В двух третях городов страны не выдерживаются нормативы по озеленению
11.03.2019 22:45:56
Вера АРТЕАГА
Урбанизация делает свое дело. Многие города мира давно уже превратились в каменные джунгли, где практически ничего не растет. Ведь что такое 3 квадратных метра городской зелени на человека, причем с учетом парков, садов и скверов? Между тем такие населенные пункты, как Барселона и Токио, к этому показателю уже вплотную подошли. А ведь речь идет о гигантских площадях городской застройки из стекла и бетона, которая вот-вот лишится последних деревьев. Как обстоят дела в городах нашей страны? Ответ на вопрос искала корреспондент «Р».
Очень часто города растут, развиваются именно за счет зеленого резерва. Причем насаждения в жилой застройке самые незащищенные.
Только вот насколько этот показатель выдерживался и выдерживается? Насколько засажены кустарниками, травой и деревьями внутридворовые территории? Экологи констатируют, что, скажем, в Минске комфортнее других себя чувствуют жители застройки 1970—1980-х годов — Зеленого Луга, Курасовщины, Запада, Серебрянки. Хотя, стоит признать, и в них проводится точечное строительство, которое оказывает влияние на показатель. А вот в новых микрорайонах — Каменной Горке, Малиновке, Маяке Минска, Уручье — ситуация много хуже.
Тем не менее, если провести сравнительный анализ, минчанин находится в гораздо лучшей ситуации, чем, скажем, житель Слонима, Смолевичей или Дятлово, где, по предварительной информации, общий уровень озеленения не превышает 11 процентов. Так, в столице он почти вчетверо больше. Впрочем, есть у нас отдельные города, где эта цифра перевалила за 60 процентов. Например, в Лельчицах. Более чем наполовину озеленены Чериков, Столбцы и Добруш.
Не слишком однородно сложилась ситуация с озеленением дворовых территорий. В некоторых населенных пунктах, например в Костюковичах, Сенно, эта цифра не достигает отметки в 10 процентов. Зато жители Белоозерска ликуют — их дворы озеленены на 80 процентов, а в Молодечно — на 77.
В Минприроды изучили ситуацию в 127 районных центрах и крупных городских поселках страны. По предварительным оценкам, ситуация в двух третях из них не радует. По уровню озеленения в целом нормативы не выдерживаются в 80, по уровню озеленения жилых районов — в 36 городах.
Проблемой не один год озабочены ученые. Так, по словам ведущего научного сотрудника лаборатории оптимизации геосистем Института природопользования НАН Людмилы Кравчук, баланс между интересами горожан и застройщика соблюдался далеко не всегда:
— Очень часто города растут, развиваются именно за счет зеленого резерва. Но если городские леса, парки, скверы, бульвары и особо охраняемые природные территории в какой-то мере находятся под защитой природоохранного законодательства, то насаждения в жилой застройке самые незащищенные.
— Она интересует граждан особенно. Наибольшее количество обращений в Минприроды связано с вырубками или необходимостью взять под охрану те или иные, в том числе городские и дворовые, территории. Так что неудивительно, что актуальность вопроса у людей рождает ответ у власти. В соответствии с поручением Правительства, данным в декабре прошлого года, перед облисполкомами и Минским горисполкомом поставлена задача: принять меры по обеспечению уровня озеленения территорий городов, включая районные центры, до 40 процентов, в том числе на территории жилых районов и микрорайонов — не ниже 30 процентов. При этом речь ведется о том, чтобы древесно-кустарниковая растительность составляла в этом числе не менее 50 процентов.
Минприроды до 1 июля этого года разработает проект документа, устанавливающий запрет на вырубку деревьев в столице.
Готовы ли к решению зеленой проблемы сами города, районы и области? По словам Андрея Кузьмича, во многих случаях на этот вопрос можно ответить утвердительно. Более того, многие из них нашли способ решения сами. А некоторые и вовсе, как Минщина, даже установили себе конкретные сроки реализации:
— Минская область анализ проблем и мест потенциального озеленения уже провела, разработав план действий на три года. Аналогичные планы по озеленению, правда, пока сроком на год, разработали и другие области, в числе которых Гомельщина и Гродненщина. Некоторые утвердили их на уровне районов. Минск утвердил схемы озеленения территорий общего пользования для каждого района, обозначил перспективные территории. Одна из них, кстати, благодаря неравнодушным гражданам закреплена за территорией линии электропередачи на ул. Калиновского.
— Мы предлагаем этот год посвятить корректному подсчету зеленых территорий, чтобы было полное понимание картины, понимание, как работать дальше. Очевидно, что мы не решим проблему за один год — предстоит найти для озеленения место, средства, посадочный материал, создать архитектурные проекты. Но мы настаиваем на том, что планы для каждого города должны быть конкретными, чтобы были прописаны конкретные исполнители и сроки.
