Станкостроительная отрасль по итогам 2022 года показала рост объемов производства — почти 127 процентов
26.01.2023 08:54:19
Инна ГОРБАТЕНКО
Станкостроение наравне с микроэлектроникой — ключевые приоритеты единой промышленной политики Беларуси и России. Формирование межгосударственного станкостроительного кластера осенью анонсировал Премьер-министр Роман Головченко. В нынешних условиях очевидно, насколько правильным было решение сохранять отечественное станкостроение. Сейчас перед нашими заводами стоит стратегическая задача — в кратчайшие сроки освоить производство станков и обрабатывающих центров нового типа.
Станкостроение Беларуси обладает более чем вековым опытом и традициями производства металлообрабатывающего оборудования и инструмента. Например, Станкостроительный завод им. Кирова ведет свою историю с 1881 года, а Оршанский станкозавод «Красный борец» — с 1900-го. В советское время Беларусь могла производить практически полный спектр станков.
Однако распад Союза и разрыв экономических связей показали, что в стране недостаточно развита подетальная специализация, которая бы позволила ритмично работать предприятиям-гигантам. Станкостроение в постсоветский период долгое время находилось в сложном экономическом положении, говорит начальник отдела станкоинструментальной промышленности Министерства промышленности Андрей Гиржон:
— В 1991 — 1995 годах после общего спада производства в период экономического кризиса на станкостроительной и инструментальной промышленности негативно сказалось снижение спроса на дорогостоящее наукоемкое оборудование. Стабилизировать производство и освоить новые конкурентоспособные изделия позволили государственная поддержка и другие преференции для ряда предприятий в 1999 — 2002 годах. В итоге выпуск металлорежущих станков, например, к 2010 году был увеличен на 43,4 процента по сравнению с 1995‑м.
На заводе «СтанкоГомель» сохранили возможность производства полного цикла станков.
В непростой период практически все станкостроительные заводы в стране не прекращали работать. Сохранились конструкторская и технологическая школы, подчеркнул Андрей Гиржон. Это и стало отправной точкой для новой эры в истории белорусского станкостроения.
Сегодня станкостроительные заводы есть в Минске, Орше, Витебске, Молодечно, Гомеле, Барановичах и Пинске. Они производят разнообразные металлорежущие станки, автоматические линии, инструмент и технологическую оснастку для станков. Гомельские заводы «Центролит» и «Гидропривод» обеспечивают белорусские предприятия чугунным литьем и станочными узлами, инструментальные заводы Минска, Орши и Кобрина — металлорежущим инструментом…
Отечественное оборудование не уступает импортному.
В 2021 году на основании этого документа разработана программа, включающая станкостроительную отрасль. Нужно было создать условия для эффективного развития организаций, чтобы повысить их конкурентоспособность, развить экспортный потенциал для расширения присутствия отечественных производителей на основных рынках, ускорить инновационное развитие за счет выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. А также внедрить современные высокоточные средства производства и системы управления качеством продукции.
Одним словом, работа проделана немалая, многое еще предстоит сделать. Однако уже сейчас среди всех станкостроительных предприятий в области металлообрабатывающего оборудования сложилась своя специализация. Так, тяжелые портальные станки фрезерно-расточной группы изготавливает МЗОР, шлифовальное оборудование — станкозавод «Красный борец», протяжные станки — Станкостроительный завод им. Кирова. Фрезерное оборудование выпускает «СтанкоГомель». Он же вместе с МЗАЛ делает фрезерно-сверлильно-расточные обрабатывающие центры для изготовления высокоточных деталей в автомобильной промышленности.
Инженер-программист Роман Зайцев настраивает оборудование.
Многие позиции критического импорта станкостроительных предприятий уже закрыли наши российские партнеры. Например, числовое программное управление теперь поставляют российские компании, как и еще одну критическую позицию — шарико-винтовые передачи. Эти изделия широко используются в станкостроении, робототехнике, без них не обойтись в авиационной и космической технике, атомной энергетике. Параллельно развивается сотрудничество с другими странами. Налажены поставки линейных направляющих, высокоточных подшипников, револьверных головок из дружественных стран.
