Первый в мире ребенок от трех родителей может появиться в Великобритании в 2016 году
25.02.2015 22:02:26
Палата лордов британского парламента окончательно утвердила так называемую поправку в «закон о трех родителях»: теперь на территории страны разрешается комбинировать гены троих человек при искусственном оплодотворении. До августа предстоит разработать порядок применения таких генетических процедур и требования к их лицензированию. И уже в 2016 году, вполне вероятно, на свет появятся первые в истории планеты, как их уже окрестила пресса, «дизайнерские младенцы». Эту поправку называют скандальной. Достаточно сказать, что против нее активно выступали более 100 парламентариев, католическая церковь и правозащитники, да и сегодня яростные споры не стихают. Одни британцы говорят, что столь революционный подход осчастливит как минимум 2,5 тысячи их землячек — носительниц опасных генных мутаций, другие — что человек опять беспардонно вмешивается в святая святых.
Проблема в том, что, согласно научным данным, в мире из 6,5 тысячи детей один рождается с мутировавшими митохондриями — компонентами, входящими в состав клеток и содержащими ДНК, которые наследуются почти исключительно по материнской линии. Отсюда риск целого ряда наследственных заболеваний — атрофии мышц, поражения печени, почек, мозга, сердца, слепоты. То есть речь идет о пожизненной инвалидности, если вовсе не о преждевременной смерти. Так вот, суть метода, получившего научное название «передача митохондрий», в том, чтобы в таинстве зачатия использовались гены как родителей, так и женщины–донора. Именно ее здоровый генетический материал, причем в количестве всего 0,1%, должен исправить ошибку природы. И не только в здоровье ребенка, к рождению которого донор будет иметь отношение, но и у его потомков. Первый эмбрион от ДНК троих человек был получен в английском Ньюкасле пять лет назад, теперь эффективность метода оценивается в 100%, и он на законных основаниях входит в повседневную медицинскую практику.
Светские скептики же, наоборот, настаивают: подход слишком свеж и толком не опробован, и вообще неправомерно превращать ребенка в подопытного кролика! И кто поручится, чьи свойства он унаследует — биологических родителей или донора? Представители всех конфессий вообще категорически против «закона о трех родителях»: это неестественно, греховно и идет наперекор божественным задумкам. И те и другие опасаются, что в итоге «метод передачи митохондрий» приведет к «конструированию» ребенка по прихоти родителей, с заданными, как в компьютере, свойствами. В конце концов, говорят, 1 мутация на 6,5 тысячи случаев — это же допустимая погрешность в делах природы. Но ведь в том и задача современной медицины: есть возможность свести риск любого заболевания к минимуму — надо ею пользоваться. Предотвратить всегда проще, чем лечить. С этим полностью согласна Ирма Моссэ, заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси:
— Мое твердое убеждение, что если есть способ избавить родителей от рождения ребенка–инвалида, нужно делать для этого все. И я считаю правильным принятие такого закона. Медики переливают кровь, берут донорские органы, а комбинирование ДНК — это фактически то же самое. Просто человек, дающий донорский материал, не должен считаться родителем. Это важный правовой момент, и его нужно прописать законодательно. Мне кажется, когда белорусские медики будут готовы к таким процедурам, это тоже нужно закрепить в законе.
Стоит заметить, что Великобритания давно выступает ареной для подобных дискуссий. Она ведь является пионером в области искусственного оплодотворения: именно в ней в 1978 году родилась Луиза Браун, первый «ребенок из пробирки». И ничего, выросла, вышла замуж, произвела на свет двоих детей. Теперь процедура ЭКО проводится по всему миру, где набралось уже более 5 млн. последователей Луизы.
— Искусственное оплодотворение с использованием ДНК троих человек относится к таким вопросам, на которые никто не сможет дать однозначный ответ, — рассуждает Станислава Михалевич, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии БелМАПО. — Тем более что, по официальным данным, ни одного человека, рожденного таким способом, еще не появилось на свет. Но для акушеров–гинекологов при любом раскладе здесь нет проблемы просто потому, что наша функция — родовспомогательная. Вообще ЭКО — это уже вопросы управляемого деторождения. Есть смелые предположения, что все идет к тому, что в будущем в мире рожать будут только те, у кого есть деньги...
Не может определиться в своем отношении к новости из Британии и Ольга Рудковская, родитель–воспитатель детского дома семейного типа в Слониме:
— Сейчас я воспитываю 10 детей и как мама понимаю, что если у женщины просыпаются материнские чувства, она сделает все, чтобы родить. А если не получается, будет пробовать любые методы. Кстати, я часто вижу, что женщины, у которых не получается родить своих детей, готовы усыновить ребенка даже с плохими генами. И знаете, очень часто оказывается, что любовь побеждает все. А вот что касается комбинирования ДНК... С одной стороны, это шанс родить здорового малыша, с другой — неизвестно, как такие эксперименты в будущем отразятся на нем.
Наверное, все эксперты сходятся только в одном: самый зыбкий в «законе о трех родителях» этический аспект. Имеет ли, к примеру, «комбинированный ребенок» право знать имя своей «второй мамы»? А она — его? И все же история медицины подсказывает: вводить запреты и устраивать акции протеста — это все равно что подливать масла в огонь. Человек так уж устроен, что чем больше ему говорят «нет», тем больше хочется познать и испробовать.
gabasova@sb.by
osokina.sb@mail.ru
Советская Белоруссия № 37 (24667). Четверг, 26 февраля 2015