Мировой долг растет быстрее глобального ВВП
28.06.2019 11:04:48
Евгений КОНОНОВИЧ
Институт международных финансов буквально шокировал недавно новостью о том, что объем мирового долга составил 243 триллиона долларов. Чтобы было понятнее, отмечу, что это в три раза больше, чем весь мировой ВВП, то есть стоимость всех продуктов и услуг на планете. Говоря еще проще, под мировую экономику заложена многотриллионная бомба. И если она взорвется, нового глобального кризиса не избежать. Причем шторм будет посильнее того, что мы наблюдали в 2008-м.
Финансовые аналитики констатируют: столь огромная и неконтролируемая задолженность — результат безответственной политики западных центробанков, пристрастившихся к печатанию денег и выдаче кредитов. Правительства, компании и частные лица охотно берут в долг для финансирования экономического развития. Ожидаемого роста не происходит. Тогда занимают еще больше. Слезть с финансовой иглы становится все сложнее, а зачастую просто невозможно. По факту можно говорить, что все человечество сегодня живет в кредит.
— Проблема в том, что классический, промышленный («фордовский», если хотите) капитализм вырождается, — разъяснил «НГ» доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев. — Ему на смену пришел спекулятивный. Есть классическая схема кругооборота средств: «деньги — товар — производство — товар-штрих — деньги-штрих». Условно говоря, у нас есть деньги, мы купили на них песок (товар), сделали из него стакан (производство), продали его уже по более высокой стоимости (товар-штрих), вернули свои деньги и получили прибыль (деньги-штрих). Некоторые предприниматели поняли, что заниматься производством хлопотно и не особо выгодно. Они исключили это звено из цепочки. Получился спекулятивный цикл «деньги — товар — деньги-штрих». На следующем этапе решили, что и с товаром возни тоже много. А что если без него обойтись? Так вышли на формулу «деньги — ценные бумаги — деньги-штрих». То есть вообще исключили товарную составляющую. Так родилась виртуальная экономика, так называемая финансоника. А под нее достаточно печатать необеспеченные деньги, выпускать необеспеченные ценные бумаги. Вся эта масса ликвидности не доходит до реального сектора, а вращается на рынках, биржах, превосходя товарную массу в десятки, а то и сотни раз.
В итоге фондовые индексы растут, обновляя исторические максимумы и все больше отрываясь от реальной стоимости компаний и их доходности. Финансовый пузырь раздувается и в одно прекрасное время, как гнойный нарыв, лопается. В кризисе оказывается либо конкретный рынок, страна, либо вся мировая экономика.
Принято считать, что жизнь взаймы — это удел бедных. Но в реальности самые большие долги как раз у богатых. Во многих развитых государствах госдолг превышает ВВП в полтора-два раза. Здесь все зависит от спроса на государственные облигации и готовности инвесторов вкладывать в них средства. Например, японские бумаги считаются одними из самых надежных, приносящих стабильный доход. Этим объясняется столь высокий уровень госдолга Японии — более 200 процентов от ВВП. Швейцария, Люксембург, Голландия также имеют чрезмерно большой внешний долг, но они не беспокоятся из-за этого, потому что все привозят им деньги на хранение.
— Жить в долг — это большое искусство, — говорит Валерий Байнев. — Это высший пилотаж экономики, когда ты используешь чужие ресурсы для собственного развития. У кого самые большие долги? У того, кто эмитирует так называемые ценные бумаги и приобретает на них реальные активы. Госдолг США — 22 триллиона долларов. А они богатеют. В этом как раз искусство и состоит, чтобы убедить в ценности своей бумаги. Но для этого, конечно, надо иметь соответствующую экономику и вооруженные силы, чтобы ни у кого не возникало сомнений в покупательной способности доллара или евро.
Кстати, государственный долг Беларуси на начало мая этого года составил 43,7 миллиарда рублей, или примерно 35 процентов к ВВП при пороговом значении экономической безопасности в 45 процентов.
