В Минске не заселены сотни квартир при огромной очереди на жилье
06.12.2018 21:44:47
Людмила ГЛАДКАЯ
Просторная новая четырехкомнатная квартира по улице Денисовской в Минске ждет своих жильцов с 2015 года. Именно тогда она перешла на баланс города. Но необжитые стены и сегодня сиротливо глядят друг на друга, счета же за коммунальные услуги выставляются исправно. К примеру, за октябрь к уплате было начислено 62 рубля... По данным Комитета госконтроля, в Минске сотни пустующих новых квартир и «вторички», которые в жилфонде «накапливались» с 2011 года. Это при том, что в городе вопрос жилья стоит особенно остро, а в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий — более 200 тысяч человек. С чего вдруг такая расточительность?
Эти неприятные факты, характерные для всех районов города, вскрыл КГК, проверяя работу по сокращению количества незаселенного государственного жилищного фонда. Результаты ужасают, не скрывает Николай Зеньчик, начальник управления контроля за использованием государственной собственности КГК:
— Мы увидели формализм и безответственность, граничащие с бесхозяйственностью. Отсюда и закономерный итог — ежегодный рост пустующего госжилфонда. На начало марта этого года его количество составило 965 жилых помещений.
Больше всего — бесплатно переданных Мингорисполкому застройщиками новых квартир, их 553. Сюда должны были переселить людей из сносимых домов, и изменить предназначение этого жилья вправе только Президент. Однако на самом деле, отмечают в КГК, потребности в таких объемах жилплощади именно для этой цели не было: «Несмотря на это, Мингорисполком не принимал должных мер, чтобы использовать квартиры эффективно, к примеру, для сокращения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий». Уточню, что расходы по финансированию незаселенного жилья до 2015 года несли балансодержатели, а c 2015–го возмещались городским бюджетом. Из него только за последние 3,5 года израсходовано 0,76 млн рублей.
Чуть больше трети пустующего госжилфонда (32%) — вторичное, арендное жилье. Таких квартир 308. Хотя Жилищным кодексом установлено жесткое требование по заселению жилья в течение одного месяца после его освобождения. В Минске эта норма, как видим, не соблюдалась, а отдельные жилплощади пустовали более 10 лет. Объясняют это, к примеру, необходимостью ремонта. «Из 162 требующих ремонта помещений он проводился только в 29, хотя на эти цели выделено более миллиона рублей», — констатирует собеседник. Еще 42 квартиры находятся в домах барачного типа, домах, требующих капремонта, сноса, или они не соответствуют теххарактеристикам...
От года до 12 лет простаивают и 28 квартир маневренного, временного фонда. Причина — отсутствие грамотного анализа реальных нужд в таком жилье и непринятие мер для изменения его целевого назначения. Отсутствие должного планирования и анализа фактической потребности привели к долговременному незаселению 76 новых квартир, специально построенных для людей, живущих в ветхих и аварийных домах, детских домах семейного типа, пустовавших более года и в конечном итоге с согласия Президента переведенных в состав соцжилья.
А теперь о расходах по содержанию пустующих жилых метров в городе. Общая сумма только за период 2015 — 2017 гг. — 1 млн рублей. При этом задолженность коммунальных предприятий Минска на начало 2018–го достигла 1,2 млн руб. и перспективы ее погашения сомнительны, ведь у предприятий нет лишних средств.
— Говорить о сокращении ветхого и аварийного госжилфонда тоже не приходится, так как в Минске нет реальной системы по выявлению такого жилья и нет его достоверного учета, — Николай Зеньчик приводит данные Мингорисполкома: на начало 2018 года в городе площадь ветхого и аварийного госжилфонда составила 4.815 кв. м.
В госстатотчетности цифра другая: всего 1.299 кв. м. То есть в госстатотчетность далеко не всегда вносилась объективная информация.
Вот ведь парадокс! Даже бесплатно полученные горисполкомом от застройщиков квартиры стали не источником доходов и решения жилищных проблем населения, а причиной бессмысленных расходов, вымывающих средства бюджета и предприятий–балансодержателей. Информация о результатах мониторинга направлена в Минский горисполком для принятия соответствующих мер.