Почему не всегда рынок детского питания выгоден для производителей?
16.10.2018 08:39:53
Полина КОНОГА
В магазинных отделах с детским питанием глаза разбегаются от ассортимента баночек с пюре и консервами. Этот сегмент не зря считают одним из самых динамично развивающихся в пищевой промышленности: в среднем мировой рынок детского питания и напитков ежегодно прирастает на 11,4 процента. В этом году, по разным оценкам, его объем достигнет 47 млрд долларов. Ассортимент белорусских прилавков сегодня на 70 процентов закрывают собственные производители. Правда, этот бизнес сложно назвать сверхприбыльным, а спрос — стабильным. Тем не менее комбинаты находят варианты, расширяя ассортимент за пределы детского сегмента.
По данным Белстата, в прошлом году в стране продали 22,6 тысячи тонн детского питания, 70,2 процента — белорусского производства. Они же закрывают почти на 85 процентов внутренний рынок в сегменте плодоовощного питания для малышей. Остальная часть — за импортерами. Одна из принципиальных особенностей этого бизнеса — более жесткие требования и контроль (начиная от сырьевых зон, заканчивая технологиями на заводах и упаковкой). А если коснуться темы специализированного питания (например, для больных фенилкетонурией и целиакией, беременных и кормящих женщин), сложностей еще больше. По словам заведующей отделом технологий мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности Светланы Гордынец, такие продукты питания разработаны и постепенно внедряются в производство. Однако есть немало проблем. Одна из них связана с сырьем. Так, в стране пока только один агрокомбинат освоил технологию выращивания бройлеров без применения антибиотиков, гормональных препаратов и ГМО и предлагает широкую линейку продуктов из мяса птицы для детей. Помимо жестких требований к сырью, такая продукция должна выпускаться в отдельных цехах и на чистом оборудовании. Подобное производство для многих компаний будет просто убыточным, ведь здесь нужны качественные и безопасные сырьевые зоны. Поэтому, полагает эксперт, заводам, которые хотят производить специализированное питание, не помешала бы господдержка.
В целом мощности предприятий позволяют ежегодно выпускать до 20 млн тонн жидких молочных продуктов, до 10 млн условных банок (м.у.б) мясных
консервов и до 40 м.у.б. — плодоовощных. Емкость внутреннего рынка последних, по словам начальника сектора консервной отрасли управления координации сахарной и консервной отраслей Белгоспищепрома Елены Андреевой, сейчас составляет 35 м.у.б. (14 тысяч тонн). За восемь месяцев производство уже достигло 32 м.у.б. (+27 процентов к прошлому году), а в ассортименте — около 400 наименований. Увеличивается и экспорт: в этом году заводы планируют продать за рубеж не менее 9 м.у.б. плодоовощного детского питания. Для сравнения: еще три года назад эта цифра была всего 2,4 миллиона условных банок. Помимо уже традиционных рынков России, Казахстана, Грузии, комбинаты рассчитывают на китайские полки. Летом первую партию отгрузил Малоритский консервно-овощесушильный комбинат. На предприятии надеются, что сотрудничество будет долгосрочным.
Белорусское детское питание находится в среднем ценовом сегменте, чего не скажешь порой о зарубежных производителях. Рентабельность предприятий, выпускающих плодоовощную продукцию, держится на уровне 5—10 процентов (по концерну). И для того чтобы больше зарабатывать, комбинаты производят не только питание для самых маленьких. Например, на заводе в Малорите, помимо знаменитых баночек с надписью «Топтышка», в ассортименте и консервы общего назначения. «Гамма вкуса» сделала еще ставку на соки и освоила выпуск очень популярных на внешних рынках отварных овощей в вакуумной упаковке. Для того чтобы загрузить мощности, заводы производят продукты не только под собственной торговой маркой, но и для крупных торговых сетей и отдельных компаний. Елена Андреева признает: рынок детского питания очень нестабилен. На него влияет уровень
рождаемости, культура потребления определенных видов продуктов, приверженность здоровому образу жизни. Тем не менее у наших мам и пап есть не только огромный выбор белорусского детского питания по доступным ценам, но и импортного.
konoga@sb.by
Почти 85 процентов внутреннего рынка в сегменте плодоовощного питания для малышей — белорусского производства.
По данным Белстата, в прошлом году в стране продали 22,6 тысячи тонн детского питания, 70,2 процента — белорусского производства. Они же закрывают почти на 85 процентов внутренний рынок в сегменте плодоовощного питания для малышей. Остальная часть — за импортерами. Одна из принципиальных особенностей этого бизнеса — более жесткие требования и контроль (начиная от сырьевых зон, заканчивая технологиями на заводах и упаковкой). А если коснуться темы специализированного питания (например, для больных фенилкетонурией и целиакией, беременных и кормящих женщин), сложностей еще больше. По словам заведующей отделом технологий мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности Светланы Гордынец, такие продукты питания разработаны и постепенно внедряются в производство. Однако есть немало проблем. Одна из них связана с сырьем. Так, в стране пока только один агрокомбинат освоил технологию выращивания бройлеров без применения антибиотиков, гормональных препаратов и ГМО и предлагает широкую линейку продуктов из мяса птицы для детей. Помимо жестких требований к сырью, такая продукция должна выпускаться в отдельных цехах и на чистом оборудовании. Подобное производство для многих компаний будет просто убыточным, ведь здесь нужны качественные и безопасные сырьевые зоны. Поэтому, полагает эксперт, заводам, которые хотят производить специализированное питание, не помешала бы господдержка.
В целом мощности предприятий позволяют ежегодно выпускать до 20 млн тонн жидких молочных продуктов, до 10 млн условных банок (м.у.б) мясных
Белорусское детское питание находится в среднем ценовом сегменте, чего не скажешь порой о зарубежных производителях. Рентабельность предприятий, выпускающих плодоовощную продукцию, держится на уровне 5—10 процентов (по концерну). И для того чтобы больше зарабатывать, комбинаты производят не только питание для самых маленьких. Например, на заводе в Малорите, помимо знаменитых баночек с надписью «Топтышка», в ассортименте и консервы общего назначения. «Гамма вкуса» сделала еще ставку на соки и освоила выпуск очень популярных на внешних рынках отварных овощей в вакуумной упаковке. Для того чтобы загрузить мощности, заводы производят продукты не только под собственной торговой маркой, но и для крупных торговых сетей и отдельных компаний. Елена Андреева признает: рынок детского питания очень нестабилен. На него влияет уровень
рождаемости, культура потребления определенных видов продуктов, приверженность здоровому образу жизни. Тем не менее у наших мам и пап есть не только огромный выбор белорусского детского питания по доступным ценам, но и импортного.
konoga@sb.by