— Чтобы исключить создание избыточных дублирующих производств в рамках Союзного государства, наши страны достигли договоренности об обмене информацией, — акцентировал внимание Андрей Гиржон. — Зная потребности и возможные максимальные объемы производства станочного оборудования друг друга, такой ситуации удастся избежать. Все эти нюансы будут обсуждаться во время рабочих встреч с руководством профильного департамента Министерства промышленности и торговли.
Технологические возможности и научный потенциал двух стран будут способствовать реализации этих проектов и станут весьма серьезным достижением.
— Равный доступ к госзакупкам — это благо для любого предприятия. Сегодня рынок России испытывает дефицит в новых станках. Для белорусских станкостроителей открылось дополнительное окно возможностей для развития производства, роста экспорта, и мы эту возможность не упустим.
Наши производители станочного оборудования намерены заполнить рынок в масштабах союза Беларуси и России.
В качестве наиболее показательного примера перспектив сотрудничества в области станкостроения Андрей Гиржон назвал подготовку научно-технической программы Союзного государства по станкостроению. Первостепенное внимание в ней уделено формированию единого научно-технического пространства через объединение достижений белорусских и российских школ. Конечная цель программы — оснастить предприятия высокопроизводительным оборудованием и технологиями, чтобы они могли серийно выпускать современные изделия.
Пришло время с помощью объединенных потенциалов и совместными усилиями не только возродить утраченные позиции, но и в кратчайшие сроки достигнуть мирового уровня, сказал собеседник:
— Приоритетное внимание в текущем году уделим решению вопроса импортозамещения комплектующих. Второй блок вопросов, которыми будем активно заниматься, — модернизация, техперевооружение.
На сегодняшний день с привлечением кредитных ресурсов России планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, среди которых — создание производства многофункционального обрабатывающего оборудования («СтанкоГомель») и создание линейки зубообрабатывающего оборудования («ВИСТАН»). Это поспособствует увеличению объемов производства, росту числа разработок и развитию новых производственных направлений.
Сохраненные компетенции в области станкостроения заводы планируют развивать.
Как это устроено? Информация о планируемых закупках импортного оборудования обобщается и направляется на станкостроительные предприятия. Они в свою очередь изучают возможности разработать новые виды оборудования и освоить их производство на своих мощностях.
Для удовлетворения всей потребности рынка Беларуси в металлообрабатывающем оборудовании и расширения выпускаемой линейки предприятия выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Положительное движение есть. «СтанкоГомель», например, в рамках Государственной программы «Станки и инструменты» разработал пятиосевой обрабатывающий центр, который не уступает лучшим мировым аналогам. Конструктивно он близок к немецким станкам фирмы Hermle, считающейся мировым лидером в данном сегменте.
Также в рамках программы «Инновационное машиностроение и машиностроительные технологии» станкозавод «Красный борец» разрабатывает шлифовальный центр с числовым программным управлением для комплексной интегрированной обработки конструкционных материалов. «СтанкоГомель» работает над токарно-фрезерным обрабатывающим центром тоже с ЧПУ, «Кузлитмаш» — над линейкой универсальных кривошипных горячештамповочных прессов усилием до 25 МН с расширенными технологическими возможностями, а также новой линейки механических пресов точной штамповки усилием до 2500 тонн...
Даже в условиях введенных санкционных ограничений, с которыми столкнулись белорусские заводы, станкостроительная отрасль по итогам 2022 года показала рост объемов производства. Он составил почти 127 процентов. Темпы роста экспорта товаров достигли отметки 140 процентов. По прогнозу, в 2023 году также планируется положительная динамика.
gorbatenko@sb.by
Фото Татьяны Кругляк и Ивана Яривановича.
Станкостроение: эпоха возрождения
Собственное станкостроение — залог количественного и качественного развития других отраслей промышленности, ведь оно играет ключевую роль в обновлении парка технологического оборудования, от него зависят темпы и качество производства продукции.Станкостроение Беларуси обладает более чем вековым опытом и традициями производства металлообрабатывающего оборудования и инструмента. Например, Станкостроительный завод им. Кирова ведет свою историю с 1881 года, а Оршанский станкозавод «Красный борец» — с 1900-го. В советское время Беларусь могла производить практически полный спектр станков.
