Активная жилищная застройка ставит в районах "городские" вопросы
15.03.2018 08:17:36
Современные школьники, особенно сельские, решают порой задачки на скорость, время, расстояние не только на уроках. Многие из них проходят арифметическую теорию на практике. Типичный вариант: дом в деревне, а детский сад и школа за несколько километров. В целом алгоритм действий в подобной ситуации отработан. Есть специальные автобусы и рейсы, доставляющие ребятишек по нужному адресу и обратно. Однако все чаще возникают моменты, которые не вписываются в общий шаблон. Что в таком случае делать?
За последние восемь лет на территории Ченковского сельского Совета, что в пригороде Гомеля, жителей стало больше почти на 2 тысячи человек. За счет деревни Севруки, где в 2010 году заложили микрорайон многоэтажных и индивидуальных новостроек. Продолжается строительство и сегодня. Однако детский сад и школа — единственные на три населенных пункта — остались прежними. Такими, как их строили в советские времена. Отсюда и проблемы у молодых и многодетных семей.
Ченковская базовая школа расположена аккурат в середине поселка. Возводили после войны, потом достраивали, два года назад капитально отремонтировали, придав ей, насколько было возможно, облик современного объекта. Полноценной территории и спортивной площадки при школе нет. Однако и это не главное. Наполняемость — 80 человек, занимаются 173 ребенка при двухсменном режиме работы.
— Всех местных приняли? — уточняю у педагогов.
— Увы, нет. В первый класс, например, в этом году набирали 20 учащихся, а претендовали 80 ребят.
Схожая ситуация и в ГУО «Ченковский ясли–сад». Сад современнее школы, строился в конце 80–х. Однако тогда архитекторы вряд ли знали о масштабах жилищной застройки, которая развернется на территории Севруков в новом веке. Поэтому та же проблема. Сад посещает 131 ребенок. На очереди значится не меньше сотни желающих.
Резонный вопрос: что с теми, кто не попал в учреждения образования по месту жительства? Местные мамы Елена Рудая и Татьяна Смоликова, которых встречаю с малышами на улице, рассказывают как есть:
— Утренний час пик у нас на остановках в 7.10, когда везут детей в сады и школы Гомеля — ближайшие к Ченкам. Вроде недалеко, но для родителей, конечно, неудобно. Добираются обычными рейсовыми автобусами и маршрутками. Поэтому у нас при рождении ребенка становятся на очередь в сад, также стараются заранее подать заявление на место в школе.
Разбираться в ситуации мне помогает исполняющий обязанности председателя Ченковского сельисполкома Вадим Третьяк:
— Детские сады и школы, доступные нашим жителям, расположены в областном центре. Однако централизованный подвоз детей, обычно практикуемый на селе в таких случаях, по действующим инструкциям для нас исключен, поскольку речь идет о разных территориально–административных единицах — городе и районе. Местные власти откорректировали транспортное сообщение, насколько это позволяют стандарты, применимые для сельской местности. Раньше стоял вопрос оплаты проезда для наших детей в город и на его территории. Но не так давно областной Совет депутатов принял отдельное решение, давшее право учащимся Гомельского района в учебное время ездить без оплаты в общественном транспорте.
По словам главы сельисполкома, районный отдел образования, спорта и туризма помогает в устройстве ченковских детей в учреждения областного центра. Но собеседник признает:
— Реально решить проблему может только строительство полноценного учреждения образования на территории Совета, что в одиночку район не потянет. К слову, эта тема стояла на повестке дня и четверть века назад, когда начинали строительство школы в Севруках. Тогда только лишь забили сваи. В 2013 — 2015 годах, когда включили объект в областную программу, реализовать проект тоже не удалось. Промежуточный вариант, который сейчас рассматривается, — переоборудование под детсад–школу одного из зданий оздоровительного лагеря, расположенного в Ченках. Конечная остановка автобуса Гомель — Ченки там и находится. Если это удастся, то проблема частично снимется.
Другой транспортный поворот, не такой масштабный, но не менее житейский, — с пропиской в Калинковичах. О нем рассказала Валентина Пронькина:
— 11–летний внук вместе с другими ребятами ходит в школу, которая в нескольких остановках от дома. Осенью, весной — все нормально. Пешком пройтись полезно. Но зимой, когда светает поздно и темнеет рано, в слякоть и морозы можно было бы подъехать ради безопасности. Тем более что рядом проходит пригородный автобус № 201 Мозырь — Калинковичи, который останавливается как раз неподалеку от школы. Однако проезд в нем платный — 50 копеек. Быть может, есть варианты, которые позволят школьникам в учебное время пользоваться этим автобусом на территории райцентра бесплатно?
В отделе образования, спорта и туризма Калинковичского райисполкома мне понятно объясняют:
— Изучали. Нет такого варианта. Автобус — не городской, а пригородный, соединяющий два районных центра. По действующим нормативным документам проезд для школьников в транспорте такого сообщения без оплаты не предусмотрен.
Сваи на месте недостроенной школы в деревне Севруки
Такие примеры можно найти в любом регионе страны. Подобный вопрос «дети — подвоз — сад–школа» периодически возникает в разных форматах. Пересечение районов, посещение школьниками малых деревень вечерних секций и кружков в ближайших агрогородках... Невелика проблема для того, чтобы менять общепринятую схему действий? Быть может, но если людей она волнует, это уже повод вникнуть, разобраться и если посильно — решить.
В ТЕМУ
Три года назад жители деревень Столинского района обратились на субботнюю «прямую линию» в Гомельский облисполком с просьбой решить вопрос бесплатного подвоза их детей в школы Житковичского района, которые территориально им ближе. Тогда Гомельщина решила проблему, взяв на себя расходы.
