами стали взрослее, мудрее и уже не реагируем на неприятные нам публикации или передачи. Хотя я прекрасно помню, чего лично мне стоило освещение масс–медиа нашего разрыва с Димитром. Тогда никому не нужны были правда и факты. Все охотились за грязным бельем, пытались всячески сталкивать нас лбами. Ну да бог с ним. Если журналистам нужно голенькое и горяченькое, то сейчас мы вряд ли те, кто готов им это давать.
В последнее время у меня складывается впечатление, что наша музыкальная журналистика постепенно превращается в ископаемое. Я говорю именно о музыкальной журналистике, а не о светских хроникерах и искателях «желтизны», хотя и здесь, на мой взгляд, все слишком смешно и неудобно. «Не Москва» — как любят часто говорить коллеги по цеху, хлебнувшие гламурной жизни в златоглавой. Обидно, что уж слишком мало внимания уделяется творческой стороне артиста, а если и спрашивают, то как–то протокольно, скупо и блекло. Пишут часто еще более блекло. Не забуду недавнего интервью группы. Мы с Яном пришли, готовые рассказать о важных вещах, которые с нами происходили в тот момент, — с информационным поводом, как говорят пиарщики. Естественно, ожидали, что журналистка будет хоть немного в теме, подготовит вопросы. Не тут–то было! Первое, что мы услышали, была многообещающая и всеисчерпывающая фраза: «Ну, рассказывайте»... После этого мне просто захотелось встать и уйти. И такое встречается часто. Я не хочу заявлять, что у нас совсем нет музыкальной критики. Есть. Но — мало. Парадокс: в Беларуси слишком много артистов и так мало хороших, ярких, смелых журналистов и критиков.
Нам часто задают вопросы о наших взаимоотношениях с журналистами: дружим ли мы с ними, стремимся ли угождать, конфликтуем ли? Отвечу просто: уже нет. Не с кем, да и незачем. Есть ряд талантов среди пишущих, которых мы уважаем, с удовольствием читаем, иногда общаемся на каких–то банкетах или приемах. Но говорить о дружбе нельзя. Артист и журналист, увы, — два противоположных лагеря в шоу–бизнесе. А настоящий шоу–бизнес — довольно жесткая и не терпящая компромиссов штука».
Дмитрий Лукьянчик, группа Altanka: «По нашему опыту общения с журналистами могу сказать, что большинство из них в музыке не разбирается. Поэтому соприкасаемся мы с ними, к счастью, изредка».
Александр Катиков, ансамбль «Белорусские Песняры»: «С журналистами отношения у меня неоднозначные. Правильнее сказать, что их (отношений) недостаточно. В первую очередь это связано с отсутствием интереса к той музыке, которой занимаюсь я и мои коллеги по «Белорусским Песнярам». Я прекрасно понимаю, что идет смена поколений. Но это не повод предавать забвению то, что волновало значительную часть населения страны на протяжении десятилетий.
Журналисты, освещающие тему культуры, как правило, не имеют специального музыкального образования, поэтому рассчитывать на объективность приходится не всегда. Оценка деятельности артистов осуществляется преимущественно сквозь призму собственных пристрастий того или иного корреспондента.
Не могу сказать, что материала о «Белорусских Песнярах» вообще нет, но тот, который появляется, в большей степени относится к прошлому ансамбля либо строится на скандале. А ведь поводов достаточно. Кроме того, есть официальные сайты исполнителей, где можно почерпнуть информацию, однако я не припоминаю, чтобы кто–то из журналистов ссылался на наш сайт. Говоря о журналистах, я имею в виду и пишущую, и вещающую в эфире братию. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто работает в интернете: «всемирная паутина» предоставляет дополнительные возможности, а вместе с тем и налагает особую ответственность. Справедливости ради хочу сказать, что все–таки есть те, кто интересуется культурой и искусством, и мы с ними находимся в постоянном контакте. Но их немного. А есть и «специалисты», которые приходят на интервью, не имея достаточной информации о собеседнике. Для таких товарищей исказить или неправильно назвать имя и фамилию — рядовое дело. Но мы на них не обижаемся.
Олег Вяль, группа Hair Peace Salon: «Большим опытом общения с журналистами мы вряд ли можем похвастаться, в связи с этим и что–то негативное я про них сказать не могу. Вроде не ссоримся и не заигрываем, уважаем их труд, на интервью идем с охотой — практически никогда не отказываем.
С грамотным журналистом о музыке можно интересно общаться, даже если он особенно в ней не разбирается, мы сами, по большому счету, в ней не большие доки, хотя и музыканты!