Как витебчанка Татьяна Каштанова приобщает юных россиян и белорусов к народной культуре
24.05.2024 09:35:00
Елена АЛИМОВА
НЕ КАЖДЫЙ готов что-то делать для других просто так, бесплатно, от души. У логопеда Татьяны Каштановой из Витебска необычное увлечение. С помощью игр в этностиле она приобщает детей к народной культуре, а взрослым помогает вернуться в детство.
Татьяна Каштанова всегда в окружении благодарных зрителей и слушателей.
Работая педагогом-дефектологом в детском саду № 16 Витебска, Татьяна обратила внимание, насколько многие современные дети оторваны от реальной жизни:
– Когда показываешь картинки с животными, ребята не всегда узнают их. Едят котлету и не понимают, откуда берется мясо. И это несмотря на то, что у нас много развивающих игр, информации, образованные родители, малыши легко и быстро осваивают все современные гаджеты. А вот элементарных вещей не знают. Поэтому и в детсаду, и у себя на даче провожу интерактивные мероприятия с участием животных, приобщаю детей к народной культуре, традициям.
Дачей в деревне Озёрки Бешенко-вичского района, что в 40 километрах от Витебска, супруги обзавелись 16 лет назад. Полусгнивший домик 1947 года постепенно превратили в двухэтажный теремок. Появились детская площадка, колодец, дерево семейного благополучия, стилизованная мельница. Выкопали пруд, где теперь живут утки и гуси. Еще есть куры, индюки, перепелки и кролики, перечисляет Татьяна:
– Сейчас у нас значительно меньше живности. Раньше были еще цесарки, разводили гигантских улиток ахатинов, когда осваивала технологию их приготовления. Оставшиеся несколько штук живут в зооуголке в детском саду.
Супруги приезжают на дачу дважды в неделю. В остальное время мини-зоопарк живет самостоятельно. Муж Татьяны Андрей сделал бункерные кормушки, поилки, которые включаются автоматически. Думали открыть агроусадьбу, но поняли: чтобы осуществить такой коммерческий проект, нужно погрузиться в него полностью, забросив основную работу и городскую жизнь. Пока к этому не готовы. Но творческим идеям нужен выход, и Татьяна стала проводить познавательные этно-мероприятия. Муж и дочь помогают, получая удовольствие от процесса.
К себе на дачу, которую дети прозвали «Зайчики», потому что в один год в усадьбе было много кроликов, Татьяна привозила и детсадовских детей, и учащихся музы-кальной школы, где учится дочь.
– Бывает, просятся знакомые знакомых, чтобы увидеть деревенский национальный колорит. Мы сохранили в доме печь, в которой иногда печем с гостями хлеб, пироги, и обычный рукомойник. Стоит длинный деревянный стол с лавками и икона висит в «красном» углу. Все так, как было сотню лет назад. Приезжали гости из Ирландии, Турции, Норвегии, россияне бывали не раз, – рассказывает гостеприимная хозяйка.
В доме нет покупного чая. Мама с дочкой сами собирают иван-чай, душицу, листья смородины, малины, вишни. Потом ферментируют и делают натуральные чаи, а также кофе из желудей. Иногда хозяйка устраивает мастер-классы по приготовлению национальных блюд. Пекла «чачоху» – пышный блин, который готовится в печи на сыворотке без добавления яйца. Делала забытые «цыганки» – блюдо из тертого картофеля в льняном семени.
В усадьбе собрана богатая коллекция предметов быта бабушек и прабабушек. Зная об увлечении супругов, друзья, знакомые дарят старинные вещи. Экспонаты мини-этнографического музея Татьяна использует в тематических игровых программах. Накануне Пасхи, например, дети участвуют в старинных праздничных забавах. Пробуют раскрутить в корыте пасхальное яйцо так, чтобы оно стало «на попа». Устраивают эстафету с коромыслом и маленькими ведерками. А еще в решето насыпают зерно, и дети утиными и индюшиными яйцами играют в крестики-нолики. В саду у дорожки можно увидеть настоящие плуг, борону, серп. С помощью этих предметов Татьяна рассказывает ребятам, как растят зерно, из которого затем пекут хлеб и пасхальные куличи.
– Если говорить о пасхальных традициях, то у народов Беларуси и России они одинаковые, у нас многое взаимосвязано. А главный пасхальный символ у всех христиан один – яйцо. У кого крашенки, у кого писанки, – говорит Татьяна.
Знакомит хозяйка маленьких гостей и с живыми символами христианского праздника. Огромный рыжий кролик Минор уже привык к вниманию ребят. Недавно Татьяна даже брала его на мероприятие в детсад. Дети с интересом наблюдают, как плавают утки в пруду, а на берегу пасутся важные гуси. И всегда испытывают неподдельный восторг, увидев настоящие яйца в гнезде, улыбается Татьяна:
– Однажды из Питера приехала сестра знакомой с внуками, которые никогда не были в деревне. Когда мальчишка увидел, откуда берется яйцо, у него были такие глазищи! Кричал: «Бабушка, иди посмотри, тут яйца, которые мы в магазине покупаем!» Малыш даже не представлял, откуда они появляются в контейнерах на полке. А бабушка призналась: хотела сделать праздник внуку, а сделала себе, потому что окунулась в прошлое, вспомнила свое детство у бабушки в деревне. Вот такие моменты, искренние эмоции дороже всяких денег.
alimova@sb.by
Татьяна Каштанова всегда в окружении благодарных зрителей и слушателей.
