Западная свобода зачастую взывает к инфантильности. Белорусская — к зрелости
06.12.2022 08:13:00
Алена ДЗИОДЗИНА
Свобода ОТ и свобода ДЛЯ — два принципиально разных пути. Первый в большей степени инфантильный, с оттенком детского «хочу»: хочется бунтовать против существующих правил и ограничений, делать наоборот, поступать взбалмошно. Потому что хочу и буду.
Второй путь более конструктивный и созидательный: свобода раскрывается в целесообразной инициативе, на базе субъективных и объективных возможностей человек реализует свободу «для».
В призывах и комментариях зарубежных политиков о Беларуси замечаешь обращение к инфантильной части души человека. К той самой, детской, где поступают нередко нелепо в духе своеволия и хаоса. А начни уточнять зачем, логичного объяснения нет. Просто что-то в душе подбивает: иди ОТ. И человек отходит от порядка за своим детским протестным «хочу».
Эти же тенденции просматриваются в аргументах простых одурманенных европейцев. Недавно у автора этого текста состоялся диалог с жителем Риги, который настаивал, что в Беларуси мы живем не в духе свободы. «Могу ли я в центре Минска пройти с бчб-флагом? Могу ли критиковать поступки ваших властей?!» — аргументировал убеждение он. Увы, человек не ответил, что будет, если кто-то так же захочет гулять по Риге с флагом РФ. Как и сказать что-то против насаждаемых представлений латвийских властей. Как и назвать Беларусь примером, где простой человек раскрывает адекватную свободу ДЛЯ.
Однако правда о ценностях зарубежной политики раскрывается не в словах, а в поступках. В теории все причесано и красиво: за демократию, за свободу. На практике же западный человек живет в зависимых рамках. Благодаря решениям их политиков на простой народ легло столько проблем, что живущему в европейских ценностях проблематично самораскрыться. Там человек очень занят вопросами выживания и решением бытовых проблем: где заработать на коммунальные, чем прокормиться, как позаботиться о здоровье родных… Едва ли в трудностях с решением основных потребностей можно говорить о свободе, где бы в ней раскрывались людские таланты. На этом этапе стоит задача заработать. Хоть где и хоть как.
Вопросы о том, кем бы я хотел быть и чем заниматься, третьестепенны. А для кого-то на Западе они совсем не стоят: не раскрывает себя в «свободных странах» свобода.
Свобода возможна лишь там, где основные потребности вне угрозы. И ценности белорусской политики проявляют себя в заботе о людях. Решая проблемы на базовом уровне, Президент открывает людям возможность адекватной свободы. В результате решений Главы государства первостепенно необходимое у нас, белорусов, есть.
Доступны возможности заработать, есть выбор, где это сделать и как, вопросы безопасности решены на различных уровнях. И на базе этого мы получаем стабильность.
Вопросы о пропитании, здоровье и безопасности не звучат в Беларуси в контексте проблемы.
За счет этого каждый у нас имеет пространство для персональной психологически зрелой свободы, где можно выразить самого себя. На творческом, созидательном уровне, где человек выступает автором собственной жизни, а не марионеткой псевдосвобод на словах.
Второй путь более конструктивный и созидательный: свобода раскрывается в целесообразной инициативе, на базе субъективных и объективных возможностей человек реализует свободу «для».
В призывах и комментариях зарубежных политиков о Беларуси замечаешь обращение к инфантильной части души человека. К той самой, детской, где поступают нередко нелепо в духе своеволия и хаоса. А начни уточнять зачем, логичного объяснения нет. Просто что-то в душе подбивает: иди ОТ. И человек отходит от порядка за своим детским протестным «хочу».
Эти же тенденции просматриваются в аргументах простых одурманенных европейцев. Недавно у автора этого текста состоялся диалог с жителем Риги, который настаивал, что в Беларуси мы живем не в духе свободы. «Могу ли я в центре Минска пройти с бчб-флагом? Могу ли критиковать поступки ваших властей?!» — аргументировал убеждение он. Увы, человек не ответил, что будет, если кто-то так же захочет гулять по Риге с флагом РФ. Как и сказать что-то против насаждаемых представлений латвийских властей. Как и назвать Беларусь примером, где простой человек раскрывает адекватную свободу ДЛЯ.
Чтобы бунтовать и фыркать, особых талантов не надо. А чтобы вынести конструктивно свои предложения в рамках закона, тут уже нужно думать и знать. Наше Всебелорусское народное собрание именно это и предполагает. В демократичной же, свободной Европе, увы, такой практики нет.И аргументировать им на это, как правило, нечего. Как и что-то внятное сформулировать на вопрос «зачем?». «Зачем ты бы хотел появиться в городе с флагом? И что может улучшиться, если им потрясти?» Побуждение аффективно. Прошу заметить, что разница в букве. Ведь эффективная сторона свободы раскрывает себя в активности ДЛЯ.
Однако правда о ценностях зарубежной политики раскрывается не в словах, а в поступках. В теории все причесано и красиво: за демократию, за свободу. На практике же западный человек живет в зависимых рамках. Благодаря решениям их политиков на простой народ легло столько проблем, что живущему в европейских ценностях проблематично самораскрыться. Там человек очень занят вопросами выживания и решением бытовых проблем: где заработать на коммунальные, чем прокормиться, как позаботиться о здоровье родных… Едва ли в трудностях с решением основных потребностей можно говорить о свободе, где бы в ней раскрывались людские таланты. На этом этапе стоит задача заработать. Хоть где и хоть как.
Вопросы о том, кем бы я хотел быть и чем заниматься, третьестепенны. А для кого-то на Западе они совсем не стоят: не раскрывает себя в «свободных странах» свобода.
Свобода возможна лишь там, где основные потребности вне угрозы. И ценности белорусской политики проявляют себя в заботе о людях. Решая проблемы на базовом уровне, Президент открывает людям возможность адекватной свободы. В результате решений Главы государства первостепенно необходимое у нас, белорусов, есть.
Доступны возможности заработать, есть выбор, где это сделать и как, вопросы безопасности решены на различных уровнях. И на базе этого мы получаем стабильность.
Вопросы о пропитании, здоровье и безопасности не звучат в Беларуси в контексте проблемы.
За счет этого каждый у нас имеет пространство для персональной психологически зрелой свободы, где можно выразить самого себя. На творческом, созидательном уровне, где человек выступает автором собственной жизни, а не марионеткой псевдосвобод на словах.