Во время форума Energy Expo эксперты обсудили перспективы развития электротранспорта в Беларуси
13.10.2022 07:51:00
Несмотря на общий спад продаж авто в мире с началом пандемии, сегмент электромобилей стремительно набирал обороты. Рост инвестиций в данный сектор также не сбавляет темпов. Ведущие автоконцерны планируют переход на стопроцентное производство электрокаров в 2030 году. В нашей стране также не упускают из внимания мировой тренд и делают большую ставку на реализацию комплексной программы развития электротранспорта до 2025-го. Ход ее выполнения и перспективы вчера обсудили эксперты во время круглого стола «Электрический транспорт: реальность и перспективы» на полях 26-го Белорусского энергетического и экологического форума Energy Expo.
В стране развивается грузовой электротранспорт.
— Например, сейчас Объединенный институт машиностроения НАН разрабатывает электромусоровоз совместно с МАЗом. Он будет малошумным. Также мы работаем над электрической версией перронного автобуса для аэропортов.
Рассказывая о ходе реализации комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы, Сергей Поддубко отметил, что в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси есть инновационные проекты, которые ориентированы на создание новых компонентов для электромобилей разных сегментов:
— Мы работаем над современным электроприводом в составе высокоскоростного тягового электродвигателя с жидкостным охлаждением и с коробкой передач. Доказано, что коробка передач значительно повышает возможности электропривода тяжелого электротранспорта. Батареи мы также собираем сегодня, приобретаем ячейки в Корее. Компонуем из этих ячеек батареи любой конфигурации и оснащаем их своей управляющей электроникой.
Перед разработчиками стоит задача удешевить электрокары.
При этом Сергей Поддубко отметил, что в перспективе планируется более глубокое освоение производства питающих элементов:
— Мы недавно вели переговоры с представителями «РЭНЕРА». У этой компании амбициозные планы в части создания собственных аккумуляторных ячеек. Я думаю, что со временем мы будем потреблять ячейки уже российского производства.
Также Сергей Поддубко рассказал, что в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси ведутся работы над созданием асинхронного тягового электродвигателя на 130 кВт:
— Эта разработка освоена в производстве — его уже произвел завод «Могилевлифтмаш». Освоили производство синхронных двигателей. Также сейчас рассматриваем вопрос создания модельного ряда данных двигателей с системой управления. Этот проект запущен и сегодня находится в реализации. Разрабатывается и гамма редукторов, коробок передач различных типов. Кроме того, в разработке находится моноблок силового электропривода для электрогрузовиков и электробусов мощностью до 200 кВт.
Geely Geometry C получила хорошие отзывы на белорусском рынке.
— Практически весь текущий год проходила серийная эксплуатация этого автомобиля. Отзывы по рынку положительные. Принято решение в конце года направить в дилерские центры дополнительное количество машин. Планируем, чтобы на рынке в следующем году их количество возрастало. Запас хода электрокара — 550 километров, все необходимые параметры обеспечены. У нас было единственное пожелание — нужно обратить внимание на более дешевые модели.
Также он рассказал, что для бюджетного сегмента велись переговоры с компанией JAC, уже завезли две автомодели E10X, по которым провели всесторонние испытания:
— Они имеют более скромные параметры: пробег 310 километров, мощность двигателя в 61 лошадиную силу, но и меньшую цену, которая, по нашим оценкам, может составлять около 12 тысяч долларов. Завод «Юнисон» в будущем сможет представить эти авто.
В нашей стране делают большую ставку на реализацию комплексной программы развития электротранспорта до 2025-го.
Говоря о новинках линейки электрокаров компании Geely, Геннадий Свидерский обратил внимание на то, что появилась новая бюджетная версия Geometry E:
— Сейчас с Geely ведутся переговоры на предмет получения документации по этим авто и адаптации.
Геннадий Свидерский также отметил, что в мире электротранспорт развивается очень динамично. По данным, за три квартала текущего года произведено 4,72 миллиона электромобилей. До конца 2022-го планируется выйти на 6,5 миллиона единиц. Последние два месяца в объеме продаж легковых авто 10 процентов устойчиво занимают электрокары.
Электробусы отечественного производства отлично показывают себя в эксплуатации.
Специалист пояснил:
— Если говорить о Беларуси, то у нас есть уникальная возможность присоединиться к данной динамике производства и эксплуатации электромобилей. Протяженность наших дорог относительно небольшая. Их качество хорошее. Создана инфраструктура ЭЗС. Однако, если говорить о производстве, то есть некоторые сдерживающие факторы. По нашему заводу за пять лет пришлось полностью обновить модельный ряд, а это затраты, которые нам необходимо окупать. Мы не можем шагать широкими шагами, но тем не менее то, что касается электротранспорта, — это для нас приоритетная задача. Мы ее должны решать.
