Владимир Каноник создал более 40 арт-объектов из автомобильных запчастей
03.02.2023 09:55:00
Инна ГОРБАТЕНКО
Как превратить груду железного хлама в произведение искусства, знает Владимир Каноник. Этот уникальный художник из городка Фаниполь под Минском удивляет фантастическими работами в стиле стимпанк. Он превращает автомобильные детали в персонажей легенд и сказок, в которых причудливо переплетаются детали техники и волшебные сюжеты. Многие его работы можно увидеть на автомобильных заправках по всей Беларуси.
Своими идеями о том, как придать шарм белорусским заправкам, художник поделился с дирекцией предприятия «Белоруснефть». Аргументы были в буквальном смысле железными, и вскоре родился первый арт-объект — ретроавтомобиль с настоящим клаксоном в минском микрорайоне Сухарево. Необычную скульптуру здешние жители приняли с восторгом. И пошло-поехало!
Сегодня на творческом счету Владимира Каноника более 40 уникальных инсталляций. Созданные по мотивам сказок, легенд и преданий композиции есть и в больших, и в малых городах. Их размещают в парках и скверах, на заправках и площадях. Могучий и грациозный зубр впечатляет автомобилистов на заправке в минском микрорайоне Масюковщина, необычный филин будоражит воображение прохожих около Физико-технического института Национальной академии наук, а посетителей ботанического сада встречает техногенный гусар.
Пегас в Слуцке тоже появился не спонтанно. Это мифическое животное изображено на гербе города и считается одним из его геральдических символов...
Вместо красок у художника автомобильные запчасти. Ими мастера обеспечивают автомастерские. Однако если всю композицию выполнить из одних только деталей, то может получиться хаос, который трудно прочитывается. Поэтому отдельные узлы, например, пальцы и лица, скульптор выполняет из металла и композитного материала. Непосредственно сборка арт-объекта — процесс небыстрый. На каждую работу обычно уходит от месяца до полугода, подсчитал мастер.
Каждая инсталляция весит не меньше тонны. Независимо от погоды эти металлические исполины стоят, не шелохнутся. Конструкции получаются прочными и устойчивыми благодаря специальному фундаменту, на который устанавливается каркас. Потому никаких инцидентов с опрокидыванием не было. А вот человеческий фактор, увы, сказывается. Случается, недобросовестные прохожие решают прихватить с собой детальку-другую от арт-объекта. Чтобы работы не теряли красоты, раз в год Владимир Каноник объезжает каждую и реставрирует пострадавшие от рук вандалов и непогоды.
gorbatenko@sb.by
Легенда советского автопрома в руках мастера стала роботом-трансформером.
Заправский мастер
Необычные объекты техногенного искусства Владимира Каноника хорошо известны автомобилистам. Instagram полон travel-снимков с его инсталляциями на белорусских дорогах. Скульптор окончил Минское художественное училище имени Глебова в далеком 1986 году, потом — Львовскую академию печати по специальности книжная графика. Долгое время работал художником. С металлом, рассказывает мастер, имеет дело уже лет 15, а арт-объекты начал создавать около 10 лет назад.
— Когда освоил железо, вошел во вкус. Решил остаться на этой стезе. Работаю в технике стимпанк, в которой нашли продолжение идеи Жюля Верна, намного опередившего свое время. Самое сложное в работе с металлом — вдохнуть жизнь в образ, создать динамичные и эмоциональные композиции, чтобы они не выглядели застывшими во времени объектами, а казались живыми. По сути моя работа — это синтез труда художника и технаря. Причем сплошной экспромт. Без творческого подхода и понимания композиции — никак.
Своими идеями о том, как придать шарм белорусским заправкам, художник поделился с дирекцией предприятия «Белоруснефть». Аргументы были в буквальном смысле железными, и вскоре родился первый арт-объект — ретроавтомобиль с настоящим клаксоном в минском микрорайоне Сухарево. Необычную скульптуру здешние жители приняли с восторгом. И пошло-поехало!
Сегодня на творческом счету Владимира Каноника более 40 уникальных инсталляций. Созданные по мотивам сказок, легенд и преданий композиции есть и в больших, и в малых городах. Их размещают в парках и скверах, на заправках и площадях. Могучий и грациозный зубр впечатляет автомобилистов на заправке в минском микрорайоне Масюковщина, необычный филин будоражит воображение прохожих около Физико-технического института Национальной академии наук, а посетителей ботанического сада встречает техногенный гусар.
Среди работ художника — богатырь в Заславле, горный гном в Солигорске, рыцарь с мечом в Несвиже и Пегас в Слуцке, которого давно облюбовали молодожены для свадебных фотосессий. Мастер также нашел оригинальный способ дать вторую жизнь красным «Жигулям» в Фаниполе. Как и другие работы, скульптура поражает воображение деталями и символизмом. Легенда советского автопрома в умелых руках перевоплотилась в робота-трансформера, который по габаритам не уступает главному герою одноименного голливудского фильма Оптимусу Прайму. Вместо скелета — двери и крыша, вместо легких — фары. Грандиозный арт-объект высотой в два этажа пришлось собирать на улице — не поместился под крышей мастерской.
Экспромт в деталях
Уникальные скульптуры мастер создает в мастерской в Фаниполе. Там есть все необходимое: сварочный аппарат, молот, наковальня и гора металлолома. В творческой команде Владимира Каноника трудятся еще четыре человека: сварщик, кузнец, художник-живописец и сын, который работает за станками с программным управлением.
— Каждая инсталляция имеет привязку к местности, чаще всего к конкретному историческому факту или мифологическому преданию, — Владимир Каноник объясняет, как рождаются идеи. — Например, русалка на улице Свислочской в Минске появилась вовсе не случайно. Существует легенда, что здесь обитала дочь Водяного — хранителя «Дед-камня», которому наши предки приносили дары (вино, мед, молоко, вешали рушники) и считали целебным.
Вместо красок у художника автомобильные запчасти. Ими мастера обеспечивают автомастерские. Однако если всю композицию выполнить из одних только деталей, то может получиться хаос, который трудно прочитывается. Поэтому отдельные узлы, например, пальцы и лица, скульптор выполняет из металла и композитного материала. Непосредственно сборка арт-объекта — процесс небыстрый. На каждую работу обычно уходит от месяца до полугода, подсчитал мастер.
— Детализация работы — сплошной экспромт. Сразу выстраивается динамика фигуры, некий порыв, чтобы работа была словно в движении. В известной сцене из фильма «Титаник» главная героиня стоит на носу корабля, раскинув руки. Она не движется, но создается впечатление, будто она летит. Вот такого же эффекта я стараюсь достичь в своих работах, чтобы они казались одушевленными.
Сейчас мастер работает над дровосеком по мотивам сказки «Волшебник Изумрудного города», который появится в минском пригороде Колодищах. На днях еще один арт-объект под названием «Шчыра вiтаем» откроется на Варшавском мосту в Бресте. Владимир Каноник следует ключевой идее своего творчества — придорожные объекты могут и должны служить туристической привлекательности Беларуси, знакомству с ее национальной самобытностью. За идеями дело не встанет, их у художника полно!