Новый драматический театр приглашает зрителей на премьеру ностальгического спектакля «Белые росы»
16.10.2024 08:56:00
Новый драматический театр недавно пригласил зрителей на премьеру ностальгического спектакля «Белые росы». Киносценарий Алексея Дударева на театральной сцене воплотила молодой режиссер Елизавета Машкович. Ностальгическая премьера приурочена сразу к нескольким внушительным датам: 40‑летию выхода на экраны одноименного художественного фильма Игоря Добролюбова по сценарию Алексея Дударева и приближающемуся 100‑летию белорусского кино.
Получилось довольно увлекательное и сентиментальное путешествие в прошлое, пронизанное светлым чувством ностальгии. Теплая история о доме, о семье, о Родине. Однако спектакль совсем не спекулирует на прошлом, он предлагает оригинальные актерские работы и собственное прочтение материала. Елизавета Машкович как представитель молодого поколения предложила свой взгляд на историю и свои режиссерские ходы. В премьере активно используются живые звуки, при помощи музыкальных инструментов и предметов создается своеобразная симфония дома, дома как живого существа. Также сделан яркий акцент на любовном треугольнике. Важны для спектакля его женские образы, несущие в себе созидательное и гармоничное значение.
Все женские роли, кстати, в премьере исполняет одна талантливая актриса — Надежда Анципович, лауреат Национальной театральной премии за роль Гели в «Варшавской мелодии». Ход для современного театра не новый, однако в этом случае довольно выигрышный. Анципович успевает побывать и запутавшейся женой Васьки Марусей, и добродушной почтальонкой Веркой, и ее ворчливой матерью Матруной. И еще не ясно, какой образ приносит актрисе наибольшее удовольствие.
Премьерный спектакль в НДТ не пытается повторить интонации героев и настроение фильма Игоря Добролюбова, а создает собственный полноценный мир. Кадры из ленты Добролюбова присутствуют в постановке, но они, напротив, словно подчеркивают ту дистанцию, которая неизбежно возникла между нашим временем и периодом создания фильма. Светлая лирическая интонация и теплая сентиментальность народной комедии временами сменяются подлинным драматизмом.
В постановке звучит много хитов советской эпохи («Мой адрес — Советский Союз», «Трава у дома», «Малиновка»), поэзия Арсения Тарковского, Марины Цветаевой, песни Елены Фроловой, конечно же, любимый хит «Страдания» («Обломал немало веток, наломал немало дров…») из кинофильма Игоря Добролюбова на слова Михаила Танича и музыку Яна Френкеля. Куда же без нее!
Актеры стараются погрузиться в историю как можно глубже, найти новые краски, удивить зрителя. Федос у Сергея Широчина получился степенным деревенским философом. Он искренне переживает за судьбы детей, но считает, что каждый из них должен пройти свой путь. Василий Ницко предложил свое интересное прочтение образа вредного соседа Тимофея.
Молодежь, придя на «Белые росы» в Новый театр, может быть, узнает что‑то новое о поколении дедов и отцов. Увидит, какими наивными порой они были, как воплощали свои мечты в жизнь без гаджетов и социальных сетей. Старшее поколение, возможно, всплакнет на отдельных сценах, хотя спектакль Елизаветы Машкович совсем не давит на слезу и не пытается выглядеть реконструкцией а‑ля «Старые песни о главном». Это очень белорусская, очень советская история, рассказанная новыми театральными средствами и от души.
Добрый зритель в девятом ряду.
Получилось довольно увлекательное и сентиментальное путешествие в прошлое, пронизанное светлым чувством ностальгии. Теплая история о доме, о семье, о Родине. Однако спектакль совсем не спекулирует на прошлом, он предлагает оригинальные актерские работы и собственное прочтение материала. Елизавета Машкович как представитель молодого поколения предложила свой взгляд на историю и свои режиссерские ходы. В премьере активно используются живые звуки, при помощи музыкальных инструментов и предметов создается своеобразная симфония дома, дома как живого существа. Также сделан яркий акцент на любовном треугольнике. Важны для спектакля его женские образы, несущие в себе созидательное и гармоничное значение.
Все женские роли, кстати, в премьере исполняет одна талантливая актриса — Надежда Анципович, лауреат Национальной театральной премии за роль Гели в «Варшавской мелодии». Ход для современного театра не новый, однако в этом случае довольно выигрышный. Анципович успевает побывать и запутавшейся женой Васьки Марусей, и добродушной почтальонкой Веркой, и ее ворчливой матерью Матруной. И еще не ясно, какой образ приносит актрисе наибольшее удовольствие.
Премьерный спектакль в НДТ не пытается повторить интонации героев и настроение фильма Игоря Добролюбова, а создает собственный полноценный мир. Кадры из ленты Добролюбова присутствуют в постановке, но они, напротив, словно подчеркивают ту дистанцию, которая неизбежно возникла между нашим временем и периодом создания фильма. Светлая лирическая интонация и теплая сентиментальность народной комедии временами сменяются подлинным драматизмом.
Лента «Белые росы» долгое время оставалась самой кассовой в истории белорусского кинематографа — до выхода фильма Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино».Спектакль не существует в конфликте с картиной Добролюбова — он, скорее, благодарность этому кинематографическому феномену, жест уважения легендарному фильму и предыдущим поколениям. Для режиссера в этой истории нет положительных и отрицательных персонажей. Все они ей одинаково дороги.
В постановке звучит много хитов советской эпохи («Мой адрес — Советский Союз», «Трава у дома», «Малиновка»), поэзия Арсения Тарковского, Марины Цветаевой, песни Елены Фроловой, конечно же, любимый хит «Страдания» («Обломал немало веток, наломал немало дров…») из кинофильма Игоря Добролюбова на слова Михаила Танича и музыку Яна Френкеля. Куда же без нее!
Актеры стараются погрузиться в историю как можно глубже, найти новые краски, удивить зрителя. Федос у Сергея Широчина получился степенным деревенским философом. Он искренне переживает за судьбы детей, но считает, что каждый из них должен пройти свой путь. Василий Ницко предложил свое интересное прочтение образа вредного соседа Тимофея.
Крайне эмоционально заразительным вышел Василий у Федора Песецкого. «С утра взглянет на солнце — целый день счастливый», — сказано именно про него. Заряд позитива, доброты, теплого и участливого отношения к людям, любовь к Марусе удалось передать молодому исполнителю очень точно.Стараются соответствовать этой пронзительной интонации и исполнители ролей Андрея (Дмитрий Тиханович) и Сашки (Дмитрий Кузнецов). Мишка Кисель у Степана Кравчука действительно не выглядит отрицательным героем, а тоже пытается искренне понять, в чем его место на земле и предназначение.
Молодежь, придя на «Белые росы» в Новый театр, может быть, узнает что‑то новое о поколении дедов и отцов. Увидит, какими наивными порой они были, как воплощали свои мечты в жизнь без гаджетов и социальных сетей. Старшее поколение, возможно, всплакнет на отдельных сценах, хотя спектакль Елизаветы Машкович совсем не давит на слезу и не пытается выглядеть реконструкцией а‑ля «Старые песни о главном». Это очень белорусская, очень советская история, рассказанная новыми театральными средствами и от души.
Добрый зритель в девятом ряду.