Продолжение нетленной трагедии Шекспира в музыкальном академическом театре — Ромео стал контрабандистом и закрутил с Кармеллой
09.01.2021 14:20:00
Елена БАСИКИРСКАЯ
В заголовке строчка из либретто Карена Кавалеряна в спектакле «Ромео vs. Джульетта. ХХ лет спустя». В новой постановке Белорусского государственного академического музыкального театра композитор, заслуженный артист России Аркадий Укупник и Карен Кавалерян предлагают взглянуть, как сложилась бы жизнь влюбленных, если бы он не выпил яд, а она не заколола себя кинжалом. Сюжет получился острым и драматичным. Вместе с нашими актерами его раскрыл российский режиссер и балетмейстер, лауреат международных конкурсов Илья Устьянцев. Что произошло 20 лет спустя?
Постановка удивила сразу. Появлением загадочного человека в черном во время городского праздника в Генуе. Именно он затевает интригу, в которую втянуты не только Ромео и Джульетта, но и их дочь Виолетта. Итак, что же мы видим? Ромео, лишенный средств к существованию, становится удачливым контрабандистом, крутит шашни с певичкой из Таверны Кармеллой. Виолетта влюблена в молодого капитана Франческо — сына того самого графа Париса, который 20 лет назад должен был обвенчаться с Джульеттой, но так и не получил ее руки, а тем более сердца. Рассказывать можно много и долго. Действительно, как отметил главный режиссер, это два с половиной часа приобретения. От себя добавлю: прекрасно все — оркестр, балет, солисты, декорации, костюмы, свет, звук…
Гостя из России — режиссера-постановщика Илью Устьянцева за время репетиций полюбили актеры от пятого действия до главных героев, он приложил максимальные творческие усилия, чтобы спектакль не просто прошел красиво, а удивил, запомнился зрителям практически в деталях:
— Мне как приглашенному режиссеру работать было максимально комфортно, поскольку потенциал и профессионализм белорусских театралов на высочайшем уровне. «Слушай, старик, дай задачу», — обращались ко мне на площадке и предлагали огромное количество вариантов ее решения.
Когда Адам Мурзич увидел эту постановку в московской оперетте, то засомневался, что можем создать такие же декорации и костюмы. И зря. Художники Андрей Меренков и Валентина Правдина стилизовали наряды героев сообразно их характерам. В плане музыки — впервые в постановке использовали индивидуальный микрофон на каждый струнный инструмент. Скрипка, виолончель, альт…
Герои сохранили черты шекспировских, но спустя 20 лет произошла деформация в их характерах, которой сложно избежать. Казалось бы, вот-вот распадется священный союз, обвенчанный братом Лоренцо, но нет… Совершенное по зову души минует преграды и обретет счастье.
— Меня сразу заинтриговал сюжет, захотелось прожить необычную роль Ромео и испытать себя в новом амплуа, отыскать вспыльчивость и жесткость. Ведь мой персонаж задуман отнюдь не романтичным, это герой драматический, — утверждает Артем Хомиченок.
ДЖУЛЬЕТТА Маргарита Александрович перед кастингом перечитала Шекспира и в очередной раз была поражена страстям. В голове прокручивала множество вариантов, какой может стать ее героиня 20 лет спустя. С режиссером определили самый оптимальный образ. У второй Джульетты Натальи Дементьевой и вовсе могло произойти раздвоение личности. В спектакле она сыграла к тому же певицу из Таверны Кармеллу — любовницу Ромео:
— Если роль Джульетты в общих чертах я представляла, то Кармеллы — совсем нет. Это контрастные персоны, две стороны одной богини — Ева и Лилит, белая и черная. По праву рождения эмоции и устремления главной героини благородны, Кармелла же живет инстинктами, а взобралась на вершину дна лишь благодаря таланту, красоте и характеру. Почему Ромео ею увлекся? Как сказал Ницше, если долго смотреть в бездну, то она начинает вглядываться в тебя.
Однако бездна не смогла одолеть влюбленных — ни Ромео с Джульеттой, ни их дочерью Виолеттой с женихом, а впоследствии и мужем капитаном Франческо. Обвенчал молодых тот же францисканский монах Лоренцо, как когда-то втайне и родителей девушки. Дебютантка Наталья Чебелко, сыгравшая Виолетту, прониклась музыкальным языком постановки:
— В моей героине сочетаются благородство матери, а также взрывной характер и непокорность. Важно в исполнении найти баланс и не поддаваться излишней лиричности или импульсивности. Это одна из моих любимых ролей.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», однако в новом мюзикле все совсем по-другому. Герои, пройдя через тернии, вновь обрели счастье, жизнь заиграла новыми красками. В реальности все гораздо сложнее, чем в искусстве, резюмировал Карен Кавалерян. Но в том числе и творческие истории, пусть не основанные на реальных событиях, доказывают: если поступать по совести и не вестись на обманчивые эмоции — все сложится, как и мечтали.
basikirskaya@sb.by