Дворец в барановичской деревне Полонечка заслуживает продолжения реставрации
09.12.2023 19:21:00
Елена КЛИМОВИЧ
В Беларуси много исторических усадеб, спроектированных европейскими и российскими зодчими. Некоторые дворцы и дома отреставрированы, украшают наши города и села. Другие разрушены и архитектурные красоты остались на фотографиях, рисунках да, вероятно, в проектах, хранящихся в архивах. Иные еще можно восстановить — те, где размещались школы, больницы, дома отдыха, где был как можно дольше хоть какой-то хозяин. Усадьба Радзивиллов в деревне Полонечка Барановичского района, несмотря на то что более 20 лет пустовала, переходя из рук в руки, все еще имеет шансы на возрождение.
![](https://storage01.sb.by/iblock/f3c/f3c62ea8c0096d5b49b4111221d25144/6188049341cff38c08479ee395a76270.jpg)
Здание имеет популярный тип пространственной организации — фронтальная композиция, при которой главный корпус и боковые флигели располагаются на единой поперечной линии. Вместе с тем он имеет свою эксклюзивность. Памятник архитектуры в стиле классицизма перестраивался по образу и подобию дворца Тривулзино на озере Комо в итальянском Белладжо. В его оформлении использовались элементы декора, которых больше нет нигде в Беларуси. Речь о гермах — четырехгранных колоннах со скульптурным изображением головы древнегреческого философа или героя. Само двухэтажное здание соединено галереями с квадратными в плане одноэтажными боковыми павильонами-официнами. Когда-то гермы располагались и по бокам. Сейчас сохранились только на центральной части фасада, логичным окончанием которого был треугольный фронтон с родовой радзивилловской символикой.
Точной даты закладки дворца нет. Но на одном из кирпичей стены водяной мельницы, входившей в здешние владения Радзивиллов, выбита дата — 1819. По предположению доктора биологических наук, известного ученого в области садово-паркового искусства, исследователя старинных усадеб Анатолия Федорука, в эти годы и создавалась вся резиденция. Дворец же более старый — ХVIII столетия. Известно, что наследники привносили в его облик элементы по своему вкусу и в угоду существовавшей тогда моде.
При Мацее Радзивилле Полонечка слыла центром культурной жизни. Здесь бывали композиторы и поэты, гостил в 1777 году вместе с женой Денис Иванович Фонвизин, литератор екатерининской эпохи. Вот как он сам описывает это событие в своих дневниках: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».
Позже усадьба переходит к сыну Мацея Константину. Этот наследник решает добавить дворцу современных ноток. Именно тогда на фасаде здания появляются колонны с гермами. На тот момент во дворце находилось огромное количество произведений искусства: нумизматическая коллекция, часть картинной галереи Радзивиллов, большая библиотека. Константин собрал интереснейшие этнографические сведения о местных жителях.
«Если из Мира ехать по улице Жуховицкой, то дальше мы бы прибыли во владения князя Константина Радзивилла, где увидели бы чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец. Встретившись же с хозяином, легко убедиться в знаменитой радзивилловской гостеприимности». Такая запись встречается в дневнике известного белорусско-польского поэта, краеведа, историка литературы и переводчика Владислава Сырокомли.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8cf/8cfe77aba384ea0afae7e05f035fb0ff/066219bd4a59bc0b996f149ca9e5a6d7.jpg)
После смерти Константина в 1869 году его сын Мацей вывез ценности в свою польскую усадьбу. Радзивиллы вернулись в Полонечку в конце XIX века, когда сюда заселился внук Константина Радзивилла — Альберт Станислав. По его приказу к дворцу пристроили широкую парадную лестницу и посадили зимний сад в неоготическом стиле. Его племянник Владислав стал последним Радзивиллом в Полонечке. Он жил там до начала Второй мировой войны. Это по его заказу в 1899 году в деревне построили из дерева неоготический Юрьевский костел с использованием швейцарского стиля в оформлении, который стоит там и сегодня.
Дворец дважды горел — в 1917 и 1943 годах, и первоначальная планировка с парадным зеркальным залом, вестибюлем и лестницей утрачена. После войны здание было восстановлено, здесь разместилась школа-интернат.
Герб Радзивиллов на фасаде здания убрали, оранжерею разобрали, а окна в галерее заложили кирпичом, рассказала Екатерина Козлова, которая родилась и выросла в Полонечке, а родительский дом ее находится прямо через дорогу от дворца:
— Произошла значительная перепланировка: где-то разбили комнаты, построили стенки. Раньше была центральная винтовая лестница, а теперь — двухмаршевая с двух сторон. Стены здания и фундамент из бутового камня крепкие, при кладке, кстати, использовались куриные яйца. Перекрытия в аварийном состоянии, есть проблемы с флигелем, один из которых обрушился в 2018 году.
