На Ивьевщине испокон веков мирно живут представители разных конфессий
15.04.2023 09:02:00
Сергей ГРУДНИЦКИЙ
Белорусы не без оснований гордятся толерантностью и уважением ко всем конфессиям. Ивье же называют городом четырех религий. На протяжении веков здесь переплетались судьбы белорусов, русских, поляков, татар, евреев. А главное — народы жили в дружбе и терпимости, сохраняя свою веру и уважая традиции друг друга. Узнать об обычаях разных народов можно в музее национальных культур.
— История любого населенного пункта начинается с первых поселений, — вводит в курс дела Марина Позняк. — В нашем случае они располагались около деревень Миколаево и Морино. Эти стоянки установил известный белорусский археолог, наш земляк Леонид Поболь.
До недавнего времени считалось, что первое письменное упоминание об Ивье относится к 1444 году. Но сотрудники Института истории НАН, исследуя документы с описаниями литовских дорог, которые велись в канцелярии магистра Тевтонского ордена, нашли запись о том, что по дороге из Крево в Гродно есть населенные пункты, среди которых — Ивье. Установили, что сделана она могла быть не позже 1394 года. Так город «повзрослел» на 50 лет.
![](/upload/iblock/200/wvweqmpqdzdhivb20yc3sydemdivcbsp.jpg)
Ивьевщина располагалась на окраине Полоцкого княжества, поэтому первым на этих землях появилось христианство.
Самая молодая религия в Ивье — православие. До Великой Отечественной представителей этой конфессии было около 30 человек. Церковь в честь священномученика младенца Гавриила Белостокского была открыта в 1994 году.
А вот католическая конфессия — самая большая. Почти 70 процентов населения Ивья — католики. Местный храм заложили в конце XV века. В костеле сохранились вещи с многолетней историей. В частности, один из орнатов (литургическое облачение епископа и священника) XIX века в прошлом году передали в музей.
По тому, при каких обстоятельствах возводилась мечеть 1882 года, можно судить о проявлении толерантности белорусского народа. Лес для здания выделила католичка, тогдашняя владелица Ивья Альфреда Замойская. Так она отблагодарила татар за их службу. А чтобы построить мечеть, нанимали евреев.
![](/upload/iblock/50f/qs9bt4f252iccic8b3dcpyazmnevc486.jpg)
— В довоенное время возле святыни случился пожар, — рассказывает собеседница. — Строения деревянные, горят быстро. Так вот спасать мечеть от огня прибежали все: крестьяне, евреи, мусульмане. А еще наша мечеть славится тем, что в советские годы была единственной действующей, остальные закрыли или отдали под другие нужды.
![](/upload/iblock/081/ha2o15gm4hxlgxzkpu6339kdoxuewree.jpg)
Священная книга иудеев Тора, подсвечник менора, шарф для молитвы талес, головной убор кипа, коробочки с молитвами тфилины, футляр мезуза — далеко не полный список экспонатов, которые есть в музее. Последний, кстати, прибивался на косяк двери. Каждый раз, когда еврей входил в дом и выходил из него, он касался пальцами этого предмета или целовал, обеспечивая себе защиту Бога. Не все представители конфессии в годы ВОВ снимали мезузы с дверей, и по ним фашисты определяли, где живет еврейская семья…
Получить представление о праздничном новогоднем столе здесь тоже можно.
— Евреи готовили традиционные блюда, каждое что-то обозначает, — рассказывает Марина Позняк. — Мед — чтобы год был сладким. Булка с изюмом — для богатства. Порезанная кружками морковь — символ достатка. Рыба (обязательно с головой) — как напутствие «желаю во всех делах быть тебе в голове, а не в хвосте». Финики — чтобы злые люди не приходили. Гранат — как символ священной книги: евреи утверждают, что в нем 613 зерен, как и заповедей в Торе.
Екатерина Маскалевич.
— Да, и в последнее время это особенно заметно, — присоединяется к разговору директор музея национальных культур Екатерина Маскалевич. — Приятно, что белорусы стали больше путешествовать не только по миру, но и по своей стране. Приезжая к нам из всех областей, они испытывают восторг от того, что видят. Также нас посещают иностранцы.
Почему представители разных конфессий мирно живут на одной территории? В том числе и потому, что в нашей стране нет почвы для появления разногласий, сохраняются традиции веротерпимости между верующими разных конфессий. На школьных линейках и выпускных, церемонии военной присяги традиционно присутствуют батюшка, имам, ксендз. В том, что в обществе главенствует атмосфера спокойствия, большая роль не только присущих белорусскому народу черт, но и эффективной государственной политики в конфессиональной сфере.
![](/upload/iblock/200/wvweqmpqdzdhivb20yc3sydemdivcbsp.jpg)
![](/upload/iblock/ad9/8s6y4d00m3el082z9qjjbsbhm2eo2ad0.jpg)
![](/upload/iblock/4d0/mphu2qpgdfw0rkeu310i5jszmiadjvt3.jpg)
grudnitskiy@sb.by
Город «повзрослел» на 50 лет
Музей национальных культур в Ивье — единственный в стране — открыли в 2009 году. С особенностями многоконфессионального ивьевского общества нас познакомила старший научный сотрудник Марина Позняк.— История любого населенного пункта начинается с первых поселений, — вводит в курс дела Марина Позняк. — В нашем случае они располагались около деревень Миколаево и Морино. Эти стоянки установил известный белорусский археолог, наш земляк Леонид Поболь.
