В минском центре компетенций учат обслуживать и ремонтировать электромобили. Спрос на профессионалов растет
25.04.2024 21:02:00
Александра ЯНКОВИЧ
Новые специальности прописываются в учебных программах
— В большинстве своем к нам на недельное обучение приезжают ребята старших курсов. В дисциплинах заложены обслуживание, диагностика и ремонт электромобилей, — перечисляет руководитель центра Олег Царук. — Мы видим, что электромобили сегодня развиваются гораздо быстрее, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому все учебные заведения, которые выпускают специалистов по автомобильной тематике, добавили в учебные планы либо дисциплины, либо практики по работе с такими машинами. Также постепенно пополняют материальную базу необходимым оборудованием, касающимся электромобилей.
Вторая категория людей, которая приходит обучаться в центре компетенций, — те, кто желает полностью сменить направление своей деятельности, или те, кому не хватает имеющихся навыков, например в работе с электромобилями. Речь о платных курсах переподготовки. Как правило, они длятся от трех недель. После чего люди получают свидетельство гособразца о повышении квалификации и дальше идут работать на СТО.
Специалисты белорусских автодилеров также прошли обучение в центре компетенций. Именно на них лежат гарантийные обязательства по обслуживанию и ремонту.
— Это правильно. Колледжи заинтересованы дать своим учащимся знания по электромашинам. Спрос на таких специалистов у работодателей растет, — констатирует Олег Царук.
В ближайшие несколько лет в центре планируют купить еще и китайский электромобиль. Их становится у нас все больше. Они красивы, удобны, бесшумны, но со временем возникают вопросы по кузову, отмечает Олег Царук:
— Дело в том, что китайцы закладывают небольшой ресурс автомобиля, как и телефона. У нас же люди привыкли к другому: купить машину и ездить на ней лет десять, а потом еще и продать выгодно. Здесь так не получится, ликвидность на вторичном рынке под большим вопросом. В КНР ставят электромобили на конвейер где-то на полгода, затем выходит новая модель, а старая тем временем резко теряет в цене. И продать ее будет очень непросто.
Руководитель центра компетенций предполагает, что и состояние машины через лет пять будет желать лучшего. Виной тому отчасти наш климат.
— Одна из проблем — низкая антикоррозийная стойкость кузовов. Из-за этого машина, пережив две белорусские зимы, начинает ржаветь. Не все, встречаются оцинкованные модели. Скорее всего, это те, что производились целенаправленно для европейского рынка, с учетом прохладных зим. Машины, которые были предназначены для китайского рынка, а попали на белорусский, скоро столкнутся с этой проблемой.
Вторая сложность, по словам специалиста, — выход из строя подогревателя антифриза. У белоруса он как включился в октябре, так до мая может и не выключаться, потому что на улице холодно. В Китае в этом надобность возникает гораздо реже.
— Об износе батареи. В любом случае ее емкость со временем будет падать. Спустя время это может стать проблемой, ведь батарея — самый дорогой узел электромобиля, — отмечает Олег Царук.
Владислав Шелег отмечает, что в колледже их обучали на примере старых автомобилей — МАЗ, «Волга», ЗИЛ:
— Здесь же современная техника. Помимо этого, хорошие лаборатории, где мы можем наблюдать наглядно, как работают те же форсунки в двигателе, например.
Сергей Лашкевич поддерживает одногруппника, говорит, что практики во время обучения не хватает.
Меньше чем через год ребят ждет распределение. Владислав уверен, что останется в профессии, а чуть позже поступит на заочное отделение в БНТУ. Такие же мысли и у его товарища Руслана Косточко:
— Машины — это мое. Еще до поступления любил смотреть видео на автомобильную тематику. К тому же это перспективная сфера. Автомобили настолько плотно вошли в нашу жизнь, что без них уже никуда.
В конце недельного обучения учащиеся сдают экзамен. Бобруйчане в ближайшем будущем вернутся в центр компетенций, чтобы пройти курс по электромобилям.
В ТЕМУ
Александра ПЕТРОВА, начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования:
— В этом году колледжи откроют новые востребованные экономикой специальности. Минский государственный колледж цифровых технологий — «техническая эксплуатация мехатронных систем электронного производства» и «производство изделий микро- и наноэлектроники», Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе — «эксплуатация средств измерения», Гомельский государственный химико-технологический колледж — «лабораторный анализ».
с 20 июля по 3 августа — на бюджет, с 20 июля по 13 августа — на платное. Речь о тех, кто поступает после 9-го класса.
Для одиннадцатиклассников сроки следующие: с 20 июля по 6 августа — бюджет, с 20 июля по 13 августа — платная форма.
Прием документов в колледжи на уровень профессионально-технического образования пройдет с 15 июня до 23 августа. Учреждения образования могут продлить прием на специальности ПТО до 15 сентября, если учебные группы будут укомплектованы не полностью.
В центре компетенций на базе Минского государственного автомеханического колледжа им. М. С. Высоцкого учат обслуживать и ремонтировать электромобили. Спрос на таких профессионалов постоянно растет.
Руководитель центра компетенций Олег Царук.
Едут со всей страны
Минский центр компетенций при автомеханическом колледже — единственный в стране, специализирующийся на электромобилях. Первые, кто проходит здесь обучение, — это непосредственно учащиеся колледжей. Приезжают со всей страны, ведь не каждое учебное заведение в силах приобрести столь дорогостоящее оборудование.— В большинстве своем к нам на недельное обучение приезжают ребята старших курсов. В дисциплинах заложены обслуживание, диагностика и ремонт электромобилей, — перечисляет руководитель центра Олег Царук. — Мы видим, что электромобили сегодня развиваются гораздо быстрее, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому все учебные заведения, которые выпускают специалистов по автомобильной тематике, добавили в учебные планы либо дисциплины, либо практики по работе с такими машинами. Также постепенно пополняют материальную базу необходимым оборудованием, касающимся электромобилей.