Школа перенесена в другое место в конце 90‑х. В мае 2007 года постановлением Совета Министров дворцово-парковому комплексу присвоен статус историко-культурной ценности регионального значения. Титул не спас архитектурный памятник. Наоборот, прибавил собственнику хлопот при реставрации.
В 2014 году компания «Спецактивстрой-инвест» приобрела его на аукционе с намерением использовать в туристических целях. Однако полностью оплатить покупку фирма не смогла, и здание было возвращено государству.
Последующие аукционы снижали цену вплоть до 80 процентов, и в итоге в декабре 2020 года дворец Радзивиллов выкупила семейная пара из Минска за 19,2 тысячи рублей.
Ведутся работы по поддержанию состояния здания и собираются деньги на его восстановление. Но, как рассказали в местном сельсовете, сейчас они приостановились:
— Раньше проводились разные акции, праздники для местных жителей. Было очень интересно. Волонтеры помогали расчищать территорию, собирать деньги. Теперь все затихло.
![](https://storage01.sb.by/iblock/f6a/f6af17ddbc813715199fd0766ed2d3d8/911ef268e35ad89f6674b3d8f909f1b9.jpg)
Воссоздать точный образ былой резиденции, конечно, сложно. Нет внутреннего плана дворца.
— Архитекторы при реставрации могут исходить из опыта восстановления других исторических строений, — замечает Екатерина Козлова. — На территории Беларуси подобный дворец есть в Гомеле, Снове. Можно опираться на их проекты.
Разрушало здания не только время — местные жители тоже внесли свою лепту, и от аутентичного интерьера сохранилось лишь пару островков французской плитки на полу.
— Эту плитку не оторвать, — объясняет моя собеседница. — Она намертво приклеена. Местные скорее отбивали и выносили доску, оконные рамы. На конец XIX — начало XX столетия в документах упоминается, что в наших местах был кирпичный завод. В Несвиже работал такой же, и кирпич, вполне вероятно, при строительстве использовали местного производства. Штукатурка здания советская, а на центральной части дворца — вообще 90‑х годов. Тогда также начинали реставрацию, но денег не хватило, хотя здание находилось в хорошем состоянии.
— Этих Радзивиллов я знаю лучше, чем свою семью, — шутит Екатерина. — Одно время работала в группе по восстановлению дворца, но переехала в Минск. Некоторые турфирмы включают этот объект в свои экскурсии. Очень бы хотелось, чтобы реставрация продолжилась.
А пока создан лишь точный макет этой исторической ценности. Четыре ученицы столичной гимназии № 75 под руководством своего учителя и куратора проекта «Нам засталася спадчына» Татьяны Войтенко около полутора лет работали над созданием миниатюры. Искусно, до мельчайших деталей проработанный макет-реконструкция дворцово-паркового комплекса Радзивиллов «Полонечка» в масштабе 1:100 отныне украшает экспозицию Барановичского краеведческого музея.
klimovich@sb.by
![](https://storage01.sb.by/iblock/f3c/f3c62ea8c0096d5b49b4111221d25144/6188049341cff38c08479ee395a76270.jpg)
Здание имеет популярный тип пространственной организации — фронтальная композиция, при которой главный корпус и боковые флигели располагаются на единой поперечной линии. Вместе с тем он имеет свою эксклюзивность. Памятник архитектуры в стиле классицизма перестраивался по образу и подобию дворца Тривулзино на озере Комо в итальянском Белладжо. В его оформлении использовались элементы декора, которых больше нет нигде в Беларуси. Речь о гермах — четырехгранных колоннах со скульптурным изображением головы древнегреческого философа или героя. Само двухэтажное здание соединено галереями с квадратными в плане одноэтажными боковыми павильонами-официнами. Когда-то гермы располагались и по бокам. Сейчас сохранились только на центральной части фасада, логичным окончанием которого был треугольный фронтон с родовой радзивилловской символикой.
Точной даты закладки дворца нет. Но на одном из кирпичей стены водяной мельницы, входившей в здешние владения Радзивиллов, выбита дата — 1819. По предположению доктора биологических наук, известного ученого в области садово-паркового искусства, исследователя старинных усадеб Анатолия Федорука, в эти годы и создавалась вся резиденция. Дворец же более старый — ХVIII столетия. Известно, что наследники привносили в его облик элементы по своему вкусу и в угоду существовавшей тогда моде.
При Мацее Радзивилле Полонечка слыла центром культурной жизни. Здесь бывали композиторы и поэты, гостил в 1777 году вместе с женой Денис Иванович Фонвизин, литератор екатерининской эпохи. Вот как он сам описывает это событие в своих дневниках: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».
Позже усадьба переходит к сыну Мацея Константину. Этот наследник решает добавить дворцу современных ноток. Именно тогда на фасаде здания появляются колонны с гермами. На тот момент во дворце находилось огромное количество произведений искусства: нумизматическая коллекция, часть картинной галереи Радзивиллов, большая библиотека. Константин собрал интереснейшие этнографические сведения о местных жителях.
