Интервью с Полузащитницей футбольного клуба «Рязань–ВДВ» Екатериной Авхимович
28.02.2014 22:27:09
От общего
— Конечно, внимание к мужскому футболу всегда будет больше. Он быстрый, силовой, комбинационный. Но и наш вид по–своему прекрасен. Борьба порой даже жестче, чем у ребят бывает. В плане технической оснащенности некоторые девочки ничем не уступают — пасы пяткой, удары через себя... Да и тактическая выучка в хороших клубах на уровне. А еще эмоции! Матчи женских команд смотрибельны. Во многих странах это давным–давно поняли. В Беларуси же в плане популяризации все печально. Из спортивных изданий внимание женскому футболу раньше уделяла разве что газета «Все о футболе», а сейчас и ее закрыли.
— Скептики скажут: и на мужской футбол денег не хватает.
— У нас есть игроки, болельщики, инвесторы, пусть и не самые крупные. Развитие женского футбола поддерживает УЕФА. Денег он требует в разы меньше, чем мужской. Так что не понимаю тех, кто кричит, мол, не надо нам развивать это направление. Да, сейчас мы уступаем в популярности женскому волейболу или баскетболу. Но ведь эти виды начали культивироваться у нас гораздо раньше. На все надо время.
— Импульс виду наверняка придало бы попадание нашей сборной в финальную часть чемпионата мира или Европы.
— Не хочу говорить плохо о ребятах. Но думаю, женская команда отберется на топ–турнир раньше. В квалификации Евро–2013 был более чем реальный шанс пробиться хотя бы в стыковые матчи. Но в определяющем поединке мы уступили дома украинкам — и в итоге стали в своей группе третьими.
— Сейчас на повестке дня — отборочная кампания чемпионата мира–2015...
— Радует, что после двух поражений на старте смогли выиграть. Но три очка по итогам трех матчей — это, конечно, не тот багаж, на который мы рассчитывали. Впрочем, впереди еще много игр. Ничего не потеряно. Англичанки — очевидные фаворитки в нашей группе. Они почти наверняка финишируют первыми. Но со всеми остальными можно и нужно бороться. В рейтинге ФИФА мы значительно опережаем турчанок и черногорок, с валлийками — совсем рядом, а Украина — всего на 14 строк выше. У нас в составе много перспективных девчонок, только выросших из «молодежки». Им еще играть не один цикл. Строго задача попасть на чемпионат мира сейчас перед нами не стоит. Но мы к этому стремимся.
— В чем видите главное препятствие для роста результатов сборной?
— Кто бы там что ни говорил, женский футбол в Беларуси не топчется на месте. Число занимающихся измеряется тысячами. Есть определенные успехи у команд U–17, U–19. Прогрессирует национальная сборная. Хотя дружинам топ–уровня, надо признать, мы уступаем — и в физике, и в технике. Плюс не хватает стабильности и уверенности в своих силах. А откуда им взяться, если товарищеские матчи со сборными других стран почти не играем. В прошлом году таковых вообще не было. Спарринги проводили только с клубами. Причем не всегда сильными.
— В марте прошлого года сборная дважды оказалась бита вашей командой «Рязань–ВДВ» — 1:4 и 1:5. Показатель уровня?
— «Рязань–ВДВ» — сильный клуб. Он заслуженно выиграл последний чемпионат России, в этом сезоне сыграет в Лиге чемпионов. Но и сборная в тех матчах в силу объективных причин выступила ниже своих возможностей. Тренер тогда просматривал игроков, девочки только входили в тренировочный режим после межсезонья. А рязанская команда к тому времени уже побывала на сборах на Кипре. Были на разных ступенях готовности.
— Откуда у вашего клуба такое название — «Рязань–ВДВ»?
— На первых порах, когда он только образовался, сотрудничал с воздушно–десантными войсками. Сейчас особого влияния они не оказывают. Но название прижилось. Это уже в определенной мере брэнд.
— Болельщики матчи женского чемпионата России по футболу вниманием жалуют?
