11 видов нотариальных действий можно будет совершить удаленно: председатель БНП — о планируемых новациях
13.01.2024 13:20:00
Юлия УЩЕНЧИК
Президент подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Основная цель корректировок — повышение доступности услуг, совершенствование обслуживания населения. Уже через полгода нотариусы смогут удаленно выдавать электронное свидетельство о праве на наследство, о праве собственности без посещения нотариуса, обеспечивать письменные доказательства для рассмотрения дел в судах Беларуси, свидетельствовать верность перевода документа, а также ряд иных нотариальных действий. Как это будет работать, а также о других планируемых новациях в цифровизации сферы рассказала Наталья Борисенко, председатель Белорусской нотариальной палаты.
Наталья Борисенко.
— Нотариат — институт с многовековой историей, он помнит и фиксацию фактов на глиняных дощечках, и переход на бумажный документооборот. Сейчас нотариат, и не только белорусский, ощущает на себе переход в иной формат фиксации юридических фактов — цифровой, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и государства. Нотариат не должен отставать от тенденций современности, и прежде всего запроса общества.
В 2013-м Указ Президента № 523 определил организационные и социально-экономические основы деятельности нотариата. За десять лет в Беларуси совершено почти 15 миллионов нотариальных действий. Сегодня в минуту в стране совершается три нотариальных действия, работает 211 нотариальных контор и 45 бюро, где трудится около 800 нотариусов и примерно 700 сотрудников.
Нотариату удалось концептуально решить важнейшие задачи, поставленные Главой государства. В первую очередь по организации нотариального обслуживания в республике, обеспечению доступности услуг населению, сохранности и учету документов нотариальных архивов, внедрению в нотариальных конторах и бюро единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.
— В 2013 году Министерству юстиции и Белорусской нотариальной палате (БНП) поручили разработать и внедрить единую информационную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, она заработала уже в 2017-м. За десять лет произошла поэтапная автоматизация всех процессов — сбора, получения информации, оформления нотариального действия, — вводит в курс дела председатель БНП.
Наталья Борисенко приводит простой пример сочетания живого и электронного взаимодействия — удостоверение договора купли-продажи недвижимости. Нотариус, как и раньше, лично общается с участниками сделки, устанавливает личности по паспорту, вживую беседует с заинтересованными лицами. Однако при этом через созданную автоматизированную систему получает актуальные персональные данные продавца и покупателя, онлайн черпает информацию из регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это значительно экономит время: раньше, к примеру, нужно было создавать бумажные запросы, отправлять их почтой, в течение 14 дней ждать ответ…
— Также буквально в прошлом году мы стали тесно взаимодействовать с системой ГАИ. Сейчас, когда нотариус удостоверяет договор купли-продажи транспортного средства, он фактически онлайн получает всю необходимую информацию для проверки тех или иных фактов. Фиксация сделки, а также сведений о новом собственнике происходит в разы быстрее, чем раньше, — добавляет собеседница. — Участникам сделки уже не нужно обращаться в ГАИ ни за удостоверением, ни за регистрацией договора — только по вопросам снятия с учета и получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
— Во время живого общения, беседы с клиентом происходит не просто установление личности, но и выявление истинных намерений заинтересованного лица. Цифровизация затронет и упростит только те нотариальные действия, где выявление воли не требуется. Формально воля клиента должна быть изложена в заявлении, которое в электронном виде будет подано нотариусу.
Важная задача для Белорусской нотариальной палаты — создать технические условия для совершения ряда нотариальных действий удаленно.
Интерфейс портала будет простой и максимально удобный: предусмотрена возможность выбора — работать с определенным нотариусом или выбрать свободного специалиста, который может приступить к задаче в самые короткие сроки. Также личный кабинет позволит отслеживать все стадии обработки заявления о совершении нотариального действия, при необходимости нотариус онлайн задаст уточняющие вопросы.
Также на новом портале БНП планируется оказывать консультации населению. Еще одна удобная функция в личном кабинете — возможность формирования цифрового портфеля нотариальных документов без необходимости дублирования их на бумаге.
В процессе цифровизации палата предусматривает создание максимально удобных и комфортных условий для граждан при получении нотариальных услуг, при этом без потери их качества. Электронный портал начнет работу уже этим летом. Возможность создать личный кабинет будет реализована в тот же срок, пользоваться им можно будет бесплатно.
