Как в Беларуси защитили права Google? В Минске прошел международный форум по защите интеллектуальной собственности
10.10.2018 22:26:00
Ян ЖУР
Как в Беларуси защитили права известной компании Google? Сколько людей осмысленно покупает контрафакт — то есть, по сути, подделку? Какова его общая стоимость во всем мире и как с ним бороться в интернете? Куда обращаться при нарушении авторских прав? Эти и другие вопросы обсуждались на международном форуме по защите интеллектуальной собственности, прошедшем недавно в Минске. Корреспонденты Издательского дома «Беларусь сегодня» поучаствовали в мероприятии.
Так сколько стоит весь мировой контрафакт, вместе взятый? Во время семинара были озвучены результаты интересного исследования Организации экономического сотрудничества и развития. Оно показало, что ежегодный оборот контрафакта в мире оценивается в 500 миллиардов долларов (примерно ВВП Польши — целого государства). От глобального перешли к частному. Председатель Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Альберт Таипов поделился субъективным взглядом — некоторые известные иностранные торговые площадки, работающие в сфере интернет–торговли, стали инструментом для поставок контрафактной продукции в страны Евразийского союза: «Мы периодически мониторим ситуацию, по крайней мере, по Беларуси, и есть предприниматели, которые находят варианты, как поставлять через эти торговые сети контрафактную продукцию. Некоторые могут получать в месяц около 700 посылок через разных подставных лиц». Почему интернет так повлиял на распространение контрафакта? Все просто: он дал покупателю возможность выбирать товары только по фотографиям, которые на всех сайтах выглядят одинаково. В итоге люди только на последней стадии контактируют с реальным товаром. В магазинах же граждане сразу могут убедиться, как выглядит товар, подержать его в руках.
Альберт Таипов.
Помимо обсуждения проблемы распространения контрафакта, поднимались и злободневные вопросы о нарушении прав на товарные знаки. Оказалось, что, маскируясь под известными логотипами (торговых сетей, производителей промышленности), никому не известные дельцы пытаются расположить к себе покупателей и сбыть сомнительный товар. Как это происходит? Например, используют в товарном знаке сочетание цветов и шрифт. Могут даже полностью «присвоить» надпись, поменяв в ней лишь одну букву. В такую ситуацию в Беларуси попадали многие известные субъекты торговли, производства... Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси Раиса Козорезова рассказала о судебной практике по делам интеллектуальной собственности: «Она показывает, что регистрация товарного знака — основной метод защиты производителя от контрафактной продукции. Нарушением исключительного права на товарный знак считается его использование или сходного с ним до степени смешения без разрешения владельца».
Рассказала Раиса Викторовна и о нарушениях в достаточно узком сегменте — регистрации доменных имен (домен — символьное название сайта, по которому в адресной строке браузера можно найти интернет–ресурс). Оказалось, в этой сфере некоторые хитрецы выдумывают схемы, не уступающие замыслам изощренных мошенников. Так, встречаются случаи, когда правообладатели известных товарных знаков по какой–то причине не зарегистрировали на себя их доменные имена. В Беларуси первое такое дело было связано с доменным именем google.by. Только оно было зарегистрировано не на известную компанию, а на белорусскую фирму, которая занималась разработкой компьютерных программ. В конце концов дело разбиралось в Верховном Суде, который постановил отменить регистрацию этого домена. Была также история, когда предприниматель зарегистрировал доменное имя, перекликающееся с названием предприятия «Белшина». Что самое неприятное — под этим именем продавались контрафактные товары, никак не относящиеся к предприятию. Но претензии от покупателей поступали в адрес «Белшины». Возмущенные люди предполагали, что этот домен принадлежит белорусской компании. В итоге репутации производителя был нанесен ущерб. В суде было решено запретить использование этого домена.
Почему защитить авторские права в интернете крайне сложно, рассказал начальник Центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин: «Подчеркну сложность для правообладателя в контроле над распространением его произведения, попавшем в виртуальный мир. Эта возможность стремится к нулю. Количество участников сети — бесчисленно. Действия по распространению или копированию производятся одним кликом мыши. Роль играет и пресловутая анонимность интернета». Влияет и широкая распространенность мнения о том, что все попавшее в интернет становится общественным достоянием, что, конечно, не соответствует действительности. Часто встречаются формулировки: соответствующий объект авторского права был получен из открытого источника в сети интернет. Алексей Бичурин рассказал, что обращаться, если обнаружено нарушение авторских прав, можно в различные органы, «осуществляющие оперативно–разыскную деятельность, прокуратуры, предварительного следствия, КГК, налоговые органы». Один из способов борьбы с нарушением авторского права — зафиксировать этот факт при содействии нотариуса. Формируется судебная практика, которая подобную фиксацию рассматривает как доказательство. Также спикер озвучил тревожные тенденции: «Рассматривается нововведение в законе, которое предполагает снижение минимального размера компенсации за нарушение исключительного права в 10 раз — с 10 до 1 базовой величины».
Алексей Бичурин.
Будем надеяться, форум стал эффективной площадкой обсуждения и обмена опытом, а его результаты помогут в борьбе с нелегальной торговлей в нашей стране.
Из судебной практики
Зарубежный опыт
Во время форума гендиректор компании Brand Monitor Юрий Вопилов рассказал о российском опыте борьбы с контрафактом в интернете: «Мы изучаем, как потребитель относится к поддельной продукции. Последний наш социологический опрос показал, что 86% респондентов осмысленно готовы ее покупать. Это касается всех категорий, за исключением пищевых продуктов и медикаментов. Еще более интересным оказалось то, что около 75% опрошенных готовы дарить продукцию, зная, что она — лишь копия оригинала. C 2013 года в России действует антипиратский закон, который доказал высокую эффективность. Он учитывает практически всю специфику работы в сети. Например, для того чтобы ограничить доступ к интернет–ресурсу, распространяющему нелегальные копии фильмов или музыки, предусмотрена упрощенная подача документов. Будет достаточно выслать просто скриншоты с нарушением. Также вся работа ведется через Московский городской суд, в котором хорошо понимают специфику области. Процесс ограничения доступа к сайту занимает около 1 — 3 дней с момента подачи искового заявления. Закон обязывает поисковые системы удалять сайты, доступ к которым ограничивается, что приводит к практически автоматическому исчезновению нарушителей из данных российских поисковиков».