— Большая часть аудитории, как и в Беларуси, — это родственники, знакомые, друзья футболисток. Но и зрители без, скажем так, личного интереса тоже есть. В некоторых городах на трибуны даже фанаты приходят. Скандируют кричалки, вывешивают баннеры — все как полагается. Неплохо дела с посещаемостью обстоят в Перми, Красногорске, Рязани, Красноармейске. По всей России идет популяризация. Вход на матчи свободный. Плюс проводятся разные акции. Например, купив программку, можно выиграть призы в лотерее.
— Какой матч для вас самый памятный?
— Наверное, гостевая игра с командой Голландии в отборочном турнире чемпионата мира–2011. Такой атмосферы я никогда не видела. На трибунах творилось форменное сумасшествие — болельщики скандировали так мощно, что уши закладывало. Тем не менее мы смогли отвоевать почетную ничью — 1:1. Я забила еще.
К частному
— Почему вы выбрали футбол?
— Тренер заинтересовал. Сначала занималась танцами. Но потом пригласили в минскую команду по мини–футболу «Вильчиния». Мне тогда 11 лет было. Со временем женский зальный футбол у нас зачах, зато на неплохом уровне начал развиваться большой. В 2007 году оказалась в «Зорке–БДУ». Это мой первый профессиональный клуб. А три года назад переехала из Минска в Рязань. Считаю это однозначным шагом вперед. Россия в рейтинге ФИФА — 21–я, мы — 38–е. Девочек, занимающихся футболом, и профессиональных клубов там гораздо больше. Да и финансирование совсем на ином уровне.
— В плане быта все устраивает?
— Клуб оплачивает квартиру, которую я делю с другой белоруской — Юлей Борисенко. Предоставляет транспорт, чтобы было удобно добираться на тренировки и возвращаться. Зарплата всегда выплачивается вовремя. Плюс медицинское обслуживание, питание... У меня есть все, чтобы развиваться. Хотя все равно хочется поиграть на Западе, как Марина Лис в свое время. Такая у меня мечта.
— Досуг как проводите?
— Когда идут подготовительные сборы ни на что другое, кроме тренировок и матчей, нет ни сил, ни времени. Ну а вообще — я как все. Боулинг, бильярд, дискотеки, концерты. Родным и близким, когда случается бывать в Беларуси, время уделяю.
— На диетах сидите?
— По режиму у нас все так же, как у футболистов. Меню в клубе составляет доктор. Спиртное ограничено. Хотя бокал шампанского на Рождество или другой праздник себе позволить можно.
— Еще много себе отмеряете в спорте?
— Пожалуй, главный фактор — семья. Некоторые и выходя из декрета играют — и в 36, и в 38, но я, после того как встречу любимого человека и заведу детей, в футбол уже вряд ли вернусь. Впрочем, что планы строить? Можно и до появления семьи закончить. От травм ведь никто не застрахован.
— За мужским футболом следите?
— В белорусском чемпионате особо не ориентируюсь. Разве что БАТЭ назову. А вот в российском — как рыба в воде. Там в прессе и на телевидении очень хорошо все освещается.
— У футболистов есть традиция обмениваться футболками после матча.
— Может, на чемпионатах мира или Европы и девушки обмениваются. Где–нибудь в подтрибунных помещениях. Но на поле соблюдать эту традицию проблематично, сами понимаете.
— Матчи мужских команд без крепкого словца не обходятся. А у вас как?
— Эмоции, азарт... Что греха таить, мат и у нас присутствует. Но его немного. И ругаемся мы шепотом. Чтобы на трибунах никто не услышал.
— Принято считать, что женский коллектив — это беда. Бутсами после поражений друг в друга не бросаетесь?
— Бывает, что–то скажешь, а через две минуты уже жалеешь об этом. Без стычек не обходится. Но слишком уж волю эмоциям стараемся не давать. А если понесло, пожар всегда тушит тренер. В женском футболе они все — хорошие психологи.
Советская Белоруссия №40 (24423). Суббота, 1 марта 2014 года.