«Давай научу! 2.0». Плетем соломенного паука к Рождеству
12.12.2019 15:13:04
ДУБРОВСКАЯ Ольга
Сейчас в это сложно поверить, но раньше перед Рожеством и Новым годом елок не ставили. Главным украшением дома для наших предков был огромный соломенный паук. Считалось, что оберег, изготовленный из высушенных пшеничных стеблей, помогает осуществить заветное желание, а также приносит в дом здоровье и достаток. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, предлагаем сделать собственного паучка.
За работу нужно садиться только в хорошем настроении
Руководитель народного клуба мастеров «Роднасць» Полоцкого районного Центра ремесел и национальных культур Татьяна Кореневская уверяет, что это получится у всех, кто умеет втягивать нитку в иголку и завязывать узелки. Сегодня в роли ученицы – 22-летняя жительница Полоцка Полина Шкляр. И хотя она хорошо знает историю и культуру родного края, с соломкой никогда не работала. Перед началом урока Полина честно предупреждает, что ее вряд ли хватит больше чем на полчаса:
– Не загадывай, еще на мастер-класс ко мне попросишься, – улыбается Татьяна Владимировна и знакомит нас с происхождением названия оберега. – Пауком его назвали не только из-за сходства с насекомым, как можно подумать, а еще из-за замысловатых переплетений соломы, в которых, по древнему поверью, запутывались нечистая сила, несчастья и болезни. Недаром паука подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Люди верили, что, когда соломенная конструкция вертится по часовой стрелке, она дарит положительную энергию, а когда против – забирает отрицательную.
Как и наши прабабушки, мастер выбирает для изготовления паука лучшую солому. Сначала сушит материал, удаляет коленца, сортирует, отбеливает, вымывает и снова сушит. Непосредственно перед началом работы солому запаривает кипятком минут на 20–30, чтобы она стала мягкой и податливой.
– Если у вас нет времени и желания возиться с отбеливанием, ничего страшного, – советует рукодельница. – От этого качество вашего паука не пострадает, просто он может получиться немного темнее нашего.
Мастер протягивает ученице пучок соломок и предлагает нарезать 12 трубочек одинакового размера. Именно столько материала уйдет на изготовление одного модуля. В зависимости от размера и конструкции будущего оберега их может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Полина ловко орудует ножницами и через минуту уже держит в руках заготовки.
– Теперь протягивай нитки в иголку и нанизывай четыре соломинки, – подсказывает Татьяна Кореневская. – А когда будет готово, завязывай узелок. – А нитка длинная нужна? – интересуется ученица.
– Да, но мне с ней работать неудобно: все время путается. Поэтому обычно беру короткую, а потом просто надвязываю ее. За 25 лет, которые работаю с соломкой, у меня появилось много секретов. Например, чтобы игла не застревала в трубочке, можно использовать магнит: приложил к концу соломки, и игла к нему прилипнет, притащив за собой нитку.
Татьяна Владимировна ловко связывает ожерелье из четырех трубочек, и у нее получается квадрат. Полина следует ее примеру:
– Подскажите, а затягивать туго?
– Дай «воздуха», иначе соломинки могут потрескаться, когда высохнут. Хотя и на этот случай у меня есть свой рецепт: чтобы хвостики трубочек не ломались, заливаю их клеем ПВА. Но это покажу уже на конечной стадии, когда конструкция будет готова.
Ориентируясь по схеме, которую рукодельница распечатала специально для мастер-класса, Полина быстро перешла ко второму этапу, когда к получившемуся квадрату нужно пристроить «крышу», а потом повторить то же самое со всех сторон.
– Молодец, сразу видно, что у тебя хорошо развиты мышление и логика, – хвалит «подмастерье» Татьяна Владимировна, – схватываешь все на лету.
Когда вместо пучка соломок на столе появляется фигура, похожая на четырехконечную звезду, самое время сцепить ниткой параллельные треугольники, чтобы получился ромб. Вот почему важно крепить детали не в натяг.
На изготовление одного элемента Полина потратила примерно час. Если она просидит за работой еще хотя бы четыре, то у нее получится полноценный оберег, который не стыдно повесить в квартире. Полина торжественно обещает нам доделать его к Рождеству.
На изготовление одного элемента у Полины ушел примерно час
– А через год что – сожжете? – шучу, обращаясь к мастерицам.
Татьяна Владимировна уверена, что традиция, существовавшая во времена наших прабабушек, уже давно неактуальна:
– Если раньше считалось, что за год паук накопил негативную энергию, которую обязательно нужно уничтожить, то сейчас такого нет. Из всех оберегов, которые создала за 25 лет, не предала огню ни одного. Основная коллекция находится в Полоцком районном Центре ремесел и национальных культур, что-то дарю знакомым в качестве интерьерного украшения.
– А правда, что самые хитрые хозяйки изготавливали сразу два оберега? – интересуется Полина.
– По тому, в каком состоянии паук, определяли атмосферу в доме. Если он черный и закопченный, значит, хозяйка так себе. Теперь представьте, каким мог быть оберег, если он висел в доме, который отапливается печкой и освещается лучиной? Конечно, он выглядел непривлекательно. Поэтому его тайком сжигали, а соседям демонстрировали новенький, который пролежал в чулане все 12 месяцев.
