В республиканском симуляционном центре медиков учат на оборудовании нового поколения
22.11.2023 09:01:00
Ольга НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Тренажеры нового поколения и роботы, которым нет аналогов: как проходят занятия в республиканском симуляционном центре
— Во время занятий идет аудио‑ и видеозапись. В учебных классах есть возможность оценить результат, увидеть недочеты, чтобы в будущем их не повторять. В нашем учреждении можно в том числе подтянуть знания по анатомии, вспомнить, как оказывают первую медицинскую помощь. Есть эндоскопический кабинет, отделение ультразвуковой диагностики, симуляторы и манекены для обучения стоматологов, педиатров, неонатологов, рефлексотерапевтов.
Один из участников эксперимента — анестезиолог‑реаниматолог Илья Гришкевич. Работает в кардиореанимации БСМП, поэтому такие ситуации его не пугают. В симуляционный центр приехал на курсы повышения квалификации:
— Нас курируют опытные преподаватели. От их цепкого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Если есть вопросы, на них сразу отвечают. За две недели, пока идут курсы, можно освоить что‑то новое, да и освежить знания тоже не помешает.
Модуль, где занимаются врачи, оборудован по всем правилам. Кроме настоящего авто, робота‑пассажира и оснащения для врачей, здесь есть экран, на котором транслируется видео с уличными кадрами: по оживленному проспекту ездят машины, по тротуарам ходят люди. Картина более чем реалистичная, погружает в атмосферу шумного города.
Студент‑медик Никита Папсуй отрабатывает интубацию трахеи. Его пациент находится в тяжелом состоянии, не дышит. Парень показывает на симуляторе порядок действий и комментирует:
— Эндотрахеальную трубку ввожу в гортань. Это обеспечивает попадание воздуха в легкие. При условии правильного проведения получится устранить непроходимость дыхательных путей и исключить риск смерти пациента. Интубацию уже делал во время настоящей операции, когда проходил практику в одной из больниц Минска, поэтому навык есть. Но отработать его до автоматизма полезно. Стараюсь выложиться по максимуму, и роботы в этом здорово помогают.
nev@sb.by
На уникальных манекенах можно отточить любую медицинскую манипуляцию, на некоторых — даже провести операцию. С первого дня здесь занимаются студенты, интерны, клинические ординаторы, проходят курсы повышения квалификации и аттестацию врачи. Благодаря высокотехнологичным симуляторам учеба очень продуктивная. Рассказываем, чем удивляет такое оборудование.
Своими глазами
Учреждение работает по типу симуляционной клиники. На нескольких этажах десятки кабинетов, где могут одновременно заниматься и студенты, и профессиональные врачи. Ректор БГМУ Сергей Рубникович считает, что время в центре особенно ценно для ребят, которые хотят как можно скорее получить профессиональные навыки:— Студенты занимаются на симуляторах высочайшего уровня. А значит, на выходе получаем специалиста, у которого больше опыта. Важно, что общения с реальными пациентами не станет меньше. Учащиеся старших курсов по‑прежнему практикуются в больницах и поликлиниках, но с помощью симуляторов закреплять нужные навыки получится эффективнее. Учитывая, что в БГМУ стремятся к высочайшему уровню профессионализма, работа с роботами нового поколения для нас более чем актуальна.
В центре 180 единиц оборудования, из них 78 — высокого экспертного класса. Почти 70 процентов из России. А вот основная часть медицинских изделий белорусского производства: электрокардиографы, дефибрилляторы, инфузионные насосы. Занятия проходят в восьми модулях, условия в которых максимально приближены к реальным клиническим. Начальник республиканского симуляционного центра Наталья Мирончик рассказывает подробнее:
— Во время занятий идет аудио‑ и видеозапись. В учебных классах есть возможность оценить результат, увидеть недочеты, чтобы в будущем их не повторять. В нашем учреждении можно в том числе подтянуть знания по анатомии, вспомнить, как оказывают первую медицинскую помощь. Есть эндоскопический кабинет, отделение ультразвуковой диагностики, симуляторы и манекены для обучения стоматологов, педиатров, неонатологов, рефлексотерапевтов.