— Это новый формат для правового просвещения со множеством полезной справочной информации, — анонсирует Наталья Борисенко. — Мы систематизируем базу индивидуальных вопросов и ответов по определенным тематикам, сделаем удобный поиск по порталу, функцию онлайн-взаимодействия с нотариусом для получения любой справочной информации — специалист будет на связи 24/7.
К слову, нотариат старается активно оказывать населению правовую помощь — только в 2023-м более 36 тысяч граждан получили бесплатные юридические консультации в рамках региональных и республиканских акций, приуроченных к государственным праздникам и иным памятным датам. Также работает единая информационная линия: набрав короткий номер 7572, можно получить справочную информацию о номерах телефонов нотариусов, режиме их работы и месте расположения. За полтора года зафиксировано свыше 5200 звонков.
Сайт Белорусской нотариальной палаты также пользуется спросом. На портале belnotary.by открыт публичный доступ к электронным сервисам проверки сведений об удостоверенных доверенностях и их отмене, а также о наследственных делах — такие сведения не составляют нотариальной тайны.
— Граждане более чем 60 стран воспользовались возможностью проверить сведения о доверенности и наследственном деле. За три года количество таких проверок приблизилось к миллиону, — озвучила цифры председатель БНП.
И в небольших районных городах, агрогородках, деревнях есть возможность получить нотариальные услуги — присутствие специалиста обеспечивается даже там, где это экономически невыгодно.
Все активнее используется мобильная форма услуг: нотариусы выезжают в агрогородки и деревни по заявкам, поданным в нотариальную контору или бюро, за которыми закреплен населенный пункт. График составляется ежеквартально. Нотариус выезжает в определенные даты при наличии хотя бы одной заявки. При этом вне графика — к ветеранам, инвалидам и другим категориям населения, нуждающимся в особо внимательном отношении. Плату за выезд специалиста с населения не берут — нотариат сам покрывает транспортные расходы.
С января 2021-го нотариус законодательно определен единственным субъектом, который может удостоверять завещания, согласия и доверенности для жителей сельской местности. Ранее по этим вопросам можно было обратиться к должностному лицу местного исполкома, а сейчас — только к нотариусу. Это, безусловно, увеличило нагрузку, и палата, изучив зарубежный опыт, приняла решение осовременить процесс. Специалистов сделали более мобильными технически, оснастив их так называемыми компактными нотариальными чемоданчиками. Внутри ноутбук, мини-принтер, реестр для регистрации нотариальных действий, печать, весь набор атрибутов, позволяющих осуществлять все необходимые для совершения нотариального действия проверки, что называется, на месте и в режиме онлайн. Нотариусы могут прямо во время выезда вносить сведения в электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел — раньше такой функционал был доступен только в рабочем офисе.
— Эту идею мы подсмотрели у коллег из Азербайджана. Они давно внедрили систему «мобильный нотариат» — уже около 700 тысяч азербайджанцев подписано на данное приложение и большое количество нотариальных действий совершают удаленно, — поясняет Наталья Владимировна.
Белорусский нотариат постоянно обменивается опытом с коллегами из других стран. Важно не только подмечать перспективные направления, но и учиться на чужих ошибках — например проанализировать, как суды реагируют на электронный формат удостоверения сделок, удобен ли населению такой документооборот. Председатель БНП поделилась:
— Нотариаты некоторых стран СНГ еще пару лет назад стремительно ворвались в цифровую среду из-за острой необходимости, к которой их привела пандемия COVID-19: документооборот просто замер во время локдауна, и нужно было что-то срочно решать. В Беларуси такой острой ситуации не было, поэтому к цифре мы приходим вдумчиво и поэтапно, с учетом потребностей общества. Технически готовы давно, но вот морально… В прошлом году мы совместно с Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ провели масштабное исследование. На повестке среди прочих был и вопрос цифровизации. Результаты такие: только 60 процентов населения до 30 лет готовы перейти на электронное взаимодействие с нотариатом, 70 процентов людей 30 и более лет согласны автоматизировать только процессы подготовки документов, но на выходе все равно большинство предпочитает бумагу — так им кажется надежнее.