Однако распад Союза и разрыв экономических связей показали, что в стране недостаточно развита подетальная специализация, которая бы позволила ритмично работать предприятиям-гигантам. Станкостроение в постсоветский период долгое время находилось в сложном экономическом положении, говорит начальник отдела станкоинструментальной промышленности Министерства промышленности Андрей Гиржон:
— В 1991 — 1995 годах после общего спада производства в период экономического кризиса на станкостроительной и инструментальной промышленности негативно сказалось снижение спроса на дорогостоящее наукоемкое оборудование. Стабилизировать производство и освоить новые конкурентоспособные изделия позволили государственная поддержка и другие преференции для ряда предприятий в 1999 — 2002 годах. В итоге выпуск металлорежущих станков, например, к 2010 году был увеличен на 43,4 процента по сравнению с 1995‑м.
На заводе «СтанкоГомель» сохранили возможность производства полного цикла станков.
В непростой период практически все станкостроительные заводы в стране не прекращали работать. Сохранились конструкторская и технологическая школы, подчеркнул Андрей Гиржон. Это и стало отправной точкой для новой эры в истории белорусского станкостроения.
Сегодня станкостроительные заводы есть в Минске, Орше, Витебске, Молодечно, Гомеле, Барановичах и Пинске. Они производят разнообразные металлорежущие станки, автоматические линии, инструмент и технологическую оснастку для станков. Гомельские заводы «Центролит» и «Гидропривод» обеспечивают белорусские предприятия чугунным литьем и станочными узлами, инструментальные заводы Минска, Орши и Кобрина — металлорежущим инструментом…
Номенклатура производимых станков охватывает все девять групп по принятой в станкостроении классификации, а также деревообрабатывающие станки. Это позволяет удовлетворить технические потребности предприятий различных отраслей.Министерство промышленности в 2020 году разработало и утвердило, а Совет Министров согласовал стратегию развития такого вида экономической деятельности, как производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки. Она рассчитана на десятилетний период.
Отечественное оборудование не уступает импортному.
В 2021 году на основании этого документа разработана программа, включающая станкостроительную отрасль. Нужно было создать условия для эффективного развития организаций, чтобы повысить их конкурентоспособность, развить экспортный потенциал для расширения присутствия отечественных производителей на основных рынках, ускорить инновационное развитие за счет выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. А также внедрить современные высокоточные средства производства и системы управления качеством продукции.
Одним словом, работа проделана немалая, многое еще предстоит сделать. Однако уже сейчас среди всех станкостроительных предприятий в области металлообрабатывающего оборудования сложилась своя специализация. Так, тяжелые портальные станки фрезерно-расточной группы изготавливает МЗОР, шлифовальное оборудование — станкозавод «Красный борец», протяжные станки — Станкостроительный завод им. Кирова. Фрезерное оборудование выпускает «СтанкоГомель». Он же вместе с МЗАЛ делает фрезерно-сверлильно-расточные обрабатывающие центры для изготовления высокоточных деталей в автомобильной промышленности.
Точки сближения
Вопрос номер один на повестке дня — повышение эффективности импортозамещения в условиях санкционных ограничений, с которыми столкнулись станкостроительные предприятия Союзного государства. Для выработки совместных мер, чтобы задействовать потенциал промышленности обеих стран и сформировать единую промышленную политику, Минпром Беларуси и Минпромторг России создали рабочую группу по направлению «Станкостроение».Инженер-программист Роман Зайцев настраивает оборудование.
Многие позиции критического импорта станкостроительных предприятий уже закрыли наши российские партнеры. Например, числовое программное управление теперь поставляют российские компании, как и еще одну критическую позицию — шарико-винтовые передачи. Эти изделия широко используются в станкостроении, робототехнике, без них не обойтись в авиационной и космической технике, атомной энергетике. Параллельно развивается сотрудничество с другими странами. Налажены поставки линейных направляющих, высокоточных подшипников, револьверных головок из дружественных стран.
— Чтобы исключить создание избыточных дублирующих производств в рамках Союзного государства, наши страны достигли договоренности об обмене информацией, — акцентировал внимание Андрей Гиржон. — Зная потребности и возможные максимальные объемы производства станочного оборудования друг друга, такой ситуации удастся избежать. Все эти нюансы будут обсуждаться во время рабочих встреч с руководством профильного департамента Министерства промышленности и торговли.