«Если из Мира ехать по улице Жуховицкой, то дальше мы бы прибыли во владения князя Константина Радзивилла, где увидели бы чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец. Встретившись же с хозяином, легко убедиться в знаменитой радзивилловской гостеприимности». Такая запись встречается в дневнике известного белорусско-польского поэта, краеведа, историка литературы и переводчика Владислава Сырокомли.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8cf/8cfe77aba384ea0afae7e05f035fb0ff/066219bd4a59bc0b996f149ca9e5a6d7.jpg)
После смерти Константина в 1869 году его сын Мацей вывез ценности в свою польскую усадьбу. Радзивиллы вернулись в Полонечку в конце XIX века, когда сюда заселился внук Константина Радзивилла — Альберт Станислав. По его приказу к дворцу пристроили широкую парадную лестницу и посадили зимний сад в неоготическом стиле. Его племянник Владислав стал последним Радзивиллом в Полонечке. Он жил там до начала Второй мировой войны. Это по его заказу в 1899 году в деревне построили из дерева неоготический Юрьевский костел с использованием швейцарского стиля в оформлении, который стоит там и сегодня.
Дворец дважды горел — в 1917 и 1943 годах, и первоначальная планировка с парадным зеркальным залом, вестибюлем и лестницей утрачена. После войны здание было восстановлено, здесь разместилась школа-интернат.
Герб Радзивиллов на фасаде здания убрали, оранжерею разобрали, а окна в галерее заложили кирпичом, рассказала Екатерина Козлова, которая родилась и выросла в Полонечке, а родительский дом ее находится прямо через дорогу от дворца:
— Произошла значительная перепланировка: где-то разбили комнаты, построили стенки. Раньше была центральная винтовая лестница, а теперь — двухмаршевая с двух сторон. Стены здания и фундамент из бутового камня крепкие, при кладке, кстати, использовались куриные яйца. Перекрытия в аварийном состоянии, есть проблемы с флигелем, один из которых обрушился в 2018 году.
Школа перенесена в другое место в конце 90‑х. В мае 2007 года постановлением Совета Министров дворцово-парковому комплексу присвоен статус историко-культурной ценности регионального значения. Титул не спас архитектурный памятник. Наоборот, прибавил собственнику хлопот при реставрации.
В 2014 году компания «Спецактивстрой-инвест» приобрела его на аукционе с намерением использовать в туристических целях. Однако полностью оплатить покупку фирма не смогла, и здание было возвращено государству.
Последующие аукционы снижали цену вплоть до 80 процентов, и в итоге в декабре 2020 года дворец Радзивиллов выкупила семейная пара из Минска за 19,2 тысячи рублей.
Ведутся работы по поддержанию состояния здания и собираются деньги на его восстановление. Но, как рассказали в местном сельсовете, сейчас они приостановились:
— Раньше проводились разные акции, праздники для местных жителей. Было очень интересно. Волонтеры помогали расчищать территорию, собирать деньги. Теперь все затихло.
![](https://storage01.sb.by/iblock/f6a/f6af17ddbc813715199fd0766ed2d3d8/911ef268e35ad89f6674b3d8f909f1b9.jpg)
Воссоздать точный образ былой резиденции, конечно, сложно. Нет внутреннего плана дворца.
— Архитекторы при реставрации могут исходить из опыта восстановления других исторических строений, — замечает Екатерина Козлова. — На территории Беларуси подобный дворец есть в Гомеле, Снове. Можно опираться на их проекты.
Разрушало здания не только время — местные жители тоже внесли свою лепту, и от аутентичного интерьера сохранилось лишь пару островков французской плитки на полу.
— Эту плитку не оторвать, — объясняет моя собеседница. — Она намертво приклеена. Местные скорее отбивали и выносили доску, оконные рамы. На конец XIX — начало XX столетия в документах упоминается, что в наших местах был кирпичный завод. В Несвиже работал такой же, и кирпич, вполне вероятно, при строительстве использовали местного производства. Штукатурка здания советская, а на центральной части дворца — вообще 90‑х годов. Тогда также начинали реставрацию, но денег не хватило, хотя здание находилось в хорошем состоянии.
— Этих Радзивиллов я знаю лучше, чем свою семью, — шутит Екатерина. — Одно время работала в группе по восстановлению дворца, но переехала в Минск. Некоторые турфирмы включают этот объект в свои экскурсии. Очень бы хотелось, чтобы реставрация продолжилась.
А пока создан лишь точный макет этой исторической ценности. Четыре ученицы столичной гимназии № 75 под руководством своего учителя и куратора проекта «Нам засталася спадчына» Татьяны Войтенко около полутора лет работали над созданием миниатюры. Искусно, до мельчайших деталей проработанный макет-реконструкция дворцово-паркового комплекса Радзивиллов «Полонечка» в масштабе 1:100 отныне украшает экспозицию Барановичского краеведческого музея.
klimovich@sb.by