Выражаем благодарность Музею традиционного ручного ткачества Поозерья за помощь в подготовке материала.
odubrovsk@sb.by
За работу нужно садиться только в хорошем настроении
Руководитель народного клуба мастеров «Роднасць» Полоцкого районного Центра ремесел и национальных культур Татьяна Кореневская уверяет, что это получится у всех, кто умеет втягивать нитку в иголку и завязывать узелки. Сегодня в роли ученицы – 22-летняя жительница Полоцка Полина Шкляр. И хотя она хорошо знает историю и культуру родного края, с соломкой никогда не работала. Перед началом урока Полина честно предупреждает, что ее вряд ли хватит больше чем на полчаса:
– Не загадывай, еще на мастер-класс ко мне попросишься, – улыбается Татьяна Владимировна и знакомит нас с происхождением названия оберега. – Пауком его назвали не только из-за сходства с насекомым, как можно подумать, а еще из-за замысловатых переплетений соломы, в которых, по древнему поверью, запутывались нечистая сила, несчастья и болезни. Недаром паука подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Люди верили, что, когда соломенная конструкция вертится по часовой стрелке, она дарит положительную энергию, а когда против – забирает отрицательную.
Как и наши прабабушки, мастер выбирает для изготовления паука лучшую солому. Сначала сушит материал, удаляет коленца, сортирует, отбеливает, вымывает и снова сушит. Непосредственно перед началом работы солому запаривает кипятком минут на 20–30, чтобы она стала мягкой и податливой.
– Если у вас нет времени и желания возиться с отбеливанием, ничего страшного, – советует рукодельница. – От этого качество вашего паука не пострадает, просто он может получиться немного темнее нашего.
Мастер протягивает ученице пучок соломок и предлагает нарезать 12 трубочек одинакового размера. Именно столько материала уйдет на изготовление одного модуля. В зависимости от размера и конструкции будущего оберега их может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Полина ловко орудует ножницами и через минуту уже держит в руках заготовки.
– Теперь протягивай нитки в иголку и нанизывай четыре соломинки, – подсказывает Татьяна Кореневская. – А когда будет готово, завязывай узелок. – А нитка длинная нужна? – интересуется ученица.
– Да, но мне с ней работать неудобно: все время путается. Поэтому обычно беру короткую, а потом просто надвязываю ее. За 25 лет, которые работаю с соломкой, у меня появилось много секретов. Например, чтобы игла не застревала в трубочке, можно использовать магнит: приложил к концу соломки, и игла к нему прилипнет, притащив за собой нитку.
Татьяна Владимировна ловко связывает ожерелье из четырех трубочек, и у нее получается квадрат. Полина следует ее примеру:
– Подскажите, а затягивать туго?
– Дай «воздуха», иначе соломинки могут потрескаться, когда высохнут. Хотя и на этот случай у меня есть свой рецепт: чтобы хвостики трубочек не ломались, заливаю их клеем ПВА. Но это покажу уже на конечной стадии, когда конструкция будет готова.
Ориентируясь по схеме, которую рукодельница распечатала специально для мастер-класса, Полина быстро перешла ко второму этапу, когда к получившемуся квадрату нужно пристроить «крышу», а потом повторить то же самое со всех сторон.
– Молодец, сразу видно, что у тебя хорошо развиты мышление и логика, – хвалит «подмастерье» Татьяна Владимировна, – схватываешь все на лету.
Когда вместо пучка соломок на столе появляется фигура, похожая на четырехконечную звезду, самое время сцепить ниткой параллельные треугольники, чтобы получился ромб. Вот почему важно крепить детали не в натяг.
На изготовление одного элемента Полина потратила примерно час. Если она просидит за работой еще хотя бы четыре, то у нее получится полноценный оберег, который не стыдно повесить в квартире. Полина торжественно обещает нам доделать его к Рождеству.
На изготовление одного элемента у Полины ушел примерно час
– А через год что – сожжете? – шучу, обращаясь к мастерицам.
Татьяна Владимировна уверена, что традиция, существовавшая во времена наших прабабушек, уже давно неактуальна:
– Если раньше считалось, что за год паук накопил негативную энергию, которую обязательно нужно уничтожить, то сейчас такого нет. Из всех оберегов, которые создала за 25 лет, не предала огню ни одного. Основная коллекция находится в Полоцком районном Центре ремесел и национальных культур, что-то дарю знакомым в качестве интерьерного украшения.
– А правда, что самые хитрые хозяйки изготавливали сразу два оберега? – интересуется Полина.
– По тому, в каком состоянии паук, определяли атмосферу в доме. Если он черный и закопченный, значит, хозяйка так себе. Теперь представьте, каким мог быть оберег, если он висел в доме, который отапливается печкой и освещается лучиной? Конечно, он выглядел непривлекательно. Поэтому его тайком сжигали, а соседям демонстрировали новенький, который пролежал в чулане все 12 месяцев.
Выражаем благодарность Музею традиционного ручного ткачества Поозерья за помощь в подготовке материала.
odubrovsk@sb.by