Работая педагогом-дефектологом в детском саду № 16 Витебска, Татьяна обратила внимание, насколько многие современные дети оторваны от реальной жизни:
– Когда показываешь картинки с животными, ребята не всегда узнают их. Едят котлету и не понимают, откуда берется мясо. И это несмотря на то, что у нас много развивающих игр, информации, образованные родители, малыши легко и быстро осваивают все современные гаджеты. А вот элементарных вещей не знают. Поэтому и в детсаду, и у себя на даче провожу интерактивные мероприятия с участием животных, приобщаю детей к народной культуре, традициям.
Дачей в деревне Озёрки Бешенко-вичского района, что в 40 километрах от Витебска, супруги обзавелись 16 лет назад. Полусгнивший домик 1947 года постепенно превратили в двухэтажный теремок. Появились детская площадка, колодец, дерево семейного благополучия, стилизованная мельница. Выкопали пруд, где теперь живут утки и гуси. Еще есть куры, индюки, перепелки и кролики, перечисляет Татьяна:
– Сейчас у нас значительно меньше живности. Раньше были еще цесарки, разводили гигантских улиток ахатинов, когда осваивала технологию их приготовления. Оставшиеся несколько штук живут в зооуголке в детском саду.
Супруги приезжают на дачу дважды в неделю. В остальное время мини-зоопарк живет самостоятельно. Муж Татьяны Андрей сделал бункерные кормушки, поилки, которые включаются автоматически. Думали открыть агроусадьбу, но поняли: чтобы осуществить такой коммерческий проект, нужно погрузиться в него полностью, забросив основную работу и городскую жизнь. Пока к этому не готовы. Но творческим идеям нужен выход, и Татьяна стала проводить познавательные этно-мероприятия. Муж и дочь помогают, получая удовольствие от процесса.
К себе на дачу, которую дети прозвали «Зайчики», потому что в один год в усадьбе было много кроликов, Татьяна привозила и детсадовских детей, и учащихся музы-кальной школы, где учится дочь.
– Бывает, просятся знакомые знакомых, чтобы увидеть деревенский национальный колорит. Мы сохранили в доме печь, в которой иногда печем с гостями хлеб, пироги, и обычный рукомойник. Стоит длинный деревянный стол с лавками и икона висит в «красном» углу. Все так, как было сотню лет назад. Приезжали гости из Ирландии, Турции, Норвегии, россияне бывали не раз, – рассказывает гостеприимная хозяйка.
В доме нет покупного чая. Мама с дочкой сами собирают иван-чай, душицу, листья смородины, малины, вишни. Потом ферментируют и делают натуральные чаи, а также кофе из желудей. Иногда хозяйка устраивает мастер-классы по приготовлению национальных блюд. Пекла «чачоху» – пышный блин, который готовится в печи на сыворотке без добавления яйца. Делала забытые «цыганки» – блюдо из тертого картофеля в льняном семени.
В усадьбе собрана богатая коллекция предметов быта бабушек и прабабушек. Зная об увлечении супругов, друзья, знакомые дарят старинные вещи. Экспонаты мини-этнографического музея Татьяна использует в тематических игровых программах. Накануне Пасхи, например, дети участвуют в старинных праздничных забавах. Пробуют раскрутить в корыте пасхальное яйцо так, чтобы оно стало «на попа». Устраивают эстафету с коромыслом и маленькими ведерками. А еще в решето насыпают зерно, и дети утиными и индюшиными яйцами играют в крестики-нолики. В саду у дорожки можно увидеть настоящие плуг, борону, серп. С помощью этих предметов Татьяна рассказывает ребятам, как растят зерно, из которого затем пекут хлеб и пасхальные куличи.
Частенько в гости приезжают россияне, с ними Татьяна печет вкусный хлеб и ароматные пирогиВ дни Пасхи настоящие и бутофорские яйца в усадьбе везде, это главный атрибут конкурсов.
– Если говорить о пасхальных традициях, то у народов Беларуси и России они одинаковые, у нас многое взаимосвязано. А главный пасхальный символ у всех христиан один – яйцо. У кого крашенки, у кого писанки, – говорит Татьяна.
Знакомит хозяйка маленьких гостей и с живыми символами христианского праздника. Огромный рыжий кролик Минор уже привык к вниманию ребят. Недавно Татьяна даже брала его на мероприятие в детсад. Дети с интересом наблюдают, как плавают утки в пруду, а на берегу пасутся важные гуси. И всегда испытывают неподдельный восторг, увидев настоящие яйца в гнезде, улыбается Татьяна:
– Однажды из Питера приехала сестра знакомой с внуками, которые никогда не были в деревне. Когда мальчишка увидел, откуда берется яйцо, у него были такие глазищи! Кричал: «Бабушка, иди посмотри, тут яйца, которые мы в магазине покупаем!» Малыш даже не представлял, откуда они появляются в контейнерах на полке. А бабушка призналась: хотела сделать праздник внуку, а сделала себе, потому что окунулась в прошлое, вспомнила свое детство у бабушки в деревне. Вот такие моменты, искренние эмоции дороже всяких денег.
alimova@sb.by