“Здравия желаю!” — говорит автоинспектор водителям. А что слышит в ответ?..
04.02.2009 01:00:00
— Михаил Михайлович, если судить по обращениям к руководству областной инспекции, между вашими сотрудниками и водителями часто возникают конфликтные ситуации?
— Чтобы быть объективными, давайте обратимся к статистике. Ежегодно за различные нарушения наказываются десятки тысяч участников дорожного движения. Судя по жалобам, только девяноста девяти из них действия сотрудников инспекции показались непрофессиональными. После нашей проверки лишь в шести случаях претензии подтвердились, были признаны правомерными. А всего управление получило 988 обращений. В основном они касались порядка разбирательств по дорожно-транспортным происшествиям, содержали просьбы изменить вид взыскания и рассмотреть правомерность его наложения. Кстати, из 61 обращения по последней проблеме 15 признаны обоснованными.
Конечно, ошибки случаются и у нас. Но ошибка ошибке рознь. Если это преднамеренные неправомерные действия, то с сотрудниками, их допустившими, расстаемся без сожаления и сразу. Считаем, что они попали в ГАИ ошибочно. Строго наказываем тех, кто превысил полномочия не по злобе, как говорят. Ведь инспектор — тоже человек. И всю смену он работает в режиме, который напрягает нервную систему.
Еще десяток лет назад инспектор на дороге был в одном лице царь, бог и воинский начальник. Те времена давно минули. Сейчас это совсем иной человек по уровню образования, подготовленности, оснащенности. Но водителями он воспринимается так же, как и прежде. Поэтому осталось в обиходе обращение к нему “командир”, встречаются и заискивания в виде “повышения” в звании. К нему же требование одно: неукоснительно соблюдать законность, честно выполнять служебный долг и быть предупредительным и вежливым с гражданами.
— А есть ли обращения от водителей и пешеходов, в которых отмечается хорошая служба “часовых дорог”?
— Да, есть. В минувшем году 28. Но дело не в количестве. Наоборот, будет правильным, если участники движения станут воспринимать хорошую работу инспекторов ДПС как должное. Тогда можно говорить и о должной постановке всей службы. Хотя подчас наши сотрудники выходят за привычные рамки инструкций и проявляют настоящую человечность.
...По правилам перевозка детей автобусами на дальние расстояния в ночное время строго запрещена. Это связано главным образом с заботой о безопасности ребят. А тут наши инспекторы останавливают именно такой автобус, следующий и издалека, и далеко. Что делать? Разрешить ехать дальше — значит, нарушить инструкцию. А куда разместить несколько десятков детишек, чтобы они в нормальных условиях смогли ночью отдохнуть? А из каких средств их обеспечить питанием?
И все же эти проблемы разрешились. На ночь детей по договоренности приютила Могилевская кадетская школа. На ужин же им скинулись сами сотрудники ГАИ, закупив необходимые продукты. А наутро юные путешественники продолжили поездку.
А вот еще пример. Поздним дождливым вечером на дороге в сторону Шклова наряд ГАИ заметил двух велосипедистов: женщину и мужчину. Женщина на своем велосипеде еще везла ребенка. По траектории движения несложно было определить, что мужчина находился в изрядном подпитии. Вся ситуация говорила о том, что на дороге потенциальные жертвы дорожно-транспортного происшествия. Как поступить, чтобы предотвратить возможные роковые последствия?
Инспекторы выбрали не самый удобный для себя, но применительно к обстоятельствам правильный вариант. Мужчину и ребенка посадили в патрульную машину. А один из инспекторов на велосипеде добрый десяток километров под дождем сопровождал женщину до деревни, где жила семья.
Скажите, какими должностными инструкциями предписаны такие действия?! В душе каждого должны быть вот такие предписания. И тогда не только на дорогах, но и везде будет полный порядок.
— В милиции, и в Госавтоинспекции в том числе, первоочередное значение придается профилактике правонарушений. Но очень часто приходилось наблюдать, как “профилактируют” некоторые инспекторы. Желторотый лейтенант пять—десять минут читает “лекцию” убеленному сединами водителю. И тот терпит лишь потому, что в руках инспектора его водительское удостоверение, и если возразишь, неизвестно, как дальше дело обернется. Разве это профилактика? И не это ли одна из причин непонимания между сотрудниками ГАИ и участниками дорожного движения?
— Это не профилактика, а демагогия. И такого инспектора следует наказать за то, что он не нашел себе иного дела.
Когда же мы говорим о профилактике, то имеем в виду, в первую очередь, беседы, лекции, иные формы воспитательной работы в коллективах автомобилистов. И проводить эти мероприятия должны не только сотрудники ГАИ, но и руководители транспортных предприятий, их службы безопасности движения. Наше же поле деятельности тут — детские сады, школы, иные учебные заведения. С раннего возраста надо приучать чтить дорожный кодекс, чтобы не иметь неприятностей будь ты водитель или пешеход.
А на дороге инспектору следует не лекции читать, а принципиально и строго следить за соблюдением дорожной дисциплины. Беспощадно наказывать за грубые нарушения, не допускать пустяковых придирок. Ну и пресекать грубость водителей и пешеходов, что тоже, к сожалению, случается. Бывает, не успеют нарушителя остановить, как он с угрозами снять с инспектора погоны, уволить со службы начинает названивать по мобильному телефону якобы влиятельному знакомому. Конечно, у “влиятельного” знакомого хватит ума не вмешиваться в ситуацию. Но и сотрудник ГАИ должен на подобные “понты” реагировать спокойно, не превышая и не принижая своих полномочий. Тогда к нему и уважения больше будет.