Температурная разница в застроенном центре и на свободных окраинах может достигать 10—15 градусов.
Только вот не получится ли так, что проблема будет решена лишь на бумаге? Что прописанные нормы не отодвинут потребности городов в торговых центрах и жилых квадратных метрах? Ведь зачастую городское руководство, проектировщики, строители и потребители живут по принципу «на мой век хватит». И не связывают, скажем, невыносимую городскую жару с простым отсутствием зелени. А ведь из-за этого, говорят ученые, в одно и то же время разница в застроенном центре и на свободных окраинах может достигать 10—15 градусов!
В том, что касается территорий общего пользования, комментирует Андрей Кузьмич, их зеленое будущее можно прописать в генеральных планах развития городов, других градостроительных проектах. Озеленение же дворовых территорий — в большей степени на совести заказчиков и проектировщиков. А примирить зеленые островки с парковками на большое количество машиномест не так-то просто.
Так может перенести зелень на городские крыши, как это сделали во многих странах? На сей счет ученые полны сомнений: в условиях нашей страны — это удовольствие дорогое и кратковременное. Если рассчитать экологические функции чахлых травинок и кустиков на крыше, то, как говорится, овчинка выделки не стоит. Да и будет ли посещение таких садов массовым? Кто будет их создавать, кто за ними будет ухаживать, да и кто отважится их посещать?
Словом, вопросов, на которые предстоит найти ответ, еще очень много. Ясно одно: если мы и дальше хотим любоваться зелеными деревьями под своими окнами, а не только на мониторе компьютеров, действовать нужно уже сейчас.
ДАВАЙТЕ СРАВНИМ
В качестве глобального показателя по озеленению Всемирная организация здравоохранения называет территорию в 50 квадратных метров городских зеленых насаждений на одного жителя. Тем не менее другие документы ВОЗ конкретной цифры не содержат. Документом правительственного агентства Великобритании English Nature «Обеспечение доступного природного пространства в городах и поселках. Практическое руководство по оценке ресурсов и реализации местных стандартов для обеспечения» от 2003 года рекомендован показатель в 20 квадратных метров на человека.
Исследование «Масштабирование покрытия озелененными территориями в европейских городах» (2009 г.), проведенное для 386 городов Европы по единой методологии с использованием данных дистанционного зондирования Земли, показало, что обеспеченность населения озелененными территориями здесь находится в диапазоне от 3—4 квадратных метров на человека в Бетисе и Альмерии (Испания), Реджо-ди-Калабрии (Италия) и до 300 квадратных метров на человека в Льеже (Бельгия), Оулу (Финляндия), Валенсьене (Франция). Установлено, что наименьшие показатели характерны для юга и востока Европы, рост показателей наблюдается к северу и северо-западу Европы.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ХУДЫК, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Вопрос соблюдения норм озеленения в населенных пунктах находится на особом контроле Минприроды. В рамках выполнения поручения Президента, касающегося вопросов создания комфортной городской среды и сохранения зеленых насаждений Минска, Минприроды до 1 июля этого года разработает проект правового акта, устанавливающий запрет на вырубку деревьев в столице, и предусматривающий возможность ее проведения в исключительных случаях и только при обеспечении кратной компенсационной посадки на близлежащих территориях. Этим же нормативно правовым документом в целом будет ужесточена ответственность за незаконную рубку и повреждение деревьев, приведших к их гибели.
В соответствии с поручением Совета Министров от декабря прошлого года, перед облисполкомами и Минским горисполкомом поставлена задача: обеспечить уровень озеленения территорий городов, включая районные центры, до 40 %, в том числе на территории жилых районов и микрорайонов – не ниже 30 %. При этом, древесно-кустарниковая растительность в числе зеленых насаждений должна составлять не менее 50 %.
Минприроды в этой работе отведена координирующая и, конечно, контролирующая функция. Мало поставить задачу, прописать планы, важно им следовать. Мы рекомендуем облисполкомам и Минскому горисполкому не просто прописать программы озеленения территорий, но и обозначить конкретные сроки их реализации. Мы уверены, что с поставленной Главой государства задачей города справятся. Все должны понимать, что отдачу от работ по озеленению почувствует каждый из нас. Зеленые города – это то, что мы должны оставить нашим детям и внукам.
arteaga@sb.by
Очень часто города растут, развиваются именно за счет зеленого резерва. Причем насаждения в жилой застройке самые незащищенные.