К слову, сегодня также остро стоит вопрос оцифровки нотариальных архивов — это важно как для нотариусов, так и для участников гражданского оборота. В конце января 2024-го планируется к утверждению концепция создания цифрового архива нотариусов. Работа идет по двум направлениям: оцифровка имеющегося бумажного архива и создание текущей базы нотариальных документов в единой информационной системе. Наталья Борисенко поясняет:
— Палата ответственна за сохранность, учет и систематизацию нотариального архива, где хранятся документы с 1943 года. Цифровизация позволит экстерриториально выдавать архивные копии, справки, выписки. Например, гражданин в Витебске у нотариуса удостоверял договор, а сам находится, скажем, в Гродно. Ему не нужно будет ехать, чтобы получить копию или дубликат: он сможет удаленно или лично у нотариуса в Гродно получить документ в максимально короткие сроки.
— Вопрос очень актуальный. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в рамках правовой помощи приходится запрашивать документы из соседних стран. На это в среднем уходит от трех до шести месяцев. Хотелось бы этот процесс ускорить, — сообщает председатель БНП.
К примеру, если гражданин России имеет недвижимость в Минске, то компетентным нотариусом при оформлении наследства является белорусский нотариус. Но ему, чтобы учесть все нюансы и правильно оформить документы, нужно запросить сведения о круге наследников от нотариуса по месту жительства гражданина в России. Для этого в рамках правовой помощи составляется запрос на бумаге, направляется в главное управление юстиции Мингорисполкома, они же отправляют документ в управление Министерства юстиции РФ по Москве, оттуда бумага направляется к нотариусу. Обратно — такой же круг. Вместе с тем цифра может серьезно ускорить процесс.
— Технически это реально уже сегодня, но по факту электронный документооборот между странами можно применить только с участием доверенной третьей стороны. В Беларуси это Национальный центр электронных услуг. Мы ведем переговоры и в деталях обсуждаем возможные перспективы. А они есть — надеюсь, вскоре мы найдем решения и сократим процедуру обмена нотариальными документами между странами до минимума, — приоткрыла ближайшие планы Наталья Борисенко.
uschenchik@sb.by
Наталья Борисенко.
Такие тенденции
По ее словам, технически нотариат готов к переходу на удаленный формат совершения некоторых нотариальных действий:— Нотариат — институт с многовековой историей, он помнит и фиксацию фактов на глиняных дощечках, и переход на бумажный документооборот. Сейчас нотариат, и не только белорусский, ощущает на себе переход в иной формат фиксации юридических фактов — цифровой, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и государства. Нотариат не должен отставать от тенденций современности, и прежде всего запроса общества.
В 2013-м Указ Президента № 523 определил организационные и социально-экономические основы деятельности нотариата. За десять лет в Беларуси совершено почти 15 миллионов нотариальных действий. Сегодня в минуту в стране совершается три нотариальных действия, работает 211 нотариальных контор и 45 бюро, где трудится около 800 нотариусов и примерно 700 сотрудников.
Нотариату удалось концептуально решить важнейшие задачи, поставленные Главой государства. В первую очередь по организации нотариального обслуживания в республике, обеспечению доступности услуг населению, сохранности и учету документов нотариальных архивов, внедрению в нотариальных конторах и бюро единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.
— В 2013 году Министерству юстиции и Белорусской нотариальной палате (БНП) поручили разработать и внедрить единую информационную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, она заработала уже в 2017-м. За десять лет произошла поэтапная автоматизация всех процессов — сбора, получения информации, оформления нотариального действия, — вводит в курс дела председатель БНП.
Наталья Борисенко приводит простой пример сочетания живого и электронного взаимодействия — удостоверение договора купли-продажи недвижимости. Нотариус, как и раньше, лично общается с участниками сделки, устанавливает личности по паспорту, вживую беседует с заинтересованными лицами. Однако при этом через созданную автоматизированную систему получает актуальные персональные данные продавца и покупателя, онлайн черпает информацию из регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это значительно экономит время: раньше, к примеру, нужно было создавать бумажные запросы, отправлять их почтой, в течение 14 дней ждать ответ…
— Также буквально в прошлом году мы стали тесно взаимодействовать с системой ГАИ. Сейчас, когда нотариус удостоверяет договор купли-продажи транспортного средства, он фактически онлайн получает всю необходимую информацию для проверки тех или иных фактов. Фиксация сделки, а также сведений о новом собственнике происходит в разы быстрее, чем раньше, — добавляет собеседница. — Участникам сделки уже не нужно обращаться в ГАИ ни за удостоверением, ни за регистрацией договора — только по вопросам снятия с учета и получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Документ с доставкой на дом
Важно понимать: автоматизация и цифровизация процессов совершения нотариальных действий будет происходить на уровне получения актуальных сведений и проверки нотариусами фактов в рамках подготовки документов и направления сведений о совершенных нотариальных действиях в соответствующие инстанции. Полностью отказываться от живого общения с населением нотариат не будет. Наталья Борисенко акцентирует внимание:— Во время живого общения, беседы с клиентом происходит не просто установление личности, но и выявление истинных намерений заинтересованного лица. Цифровизация затронет и упростит только те нотариальные действия, где выявление воли не требуется. Формально воля клиента должна быть изложена в заявлении, которое в электронном виде будет подано нотариусу.