ОАО «Витязь» производит широкий спектр ЭЗС.
kryzhevich@sb.by
В стране развивается грузовой электротранспорт.
Ставка на освоение компонентов
Генеральный директор ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» Сергей Поддубко рассказал, что НАН активно работает с Министерством промышленности, которое обеспечивает реализацию научных проектов как в части изготовления компонентной базы, так и в области электротранспорта:— Например, сейчас Объединенный институт машиностроения НАН разрабатывает электромусоровоз совместно с МАЗом. Он будет малошумным. Также мы работаем над электрической версией перронного автобуса для аэропортов.
Рассказывая о ходе реализации комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы, Сергей Поддубко отметил, что в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси есть инновационные проекты, которые ориентированы на создание новых компонентов для электромобилей разных сегментов:
— Мы работаем над современным электроприводом в составе высокоскоростного тягового электродвигателя с жидкостным охлаждением и с коробкой передач. Доказано, что коробка передач значительно повышает возможности электропривода тяжелого электротранспорта. Батареи мы также собираем сегодня, приобретаем ячейки в Корее. Компонуем из этих ячеек батареи любой конфигурации и оснащаем их своей управляющей электроникой.
Перед разработчиками стоит задача удешевить электрокары.
При этом Сергей Поддубко отметил, что в перспективе планируется более глубокое освоение производства питающих элементов:
— Мы недавно вели переговоры с представителями «РЭНЕРА». У этой компании амбициозные планы в части создания собственных аккумуляторных ячеек. Я думаю, что со временем мы будем потреблять ячейки уже российского производства.
Также Сергей Поддубко рассказал, что в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси ведутся работы над созданием асинхронного тягового электродвигателя на 130 кВт:
— Эта разработка освоена в производстве — его уже произвел завод «Могилевлифтмаш». Освоили производство синхронных двигателей. Также сейчас рассматриваем вопрос создания модельного ряда данных двигателей с системой управления. Этот проект запущен и сегодня находится в реализации. Разрабатывается и гамма редукторов, коробок передач различных типов. Кроме того, в разработке находится моноблок силового электропривода для электрогрузовиков и электробусов мощностью до 200 кВт.
Бюджетный сегмент не заставит долго ждать
В свою очередь директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский напомнил о том, что в прошлом году была выпущена на белорусский рынок модель электрокара Geely Geometry C:Geely Geometry C получила хорошие отзывы на белорусском рынке.
— Практически весь текущий год проходила серийная эксплуатация этого автомобиля. Отзывы по рынку положительные. Принято решение в конце года направить в дилерские центры дополнительное количество машин. Планируем, чтобы на рынке в следующем году их количество возрастало. Запас хода электрокара — 550 километров, все необходимые параметры обеспечены. У нас было единственное пожелание — нужно обратить внимание на более дешевые модели.
Также он рассказал, что для бюджетного сегмента велись переговоры с компанией JAC, уже завезли две автомодели E10X, по которым провели всесторонние испытания:
— Они имеют более скромные параметры: пробег 310 километров, мощность двигателя в 61 лошадиную силу, но и меньшую цену, которая, по нашим оценкам, может составлять около 12 тысяч долларов. Завод «Юнисон» в будущем сможет представить эти авто.
В нашей стране делают большую ставку на реализацию комплексной программы развития электротранспорта до 2025-го.
Говоря о новинках линейки электрокаров компании Geely, Геннадий Свидерский обратил внимание на то, что появилась новая бюджетная версия Geometry E:
— Сейчас с Geely ведутся переговоры на предмет получения документации по этим авто и адаптации.
Геннадий Свидерский также отметил, что в мире электротранспорт развивается очень динамично. По данным, за три квартала текущего года произведено 4,72 миллиона электромобилей. До конца 2022-го планируется выйти на 6,5 миллиона единиц. Последние два месяца в объеме продаж легковых авто 10 процентов устойчиво занимают электрокары.
Электробусы отечественного производства отлично показывают себя в эксплуатации.
Специалист пояснил:
— Если говорить о Беларуси, то у нас есть уникальная возможность присоединиться к данной динамике производства и эксплуатации электромобилей. Протяженность наших дорог относительно небольшая. Их качество хорошее. Создана инфраструктура ЭЗС. Однако, если говорить о производстве, то есть некоторые сдерживающие факторы. По нашему заводу за пять лет пришлось полностью обновить модельный ряд, а это затраты, которые нам необходимо окупать. Мы не можем шагать широкими шагами, но тем не менее то, что касается электротранспорта, — это для нас приоритетная задача. Мы ее должны решать.
ОАО «Витязь» производит широкий спектр ЭЗС.
kryzhevich@sb.by