Нормативам соответствуют не все
Нормативы уровня озелененности городов существовали еще с советских времен, затем они перешли в технические кодексы Беларуси. За все это время требования экологической безопасности, рассказывают в Минприроды, практически не изменились. И это неудивительно, поскольку за ними — годы работы серьезных научных институтов. В частности, речь идет о цифре в 40 процентов — именно таков многолетний норматив озеленения застроенных общегородских территорий.Только вот насколько этот показатель выдерживался и выдерживается? Насколько засажены кустарниками, травой и деревьями внутридворовые территории? Экологи констатируют, что, скажем, в Минске комфортнее других себя чувствуют жители застройки 1970—1980-х годов — Зеленого Луга, Курасовщины, Запада, Серебрянки. Хотя, стоит признать, и в них проводится точечное строительство, которое оказывает влияние на показатель. А вот в новых микрорайонах — Каменной Горке, Малиновке, Маяке Минска, Уручье — ситуация много хуже.
Тем не менее, если провести сравнительный анализ, минчанин находится в гораздо лучшей ситуации, чем, скажем, житель Слонима, Смолевичей или Дятлово, где, по предварительной информации, общий уровень озеленения не превышает 11 процентов. Так, в столице он почти вчетверо больше. Впрочем, есть у нас отдельные города, где эта цифра перевалила за 60 процентов. Например, в Лельчицах. Более чем наполовину озеленены Чериков, Столбцы и Добруш.
Не слишком однородно сложилась ситуация с озеленением дворовых территорий. В некоторых населенных пунктах, например в Костюковичах, Сенно, эта цифра не достигает отметки в 10 процентов. Зато жители Белоозерска ликуют — их дворы озеленены на 80 процентов, а в Молодечно — на 77.
В Минприроды изучили ситуацию в 127 районных центрах и крупных городских поселках страны. По предварительным оценкам, ситуация в двух третях из них не радует. По уровню озеленения в целом нормативы не выдерживаются в 80, по уровню озеленения жилых районов — в 36 городах.
Проблемой не один год озабочены ученые. Так, по словам ведущего научного сотрудника лаборатории оптимизации геосистем Института природопользования НАН Людмилы Кравчук, баланс между интересами горожан и застройщика соблюдался далеко не всегда:
— Очень часто города растут, развиваются именно за счет зеленого резерва. Но если городские леса, парки, скверы, бульвары и особо охраняемые природные территории в какой-то мере находятся под защитой природоохранного законодательства, то насаждения в жилой застройке самые незащищенные.
У граждан тема озеленения — номер один
Как могла сложиться такая ситуация и почему цифры в разных населенных пунктах так разнятся — большой вопрос. Очевидно, что в силу разных причин, в том числе, когда нормативов не существовало, застройка городов складывалась по-разному, констатирует заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Андрей Кузьмич. Но пришло время ситуацию изменить. Тем более что вопросы озеленения у наших граждан, говорит специалист, — это тема номер один:— Она интересует граждан особенно. Наибольшее количество обращений в Минприроды связано с вырубками или необходимостью взять под охрану те или иные, в том числе городские и дворовые, территории. Так что неудивительно, что актуальность вопроса у людей рождает ответ у власти. В соответствии с поручением Правительства, данным в декабре прошлого года, перед облисполкомами и Минским горисполкомом поставлена задача: принять меры по обеспечению уровня озеленения территорий городов, включая районные центры, до 40 процентов, в том числе на территории жилых районов и микрорайонов — не ниже 30 процентов. При этом речь ведется о том, чтобы древесно-кустарниковая растительность составляла в этом числе не менее 50 процентов.
Минприроды до 1 июля этого года разработает проект документа, устанавливающий запрет на вырубку деревьев в столице.
Готовы ли к решению зеленой проблемы сами города, районы и области? По словам Андрея Кузьмича, во многих случаях на этот вопрос можно ответить утвердительно. Более того, многие из них нашли способ решения сами. А некоторые и вовсе, как Минщина, даже установили себе конкретные сроки реализации:
— Минская область анализ проблем и мест потенциального озеленения уже провела, разработав план действий на три года. Аналогичные планы по озеленению, правда, пока сроком на год, разработали и другие области, в числе которых Гомельщина и Гродненщина. Некоторые утвердили их на уровне районов. Минск утвердил схемы озеленения территорий общего пользования для каждого района, обозначил перспективные территории. Одна из них, кстати, благодаря неравнодушным гражданам закреплена за территорией линии электропередачи на ул. Калиновского.