Важная задача для Белорусской нотариальной палаты — создать технические условия для совершения ряда нотариальных действий удаленно.
Сейчас создается электронный портал, где будет функционировать личный кабинет заинтересованного лица. После авторизации граждане смогут, используя готовые формы, подать заявление на совершение того или иного нотариального действия, подписав его электронной цифровой подписью.Личный кабинет также позволит направить нотариусу документы для составления проекта договора, доверенности, записаться онлайн на прием к нотариусу, посмотреть даты ближайших акций по бесплатному консультированию, а также предоставит иные удобные опции.
Интерфейс портала будет простой и максимально удобный: предусмотрена возможность выбора — работать с определенным нотариусом или выбрать свободного специалиста, который может приступить к задаче в самые короткие сроки. Также личный кабинет позволит отслеживать все стадии обработки заявления о совершении нотариального действия, при необходимости нотариус онлайн задаст уточняющие вопросы.
Также на новом портале БНП планируется оказывать консультации населению. Еще одна удобная функция в личном кабинете — возможность формирования цифрового портфеля нотариальных документов без необходимости дублирования их на бумаге.
В процессе цифровизации палата предусматривает создание максимально удобных и комфортных условий для граждан при получении нотариальных услуг, при этом без потери их качества. Электронный портал начнет работу уже этим летом. Возможность создать личный кабинет будет реализована в тот же срок, пользоваться им можно будет бесплатно.
Уполномочены заверить
Еще одна новация — электронный портал «Нотариус для вас», который заработает в этом году. Сейчас идет его наполнение важной правовой информацией, необходимой населению.— Это новый формат для правового просвещения со множеством полезной справочной информации, — анонсирует Наталья Борисенко. — Мы систематизируем базу индивидуальных вопросов и ответов по определенным тематикам, сделаем удобный поиск по порталу, функцию онлайн-взаимодействия с нотариусом для получения любой справочной информации — специалист будет на связи 24/7.
К слову, нотариат старается активно оказывать населению правовую помощь — только в 2023-м более 36 тысяч граждан получили бесплатные юридические консультации в рамках региональных и республиканских акций, приуроченных к государственным праздникам и иным памятным датам. Также работает единая информационная линия: набрав короткий номер 7572, можно получить справочную информацию о номерах телефонов нотариусов, режиме их работы и месте расположения. За полтора года зафиксировано свыше 5200 звонков.
Сайт Белорусской нотариальной палаты также пользуется спросом. На портале belnotary.by открыт публичный доступ к электронным сервисам проверки сведений об удостоверенных доверенностях и их отмене, а также о наследственных делах — такие сведения не составляют нотариальной тайны.
— Граждане более чем 60 стран воспользовались возможностью проверить сведения о доверенности и наследственном деле. За три года количество таких проверок приблизилось к миллиону, — озвучила цифры председатель БНП.
И в небольших районных городах, агрогородках, деревнях есть возможность получить нотариальные услуги — присутствие специалиста обеспечивается даже там, где это экономически невыгодно.
Все активнее используется мобильная форма услуг: нотариусы выезжают в агрогородки и деревни по заявкам, поданным в нотариальную контору или бюро, за которыми закреплен населенный пункт. График составляется ежеквартально. Нотариус выезжает в определенные даты при наличии хотя бы одной заявки. При этом вне графика — к ветеранам, инвалидам и другим категориям населения, нуждающимся в особо внимательном отношении. Плату за выезд специалиста с населения не берут — нотариат сам покрывает транспортные расходы.