Колоссальная закредитованность мировой экономики дает некоторым аналитикам повод говорить о неизбежности нового глобального кризиса. Конечно, с точностью предсказать его начало невозможно. Это как в метеорологии — дождя может и не быть вовсе, но зонтик лучше прихватить. Тем не менее Валерий Байнев обращает внимание на цикличность развития мировой экономики:
— Она проистекает из противостояния реального сектора и банковско-финансового, при котором деньги периодически перетекают из сферы производства в спекулятивную и обратно. Это сопровождается спадами и подъемами производства. Если деньги уходят из реального сектора, то производство товаров сокращается, растет безработица, раздувается пузырь из виртуальных активов. Назревает кризис. И тут приходят люди (типа Дональда Трампа), которые пытаются вернуть в страну производство, инвестора, вспоминают об индустриализации. Начинается подъем промышленности. А это рабочие места, зарплаты, налоги, увеличение объема товаров и услуг. Как только пик инвестиционной активности проходит и «стрижка баранов» заканчивается, начинается обратный процесс — переток денег в виртуальную экономику. Такие финансово-экономические качели сопровождают мировую экономику. Хорошо это или плохо? Если следовать диалектике, развитие есть результат борьбы противоположностей, конкуренции.
Конечно, кто-то успевает на этом хорошенько погреть руки. По словам эксперта, хорошо живется только в том доме, который ты сам для себя спроектировал и построил. Нынешняя конструкция мировой экономики напоминает здание, фундаментом которого служат доллар как мировая валюта, ВТО, МВФ, Всемирный банк и другие элементы. Это глобальное международное здание США и их союзники спроектировали после Второй мировой вой-ны. Все остальные вынуждены жить в этом доме, следуя установленным правилам. Само это здание служит гарантом платежеспособности США, даже если они и дальше будут печатать доллары теми же темпами.
— Но на любой яд всегда найдется противоядие, — уверен Валерий Байнев. — Это хорошо поняли китайцы, начавшие выстраивать свое глобальное здание мировой экономической системы через реализацию инициативы «Один пояс и один путь». И этот проект становится все более привлекательным для мирового сообщества.
ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
• В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина — тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий.
• 24 октября 1929 года (Черный четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало Великой депрессии. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы 40 млрд долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 1930-х годов.
• Нефтяной кризис 1973 года возник на фоне событий очередной арабо-израильской войны. Государства — члены ОПЕК заявили о своем решении сократить добычу нефти и прекратить экспорт в те страны, которые поддержали Израиль в этом военном конфликте. В итоге в течение одного года цены на нефть поднялись в 4 раза. Описываемые события сыграли положительную роль для экспортеров нефти и отрицательно сказались на покупателях. Советский Союз в итоге занял ведущее место среди продавцов энергоресурсов и значительно усилил свой международный авторитет.
• Рост цен на энергоносители стал причиной кризиса в крупных развитых странах — Франции, Италии, США, ФРГ и Японии. Начались проблемы с энергоснабжением, подскочили цены на бензин, упало производство, выросла инфляция. Падение производства вызвало рост безработицы.
• В 1997 году случилось самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис стал следствием ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина — девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на 2 триллиона долларов.
• Финансовый кризис 2008 года начался с проблем на американском рынке ипотечного кредитования, когда банки выдавали кредиты до 130 процентов от стоимости жилья. Для расчетов использовалась ставка LIBOR, которая существенно выросла к концу 2007 года, после чего начались банкротства ипотечных заемщиков. Первым рухнул фонд American Home Mortgage. Он потянул за собой крупнейшие мировые банки Deutche Bank и JPMorgan. Затем начала обваливаться нефть — со 147 долларов до менее 40 долларов за баррель. Крупнейшие банки и корпорации обратились за помощью к правительствам в США, Германии, Франции, Канаде. В 2009 году мировая экономика впервые после Второй мировой войны показала отрицательный рост.
konon@sb.by