Внимание — ДТП
Первым делом отправляемся в зал медицины катастроф. Ситуация, что здесь воссоздана, может коснуться каждого. В автомобильной аварии пострадал пассажир. Клиническая смерть. Время на спасение ограничено. Все как в реальной жизни. Бригада уже готова: опытные медики достают пострадавшего, укладывают на твердую поверхность, делают непрямой массаж сердца и другие манипуляции. Пациент дышит.
Один из участников эксперимента — анестезиолог‑реаниматолог Илья Гришкевич. Работает в кардиореанимации БСМП, поэтому такие ситуации его не пугают. В симуляционный центр приехал на курсы повышения квалификации:
— Нас курируют опытные преподаватели. От их цепкого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Если есть вопросы, на них сразу отвечают. За две недели, пока идут курсы, можно освоить что‑то новое, да и освежить знания тоже не помешает.
Модуль, где занимаются врачи, оборудован по всем правилам. Кроме настоящего авто, робота‑пассажира и оснащения для врачей, здесь есть экран, на котором транслируется видео с уличными кадрами: по оживленному проспекту ездят машины, по тротуарам ходят люди. Картина более чем реалистичная, погружает в атмосферу шумного города.
В классе рядом разворачивается другая ситуация. Там находится машина скорой, в которой вторая группа слушателей реанимирует мальчика лет семи. Робота, конечно. Оказывать помощь приходится в жестких условиях: машину трясет на ухабах, но медлить нельзя. По легенде, ребенка везут в больницу и нужно сделать все возможное, чтобы стабилизировать его состояние. Оборудование позволяет: есть дефибриллятор, кардиограф, кислородный баллон, наборы препаратов.
На высшем уровне
В стоматологической клинике центра как раз идет прием по острой боли. Пациенты на кушетках, над ними склонились врачи. Первой заканчивает Татьяна Потоцкая — стоматолог 17‑й городской поликлиники Минска:— На роботах не проблема смоделировать самые разные дефекты. Их зубы можно сверлить, реставрировать. Есть возможность лечить каналы, что считается самым тяжелым в терапевтической стоматологии. Если были недочеты, программа их покажет. Не получилось — можно повторить. Это здорово, потому что в реальности права на ошибку нет.
Оборудование, с которым работают врачи, как в профессиональных клиниках. Есть внутриротовые камеры, фотополимеризационные лампы. Интересный факт: в зависимости от темы занятия зубы у роботов различаются. Можно также моделировать неотложные состояния — анафилактический шок, аритмии, что в обычной жизни случается редко, но знать о действиях в таких ситуациях крайне важно.
Идет операция
На очереди модуль «Хирургическая клиника». Здесь находятся тренажеры для отработки навыков по гинекологической, абдоминальной, торакальной, урологической, онкологической помощи. Есть оборудование, которое и вовсе считается уникальным. Это симулятор ангиографии, с помощью которого можно провести эндоваскулярную операцию.
В кабинетах неотложной помощи занимаются студенты БГМУ. Будущий анестезиолог‑реаниматолог Илона Колеско ставит центральный венозный катетер. На практике с настоящими пациентами эту манипуляцию проводить еще не приходилось. Зато можно попробовать на симуляторе. Результат отслеживается на мониторе.
— Через катетер можно делать забор крови, переливание. Реакции от симуляторов полностью повторяют реакции людей, поэтому волнуюсь, как если бы спасала настоящего пациента, но теперь точно знаю: в реальности не растеряюсь.
— Эндотрахеальную трубку ввожу в гортань. Это обеспечивает попадание воздуха в легкие. При условии правильного проведения получится устранить непроходимость дыхательных путей и исключить риск смерти пациента. Интубацию уже делал во время настоящей операции, когда проходил практику в одной из больниц Минска, поэтому навык есть. Но отработать его до автоматизма полезно. Стараюсь выложиться по максимуму, и роботы в этом здорово помогают.
nev@sb.by