Совет ЕЭК обнулил пошлины на электромобили: как это отразится на развитии белорусского авторынка
18.03.2020 21:52:00
Илья КРЫЖЕВИЧ
На прошлой неделе Президент подписал указ, направленный на стимулирование использования в стране электротранспорта. Среди прочего документ предусматривает и отмену НДС при покупке такой машины для личного пользования. Специалисты уже подсчитали: такая мера вкупе с обнулением пошлин сделает для белорусов пригон электромобиля из-за рубежа почти на 40 процентов дешевле. А теперь свежая новость: Совет Евразийской экономической комиссии также принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины единого таможенного тарифа ЕАЭС. Она будет действовать до конца 2021 года и для юридических, и для физических лиц. О том, как законодательные преобразования могут повлиять на авторынок нашей страны, корреспондент «Р» побеседовал с компетентными людьми.
Благодаря принятым мерам пересесть на электрокар станет проще. Но он все еще остается дороже, чем авто с ДВС. Поэтому резкого перехода на электромобили эксперты не ожидают.
В тренде
Накануне принятия решения в ЕЭК занялись подсчетами: за 10 месяцев минувшего года импорт электромобилей в страны таможенной «пятерки» составил 292 единицы на 14,86 млн долларов. Доля импорта Армении составила 0,7 процента, Беларуси — 30,8 процента, Казахстана — 7,2 процента, России — 61,3 процента, в Кыргызстан поставок не было. В основном техника приезжала в ЕАЭС из США, Китая, Австрии, Германии. И теперь в связи с новыми условиями импорт должен возрасти, считают в ЕЭК. Впрочем, расчет делается не только на поставки, но и на свое производство. Промышленный потенциал существует практически во всех странах, но в комиссии делают ставку именно на белорусские предприятия — СЗАО «Белджи» и СП ЗАО «Юнисон». На заводе в поселке Обчак под Минском собирают электрокары китайской марки Zotye, новый белорусско-китайский завод, открывшийся полтора года назад под Борисовом, также планирует направить свои мощности на сборку электромобилей.«С учетом предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования к концу 2022 года объем производимых в Беларуси электромобилей планируется увеличить до 30 000 в год», — указали в ЕЭК.
Уже сегодня по нашим дорогам ездит более 350 электрокаров. Скоро их число прирастет. Считаем на пальцах: таможенная пошлина в 18 процентов и НДС в 20 процентов теперь нивелируются, а это заметная экономия для тех, кто хотел бы пересесть на новый вид транспорта — чистый и экологичный.
Что будет с рынком?
Несмотря на создание благоприятных условий для развития рынка электротранспорта, эксперты не ожидают резкого перехода на электрокары. Председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич:
— На мой взгляд, переход к электротранспорту будет происходить не так быстро. Бесспорно, уже сделаны важные шаги с точки зрения законодательства, но клиент будет покупать электромобиль вместо авто с двигателем внутреннего сгорания только тогда, когда их стоимость сравняется. Парк таких авто будет расти только в том случае, если появится больше предложений автомобилей в пределах 40 000—45 000 рублей, ну максимум 60 000 рублей. Это сделает выбор в пользу электромобилей более предпочтительным.
Сергей Михневич обратил внимание на то, что массовые бренды только начинают производить автомобили в Европе стоимостью от 40 000 долларов. Купить машину за такую сумму даже без НДС и с нулевой таможенной пошлиной готовы немногие. Для сравнения: новое авто с ДВС европейской сборки сейчас можно там купить за 15 000 долларов.
— Кроме того, автодилеры сегодня, к сожалению, не могут ввести практически ни одной марки электротранспорта в бюджетном сегменте, потому что он не сертифицирован для Беларуси. Все еще существуют барьеры технического плана, которые были созданы на территории ЕАЭС. Это хорошая новость, что была поддержана идея обнулить пошлины для юрлиц. Возможно, сейчас некоторые бренды в России задумаются и начнут что-то сертифицировать. Тогда есть шанс, что такие машины станут активнее предлагаться через автосалоны.