Решение по совести
С одной стороны, все просто: есть проблема и есть решение. С другой — возникает вопрос, как лучше воплотить это решение в жизнь. Например, вполне очевидно, что все предварительные данные по озелененности городов нужно быстрее актуализировать. И Минприроды предлагает сделать это в ближайший год. А дальше говорить о планах, сроках и финансировании. Андрей Кузьмич:— Мы предлагаем этот год посвятить корректному подсчету зеленых территорий, чтобы было полное понимание картины, понимание, как работать дальше. Очевидно, что мы не решим проблему за один год — предстоит найти для озеленения место, средства, посадочный материал, создать архитектурные проекты. Но мы настаиваем на том, что планы для каждого города должны быть конкретными, чтобы были прописаны конкретные исполнители и сроки.
Температурная разница в застроенном центре и на свободных окраинах может достигать 10—15 градусов.
Только вот не получится ли так, что проблема будет решена лишь на бумаге? Что прописанные нормы не отодвинут потребности городов в торговых центрах и жилых квадратных метрах? Ведь зачастую городское руководство, проектировщики, строители и потребители живут по принципу «на мой век хватит». И не связывают, скажем, невыносимую городскую жару с простым отсутствием зелени. А ведь из-за этого, говорят ученые, в одно и то же время разница в застроенном центре и на свободных окраинах может достигать 10—15 градусов!
В том, что касается территорий общего пользования, комментирует Андрей Кузьмич, их зеленое будущее можно прописать в генеральных планах развития городов, других градостроительных проектах. Озеленение же дворовых территорий — в большей степени на совести заказчиков и проектировщиков. А примирить зеленые островки с парковками на большое количество машиномест не так-то просто.
Так может перенести зелень на городские крыши, как это сделали во многих странах? На сей счет ученые полны сомнений: в условиях нашей страны — это удовольствие дорогое и кратковременное. Если рассчитать экологические функции чахлых травинок и кустиков на крыше, то, как говорится, овчинка выделки не стоит. Да и будет ли посещение таких садов массовым? Кто будет их создавать, кто за ними будет ухаживать, да и кто отважится их посещать?
Словом, вопросов, на которые предстоит найти ответ, еще очень много. Ясно одно: если мы и дальше хотим любоваться зелеными деревьями под своими окнами, а не только на мониторе компьютеров, действовать нужно уже сейчас.
ДАВАЙТЕ СРАВНИМ
В качестве глобального показателя по озеленению Всемирная организация здравоохранения называет территорию в 50 квадратных метров городских зеленых насаждений на одного жителя. Тем не менее другие документы ВОЗ конкретной цифры не содержат. Документом правительственного агентства Великобритании English Nature «Обеспечение доступного природного пространства в городах и поселках. Практическое руководство по оценке ресурсов и реализации местных стандартов для обеспечения» от 2003 года рекомендован показатель в 20 квадратных метров на человека.
Исследование «Масштабирование покрытия озелененными территориями в европейских городах» (2009 г.), проведенное для 386 городов Европы по единой методологии с использованием данных дистанционного зондирования Земли, показало, что обеспеченность населения озелененными территориями здесь находится в диапазоне от 3—4 квадратных метров на человека в Бетисе и Альмерии (Испания), Реджо-ди-Калабрии (Италия) и до 300 квадратных метров на человека в Льеже (Бельгия), Оулу (Финляндия), Валенсьене (Франция). Установлено, что наименьшие показатели характерны для юга и востока Европы, рост показателей наблюдается к северу и северо-западу Европы.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ХУДЫК, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Вопрос соблюдения норм озеленения в населенных пунктах находится на особом контроле Минприроды. В рамках выполнения поручения Президента, касающегося вопросов создания комфортной городской среды и сохранения зеленых насаждений Минска, Минприроды до 1 июля этого года разработает проект правового акта, устанавливающий запрет на вырубку деревьев в столице, и предусматривающий возможность ее проведения в исключительных случаях и только при обеспечении кратной компенсационной посадки на близлежащих территориях. Этим же нормативно правовым документом в целом будет ужесточена ответственность за незаконную рубку и повреждение деревьев, приведших к их гибели.
В соответствии с поручением Совета Министров от декабря прошлого года, перед облисполкомами и Минским горисполкомом поставлена задача: обеспечить уровень озеленения территорий городов, включая районные центры, до 40 %, в том числе на территории жилых районов и микрорайонов – не ниже 30 %. При этом, древесно-кустарниковая растительность в числе зеленых насаждений должна составлять не менее 50 %.
Минприроды в этой работе отведена координирующая и, конечно, контролирующая функция. Мало поставить задачу, прописать планы, важно им следовать. Мы рекомендуем облисполкомам и Минскому горисполкому не просто прописать программы озеленения территорий, но и обозначить конкретные сроки их реализации. Мы уверены, что с поставленной Главой государства задачей города справятся. Все должны понимать, что отдачу от работ по озеленению почувствует каждый из нас. Зеленые города – это то, что мы должны оставить нашим детям и внукам.
arteaga@sb.by