С января 2021-го нотариус законодательно определен единственным субъектом, который может удостоверять завещания, согласия и доверенности для жителей сельской местности. Ранее по этим вопросам можно было обратиться к должностному лицу местного исполкома, а сейчас — только к нотариусу. Это, безусловно, увеличило нагрузку, и палата, изучив зарубежный опыт, приняла решение осовременить процесс. Специалистов сделали более мобильными технически, оснастив их так называемыми компактными нотариальными чемоданчиками. Внутри ноутбук, мини-принтер, реестр для регистрации нотариальных действий, печать, весь набор атрибутов, позволяющих осуществлять все необходимые для совершения нотариального действия проверки, что называется, на месте и в режиме онлайн. Нотариусы могут прямо во время выезда вносить сведения в электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел — раньше такой функционал был доступен только в рабочем офисе.
Специалистов сделали более мобильными технически, оснастив их нотариальными чемоданчиками. Внутри ноутбук, мини-принтер, печать, весь набор необходимых атрибутов, позволяющих совершать нотариальные действия. |
Белорусский нотариат постоянно обменивается опытом с коллегами из других стран. Важно не только подмечать перспективные направления, но и учиться на чужих ошибках — например проанализировать, как суды реагируют на электронный формат удостоверения сделок, удобен ли населению такой документооборот. Председатель БНП поделилась:
— Нотариаты некоторых стран СНГ еще пару лет назад стремительно ворвались в цифровую среду из-за острой необходимости, к которой их привела пандемия COVID-19: документооборот просто замер во время локдауна, и нужно было что-то срочно решать. В Беларуси такой острой ситуации не было, поэтому к цифре мы приходим вдумчиво и поэтапно, с учетом потребностей общества. Технически готовы давно, но вот морально… В прошлом году мы совместно с Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ провели масштабное исследование. На повестке среди прочих был и вопрос цифровизации. Результаты такие: только 60 процентов населения до 30 лет готовы перейти на электронное взаимодействие с нотариатом, 70 процентов людей 30 и более лет согласны автоматизировать только процессы подготовки документов, но на выходе все равно большинство предпочитает бумагу — так им кажется надежнее.
К слову, сегодня также остро стоит вопрос оцифровки нотариальных архивов — это важно как для нотариусов, так и для участников гражданского оборота. В конце января 2024-го планируется к утверждению концепция создания цифрового архива нотариусов. Работа идет по двум направлениям: оцифровка имеющегося бумажного архива и создание текущей базы нотариальных документов в единой информационной системе. Наталья Борисенко поясняет:
— Палата ответственна за сохранность, учет и систематизацию нотариального архива, где хранятся документы с 1943 года. Цифровизация позволит экстерриториально выдавать архивные копии, справки, выписки. Например, гражданин в Витебске у нотариуса удостоверял договор, а сам находится, скажем, в Гродно. Ему не нужно будет ехать, чтобы получить копию или дубликат: он сможет удаленно или лично у нотариуса в Гродно получить документ в максимально короткие сроки.
Векторы развития
Белорусской нотариальной палате придан статус Базовой организации государств — участников СНГ в сфере нотариальной деятельности. В утвержденном плане работы на 2024-й одним из пунктов является проведение мероприятий по изучению правового регулирования совершения нотариальных действий в электронной форме при трансграничном информационном обмене, проработка вопроса о налаживании электронного документооборота в рамках исполнения просьб нотариусов о правовой помощи.— Вопрос очень актуальный. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в рамках правовой помощи приходится запрашивать документы из соседних стран. На это в среднем уходит от трех до шести месяцев. Хотелось бы этот процесс ускорить, — сообщает председатель БНП.
К примеру, если гражданин России имеет недвижимость в Минске, то компетентным нотариусом при оформлении наследства является белорусский нотариус. Но ему, чтобы учесть все нюансы и правильно оформить документы, нужно запросить сведения о круге наследников от нотариуса по месту жительства гражданина в России. Для этого в рамках правовой помощи составляется запрос на бумаге, направляется в главное управление юстиции Мингорисполкома, они же отправляют документ в управление Министерства юстиции РФ по Москве, оттуда бумага направляется к нотариусу. Обратно — такой же круг. Вместе с тем цифра может серьезно ускорить процесс.
— Технически это реально уже сегодня, но по факту электронный документооборот между странами можно применить только с участием доверенной третьей стороны. В Беларуси это Национальный центр электронных услуг. Мы ведем переговоры и в деталях обсуждаем возможные перспективы. А они есть — надеюсь, вскоре мы найдем решения и сократим процедуру обмена нотариальными документами между странами до минимума, — приоткрыла ближайшие планы Наталья Борисенко.
uschenchik@sb.by