А пока автодилеры, не имея возможности продавать эти авто, не будут иметь и необходимых запчастей на складе. Что, в свою очередь, создает проблемы для потребителей, ведь чинить машину, какой бы простой с точки зрения «начинки» она ни была, рано или поздно придется. Возможно, появится спрос — появится и предложение, но это будет происходить не очень быстро.
С точки зрения насыщения рынка электрокаров посредством собственных сборочных производств тоже есть некоторые нюансы. СЗАО «Белджи», например, также придется адаптировать китайские авто под наши условия:
— У электрокаров, которые будут испытывать на борисовском заводе, хорошие потребительские свойства, но дело в том, что заявленные характеристики работают при температурном режиме выше 11 °С. Для нашего климата, как сами понимаете, это не совсем подходит. Нужны доработки.
Кстати, это реальная проблема, ведь при морозах батареи могут терять до половины своей емкости. Вопросов пока остается много. Но, по мнению эксперта, если машину адаптируют и смогут продавать ее по цене ниже 40 000—60 000 рублей при условии получения клиентом заявленных субсидий, спрос на них может возрасти.
— Достаток людей сегодня позволяет купить себе новинку. Кроме того, электрокары серьезно дешевеют — на 38 процентов в связи с отменой таможенной пошлины и НДС. Это уровень распродажи. В скором времени это обеспечит резкий рост спроса. Причем не обязательно возрастет спрос на потребительский сегмент. Не так много бюджетных авто среди электрокаров, которые бы удовлетворили пользователя. Скорее, возрастет количество б/у автомобилей Tesla первых годов выпуска — 2012—2013 годов: именно такая ситуация сегодня наблюдается на рынке Украины, где отменили пошлины. Остальные электрокары пока еще не так сильны по запасу хода.
Заглянем под капот
К появлению большого числа электрокаров на наших дорогах еще нужно подготовиться. Поэтому уже сегодня в стране существенно увеличивается число ЭЗС. По информации компании «Белоруснефть», к 2022 году их будет уже 640. Не так много, как хотелось бы, но такая инфраструктура уже позволит владельцам электрокаров передвигаться по всей стране, не опасаясь надолго оторваться от розетки.
— Наши педагоги постоянно обновляют учебную программу. Они ежегодно посещают международные семинары по проблемам развития электротранспорта. Изучают опыт развития электротранспорта в Европе. Мы заметно усовершенствовали существующие программы обучения автомехаников. В них мы включили модуль по изучению ремонта и эксплуатации электромобилей. Это получилось хорошо. Сейчас в госэкзамены также включены эти материалы.
Кроме того, в колледже могут уже сейчас подготовить и повысить квалификацию любых специалистов, в том числе и сотрудников АЗС, по тематике электромобилей:
— Нашими услугами в прошлом году пользовались даже подразделения МЧС. Они обучались правильному деблокированию людей в электрокарах. В электромобиле несколько иное строение, поэтому отличия от авто с двигателем внутреннего сгорания есть. В целом с имеющимися компетенциями и специалистами мы можем организовать курсы любого уровня сложности.
С октября прошлого года в Минском государственном автомеханическом колледже им. академика М.С. Высоцкого начали готовить автомехаников, способных обслуживать электромобили.
Курсы могут адаптироваться под любые запросы. В колледж может прийти и потенциальный потребитель электромобиля. Здесь его научат правильно обслуживать авто. Кроме того, по словам Валерия Кириленко, созданная база учебной лаборатории поможет обеспечить рынок необходимым числом специалистов по электрокарам, оперативно реагируя на меняющиеся потребности.
ПРОГНОЗЫ
По оценкам экспертов из «Белоруснефти», к 2025 году на наших дорогах число электромобилей может дойти до 100 000 единиц. Все предпосылки для этого есть.