КСТАТИ
На территории Ченковского сельсовета проживает более 5,2 тысячи жителей. В возрасте от 1 года до 6 лет здесь 538 малышей, от 6 до 14 лет — 659 детей.
dralukk73@mail.ru
Фото автора.
За последние восемь лет на территории Ченковского сельского Совета, что в пригороде Гомеля, жителей стало больше почти на 2 тысячи человек. За счет деревни Севруки, где в 2010 году заложили микрорайон многоэтажных и индивидуальных новостроек. Продолжается строительство и сегодня. Однако детский сад и школа — единственные на три населенных пункта — остались прежними. Такими, как их строили в советские времена. Отсюда и проблемы у молодых и многодетных семей.
Ченковская базовая школа расположена аккурат в середине поселка. Возводили после войны, потом достраивали, два года назад капитально отремонтировали, придав ей, насколько было возможно, облик современного объекта. Полноценной территории и спортивной площадки при школе нет. Однако и это не главное. Наполняемость — 80 человек, занимаются 173 ребенка при двухсменном режиме работы.
— Всех местных приняли? — уточняю у педагогов.
— Увы, нет. В первый класс, например, в этом году набирали 20 учащихся, а претендовали 80 ребят.
Схожая ситуация и в ГУО «Ченковский ясли–сад». Сад современнее школы, строился в конце 80–х. Однако тогда архитекторы вряд ли знали о масштабах жилищной застройки, которая развернется на территории Севруков в новом веке. Поэтому та же проблема. Сад посещает 131 ребенок. На очереди значится не меньше сотни желающих.
Резонный вопрос: что с теми, кто не попал в учреждения образования по месту жительства? Местные мамы Елена Рудая и Татьяна Смоликова, которых встречаю с малышами на улице, рассказывают как есть:
— Утренний час пик у нас на остановках в 7.10, когда везут детей в сады и школы Гомеля — ближайшие к Ченкам. Вроде недалеко, но для родителей, конечно, неудобно. Добираются обычными рейсовыми автобусами и маршрутками. Поэтому у нас при рождении ребенка становятся на очередь в сад, также стараются заранее подать заявление на место в школе.
Разбираться в ситуации мне помогает исполняющий обязанности председателя Ченковского сельисполкома Вадим Третьяк:
— Детские сады и школы, доступные нашим жителям, расположены в областном центре. Однако централизованный подвоз детей, обычно практикуемый на селе в таких случаях, по действующим инструкциям для нас исключен, поскольку речь идет о разных территориально–административных единицах — городе и районе. Местные власти откорректировали транспортное сообщение, насколько это позволяют стандарты, применимые для сельской местности. Раньше стоял вопрос оплаты проезда для наших детей в город и на его территории. Но не так давно областной Совет депутатов принял отдельное решение, давшее право учащимся Гомельского района в учебное время ездить без оплаты в общественном транспорте.
По словам главы сельисполкома, районный отдел образования, спорта и туризма помогает в устройстве ченковских детей в учреждения областного центра. Но собеседник признает:
— Реально решить проблему может только строительство полноценного учреждения образования на территории Совета, что в одиночку район не потянет. К слову, эта тема стояла на повестке дня и четверть века назад, когда начинали строительство школы в Севруках. Тогда только лишь забили сваи. В 2013 — 2015 годах, когда включили объект в областную программу, реализовать проект тоже не удалось. Промежуточный вариант, который сейчас рассматривается, — переоборудование под детсад–школу одного из зданий оздоровительного лагеря, расположенного в Ченках. Конечная остановка автобуса Гомель — Ченки там и находится. Если это удастся, то проблема частично снимется.
Другой транспортный поворот, не такой масштабный, но не менее житейский, — с пропиской в Калинковичах. О нем рассказала Валентина Пронькина:
— 11–летний внук вместе с другими ребятами ходит в школу, которая в нескольких остановках от дома. Осенью, весной — все нормально. Пешком пройтись полезно. Но зимой, когда светает поздно и темнеет рано, в слякоть и морозы можно было бы подъехать ради безопасности. Тем более что рядом проходит пригородный автобус № 201 Мозырь — Калинковичи, который останавливается как раз неподалеку от школы. Однако проезд в нем платный — 50 копеек. Быть может, есть варианты, которые позволят школьникам в учебное время пользоваться этим автобусом на территории райцентра бесплатно?
В отделе образования, спорта и туризма Калинковичского райисполкома мне понятно объясняют:
— Изучали. Нет такого варианта. Автобус — не городской, а пригородный, соединяющий два районных центра. По действующим нормативным документам проезд для школьников в транспорте такого сообщения без оплаты не предусмотрен.
Сваи на месте недостроенной школы в деревне Севруки
Такие примеры можно найти в любом регионе страны. Подобный вопрос «дети — подвоз — сад–школа» периодически возникает в разных форматах. Пересечение районов, посещение школьниками малых деревень вечерних секций и кружков в ближайших агрогородках... Невелика проблема для того, чтобы менять общепринятую схему действий? Быть может, но если людей она волнует, это уже повод вникнуть, разобраться и если посильно — решить.
В ТЕМУ
Три года назад жители деревень Столинского района обратились на субботнюю «прямую линию» в Гомельский облисполком с просьбой решить вопрос бесплатного подвоза их детей в школы Житковичского района, которые территориально им ближе. Тогда Гомельщина решила проблему, взяв на себя расходы.
КСТАТИ
На территории Ченковского сельсовета проживает более 5,2 тысячи жителей. В возрасте от 1 года до 6 лет здесь 538 малышей, от 6 до 14 лет — 659 детей.
dralukk73@mail.ru
Фото автора.