До недавнего времени считалось, что первое письменное упоминание об Ивье относится к 1444 году. Но сотрудники Института истории НАН, исследуя документы с описаниями литовских дорог, которые велись в канцелярии магистра Тевтонского ордена, нашли запись о том, что по дороге из Крево в Гродно есть населенные пункты, среди которых — Ивье. Установили, что сделана она могла быть не позже 1394 года. Так город «повзрослел» на 50 лет.
![](/upload/iblock/200/wvweqmpqdzdhivb20yc3sydemdivcbsp.jpg)
Ивьевщина располагалась на окраине Полоцкого княжества, поэтому первым на этих землях появилось христианство.
Самая молодая религия в Ивье — православие. До Великой Отечественной представителей этой конфессии было около 30 человек. Церковь в честь священномученика младенца Гавриила Белостокского была открыта в 1994 году.
А вот католическая конфессия — самая большая. Почти 70 процентов населения Ивья — католики. Местный храм заложили в конце XV века. В костеле сохранились вещи с многолетней историей. В частности, один из орнатов (литургическое облачение епископа и священника) XIX века в прошлом году передали в музей.
Строили всем миром
— В Ивье самая большая татарская община после минской, насчитывает 517 человек, — приводит факты Марина Позняк. — Ивьевские татары считают, что их предкам земли подарил Витовт за то, что они помогли победить в Грюнвальдской битве.По тому, при каких обстоятельствах возводилась мечеть 1882 года, можно судить о проявлении толерантности белорусского народа. Лес для здания выделила католичка, тогдашняя владелица Ивья Альфреда Замойская. Так она отблагодарила татар за их службу. А чтобы построить мечеть, нанимали евреев.
![](/upload/iblock/50f/qs9bt4f252iccic8b3dcpyazmnevc486.jpg)
— В довоенное время возле святыни случился пожар, — рассказывает собеседница. — Строения деревянные, горят быстро. Так вот спасать мечеть от огня прибежали все: крестьяне, евреи, мусульмане. А еще наша мечеть славится тем, что в советские годы была единственной действующей, остальные закрыли или отдали под другие нужды.
В голове, а не в хвосте
Первые упоминания о еврейской общине датируются 1626 годом: в Бресте прошел сейм, и на нем был делегат от Ивья, что подтверждено письменными источниками. До Великой Отечественной войны свыше 70 процентов населения города были евреи. В основном занимались ремесленничеством, торговлей.![](/upload/iblock/081/ha2o15gm4hxlgxzkpu6339kdoxuewree.jpg)
Священная книга иудеев Тора, подсвечник менора, шарф для молитвы талес, головной убор кипа, коробочки с молитвами тфилины, футляр мезуза — далеко не полный список экспонатов, которые есть в музее. Последний, кстати, прибивался на косяк двери. Каждый раз, когда еврей входил в дом и выходил из него, он касался пальцами этого предмета или целовал, обеспечивая себе защиту Бога. Не все представители конфессии в годы ВОВ снимали мезузы с дверей, и по ним фашисты определяли, где живет еврейская семья…
Получить представление о праздничном новогоднем столе здесь тоже можно.
— Евреи готовили традиционные блюда, каждое что-то обозначает, — рассказывает Марина Позняк. — Мед — чтобы год был сладким. Булка с изюмом — для богатства. Порезанная кружками морковь — символ достатка. Рыба (обязательно с головой) — как напутствие «желаю во всех делах быть тебе в голове, а не в хвосте». Финики — чтобы злые люди не приходили. Гранат — как символ священной книги: евреи утверждают, что в нем 613 зерен, как и заповедей в Торе.
![](/upload/iblock/f98/k4p1f8f1fuck6qqdydu8bss0xbvdxpxf.jpg)
Восторг от увиденного
В конце экскурсии интересуюсь, много ли белорусов посещают музей.— Да, и в последнее время это особенно заметно, — присоединяется к разговору директор музея национальных культур Екатерина Маскалевич. — Приятно, что белорусы стали больше путешествовать не только по миру, но и по своей стране. Приезжая к нам из всех областей, они испытывают восторг от того, что видят. Также нас посещают иностранцы.
Почему представители разных конфессий мирно живут на одной территории? В том числе и потому, что в нашей стране нет почвы для появления разногласий, сохраняются традиции веротерпимости между верующими разных конфессий. На школьных линейках и выпускных, церемонии военной присяги традиционно присутствуют батюшка, имам, ксендз. В том, что в обществе главенствует атмосфера спокойствия, большая роль не только присущих белорусскому народу черт, но и эффективной государственной политики в конфессиональной сфере.
![](/upload/iblock/200/wvweqmpqdzdhivb20yc3sydemdivcbsp.jpg)
![](/upload/iblock/ad9/8s6y4d00m3el082z9qjjbsbhm2eo2ad0.jpg)
![](/upload/iblock/4d0/mphu2qpgdfw0rkeu310i5jszmiadjvt3.jpg)
grudnitskiy@sb.by