Вторая категория людей, которая приходит обучаться в центре компетенций, — те, кто желает полностью сменить направление своей деятельности, или те, кому не хватает имеющихся навыков, например в работе с электромобилями. Речь о платных курсах переподготовки. Как правило, они длятся от трех недель. После чего люди получают свидетельство гособразца о повышении квалификации и дальше идут работать на СТО.
Спрос есть, но...
Помимо зарубежного электрокара, в одной из лабораторий центра есть аналогичный автомобиль в разрезе. Преподаватель по спецпредметам Ольга Поплавская отмечает:
— В подготовке учащихся уклон делается на изучении электрооборудования и электродвигателя. Данные автомобили становятся более востребованы, чем машины с двигателем внутреннего сгорания.
Преподаватель по спецпредметам Ольга Поплавская.
Специалисты белорусских автодилеров также прошли обучение в центре компетенций. Именно на них лежат гарантийные обязательства по обслуживанию и ремонту.
— Это правильно. Колледжи заинтересованы дать своим учащимся знания по электромашинам. Спрос на таких специалистов у работодателей растет, — констатирует Олег Царук.
В ближайшие несколько лет в центре планируют купить еще и китайский электромобиль. Их становится у нас все больше. Они красивы, удобны, бесшумны, но со временем возникают вопросы по кузову, отмечает Олег Царук:
— Дело в том, что китайцы закладывают небольшой ресурс автомобиля, как и телефона. У нас же люди привыкли к другому: купить машину и ездить на ней лет десять, а потом еще и продать выгодно. Здесь так не получится, ликвидность на вторичном рынке под большим вопросом. В КНР ставят электромобили на конвейер где-то на полгода, затем выходит новая модель, а старая тем временем резко теряет в цене. И продать ее будет очень непросто.
Руководитель центра компетенций предполагает, что и состояние машины через лет пять будет желать лучшего. Виной тому отчасти наш климат.
— Одна из проблем — низкая антикоррозийная стойкость кузовов. Из-за этого машина, пережив две белорусские зимы, начинает ржаветь. Не все, встречаются оцинкованные модели. Скорее всего, это те, что производились целенаправленно для европейского рынка, с учетом прохладных зим. Машины, которые были предназначены для китайского рынка, а попали на белорусский, скоро столкнутся с этой проблемой.
Вторая сложность, по словам специалиста, — выход из строя подогревателя антифриза. У белоруса он как включился в октябре, так до мая может и не выключаться, потому что на улице холодно. В Китае в этом надобность возникает гораздо реже.
— Об износе батареи. В любом случае ее емкость со временем будет падать. Спустя время это может стать проблемой, ведь батарея — самый дорогой узел электромобиля, — отмечает Олег Царук.
Любовь к технике
Когда мы с фотокорреспондентом приехали в колледж, здесь проходили обучение третьекурсники Бобруйского государственного автотранспортного колледжа. Ребята получали дополнительные навыки на курсе «Диагностика электронных систем управления дизельных двигателей».Владислав Шелег отмечает, что в колледже их обучали на примере старых автомобилей — МАЗ, «Волга», ЗИЛ:
— Здесь же современная техника. Помимо этого, хорошие лаборатории, где мы можем наблюдать наглядно, как работают те же форсунки в двигателе, например.
Учащиеся бобруйского автотранспортного колледжа Владислав Шелег, Сергей Лашкевич, Руслан Косточко.
Меньше чем через год ребят ждет распределение. Владислав уверен, что останется в профессии, а чуть позже поступит на заочное отделение в БНТУ. Такие же мысли и у его товарища Руслана Косточко:
— Машины — это мое. Еще до поступления любил смотреть видео на автомобильную тематику. К тому же это перспективная сфера. Автомобили настолько плотно вошли в нашу жизнь, что без них уже никуда.
В конце недельного обучения учащиеся сдают экзамен. Бобруйчане в ближайшем будущем вернутся в центр компетенций, чтобы пройти курс по электромобилям.
В ТЕМУ
Александра ПЕТРОВА, начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования:
— В этом году колледжи откроют новые востребованные экономикой специальности. Минский государственный колледж цифровых технологий — «техническая эксплуатация мехатронных систем электронного производства» и «производство изделий микро- и наноэлектроники», Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе — «эксплуатация средств измерения», Гомельский государственный химико-технологический колледж — «лабораторный анализ».
Еще в этом году расширяются возможности поступить в колледж по целевому направлению. На все специальности можно устанавливать долю целевого набора до 50 %, а на специальности сфер здравоохранения и сельского хозяйства — до 60 %. Ребята могут уже сейчас выбрать организацию, в которой в дальнейшем хотели бы не только проходить практику и обучаться в тесной связке с этой организацией, но и продолжить свою трудовую деятельность. Для этого можно обращаться как в учреждение образования, так и на профильные предприятия. Кроме того, можно следить за проведением ярмарок целевой подготовки.
Календарный план
В этом году прием на уровень среднего специального образования пройдетс 20 июля по 3 августа — на бюджет, с 20 июля по 13 августа — на платное. Речь о тех, кто поступает после 9-го класса.
Для одиннадцатиклассников сроки следующие: с 20 июля по 6 августа — бюджет, с 20 июля по 13 августа — платная форма.
Прием документов в колледжи на уровень профессионально-технического образования пройдет с 15 июня до 23 августа. Учреждения образования могут продлить прием на специальности ПТО до 15 сентября, если учебные группы будут укомплектованы не полностью.