Технологические возможности и научный потенциал двух стран будут способствовать реализации этих проектов и станут весьма серьезным достижением.
Импортонезависимость
Одна из 28 союзных интеграционных программ, утвержденных Высшим государственным Советом Союзного государства в ноябре 2021 года, а именно 20‑я, посвящена единой промышленной политике. Она открыла доступ российским предприятиям к госзакупкам в Беларуси, а белорусским — в России. Что это значит для станкостроительной отрасли, объяснил Андрей Гиржон:— Равный доступ к госзакупкам — это благо для любого предприятия. Сегодня рынок России испытывает дефицит в новых станках. Для белорусских станкостроителей открылось дополнительное окно возможностей для развития производства, роста экспорта, и мы эту возможность не упустим.
Наши производители станочного оборудования намерены заполнить рынок в масштабах союза Беларуси и России.
В качестве наиболее показательного примера перспектив сотрудничества в области станкостроения Андрей Гиржон назвал подготовку научно-технической программы Союзного государства по станкостроению. Первостепенное внимание в ней уделено формированию единого научно-технического пространства через объединение достижений белорусских и российских школ. Конечная цель программы — оснастить предприятия высокопроизводительным оборудованием и технологиями, чтобы они могли серийно выпускать современные изделия.
Пришло время с помощью объединенных потенциалов и совместными усилиями не только возродить утраченные позиции, но и в кратчайшие сроки достигнуть мирового уровня, сказал собеседник:
— Приоритетное внимание в текущем году уделим решению вопроса импортозамещения комплектующих. Второй блок вопросов, которыми будем активно заниматься, — модернизация, техперевооружение.
На сегодняшний день с привлечением кредитных ресурсов России планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, среди которых — создание производства многофункционального обрабатывающего оборудования («СтанкоГомель») и создание линейки зубообрабатывающего оборудования («ВИСТАН»). Это поспособствует увеличению объемов производства, росту числа разработок и развитию новых производственных направлений.
Есть куда расти
Сейчас в рамках технического перевооружения на период до 2025 года «БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» через организации системы Минпрома и других министерств и концернов собирает и анализирует информацию о планах закупки металлообрабатывающего оборудования. Первые результаты показали, что потребность организаций страны на ближайшие два года составляет почти 1600 единиц станочного оборудования. Среди них потребность организаций Министерства промышленности — более 1100 единиц оборудования, остальное — доля организаций других министерств.Сохраненные компетенции в области станкостроения заводы планируют развивать.
Как это устроено? Информация о планируемых закупках импортного оборудования обобщается и направляется на станкостроительные предприятия. Они в свою очередь изучают возможности разработать новые виды оборудования и освоить их производство на своих мощностях.
Для удовлетворения всей потребности рынка Беларуси в металлообрабатывающем оборудовании и расширения выпускаемой линейки предприятия выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Положительное движение есть. «СтанкоГомель», например, в рамках Государственной программы «Станки и инструменты» разработал пятиосевой обрабатывающий центр, который не уступает лучшим мировым аналогам. Конструктивно он близок к немецким станкам фирмы Hermle, считающейся мировым лидером в данном сегменте.
Также в рамках программы «Инновационное машиностроение и машиностроительные технологии» станкозавод «Красный борец» разрабатывает шлифовальный центр с числовым программным управлением для комплексной интегрированной обработки конструкционных материалов. «СтанкоГомель» работает над токарно-фрезерным обрабатывающим центром тоже с ЧПУ, «Кузлитмаш» — над линейкой универсальных кривошипных горячештамповочных прессов усилием до 25 МН с расширенными технологическими возможностями, а также новой линейки механических пресов точной штамповки усилием до 2500 тонн...
Даже в условиях введенных санкционных ограничений, с которыми столкнулись белорусские заводы, станкостроительная отрасль по итогам 2022 года показала рост объемов производства. Он составил почти 127 процентов. Темпы роста экспорта товаров достигли отметки 140 процентов. По прогнозу, в 2023 году также планируется положительная динамика.
gorbatenko@sb.by
Фото Татьяны Кругляк и Ивана Яривановича.