В Беларуси появилась странная сеть реализации товаров легпрома
08.08.2017 02:29:43
Без помпы и розыгрыша призов появилась новая торговая сеть. У нее нет официального названия, зато есть характерные черты. На протяжении полугода практически во всех райцентрах открылись магазины площадью от 100 квадратных метров с нехитрым идентичным ассортиментом товаров — в основном мужская, женская и детская одежда. Общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели, а преимущественно частные унитарные предприятия регистрируются в одной области, торговые точки открывают в другой. Но что самое любопытное — там под названиями «Дисконт», «Товары для всей семьи», «Тюбетейка» наспех легализуется и сбывается по супернизким ценам товар, неизвестно как, где, кем и когда произведенный. «СБ» изучила ситуацию.
Светлогорский магазин «Тюбетейка» внесен в торговый реестр 1 марта 2017 года. Арендует площади в торговом центре микрорайона Молодежный. По соседству с другими предпринимателями, которые заметили некоторые особенности стиля работы коллег и обратились в редакцию. Товар в магазин привозят фурами без каких–либо опознавательных знаков — этикеток, ярлыков. Затем он появляется на вешалках с кустарно прикрепленными и заполненными от руки бирками. Например: «Комплект детский р. 3 лет хлопок 100% Узбекистан цена 8 рублей».
Директор местного центра поддержки предпринимательства Жанна Рогова, провожая нас в «Тюбетейку», обрисовывает проблему: «Как–то наши предпринимательницы по очереди в течение четырех часов «гуляли» по магазину неподалеку от кассы и насчитали 164 покупателя, которым не были выданы чеки. Хозяин периодически появляется и забирает выручку. Это нарушение кассовой дисциплины. Сертификатов нет. На виду у всех проверяющих органов идет легализация «серого» товара, и с этим никто ничего не может сделать...»
Первое, что бросается в глаза покупателю в светлогорской «Тюбетейке», — витрина с безразмерными детскими и мужскими носками. На этикетке по–русски только название фирмы–изготовителя «Джун.Я» и состав «80% бамбукуголь волокна». Однако товар активно берут, потому что цена — 60 копеек. Аналогичные носки из бамбукового волокна в фирменном магазине фабрики «8 Марта» — 2,5 рубля. А еще на витринных полках я обнаружила наволочки из 100–процентного полиэстера. Позже узнала, что сегодня в принципе не существует такого синтетического волокна, которое бы подходило по условиям гигроскопичности для изготовления наволочки. Если только это не специальные наволочки для усопших, распространенные в Европе. Но ярлыки об этом не предупреждают покупателя. Очень смутил и бельевой трикотаж без опознавательных знаков. На бирке, оформленной от руки, значилось: «хлопок 95%». Страна происхождения — Китай. На ощупь — не отличить от наволочки, только с лайкрой. В общем, взяла я парочку сомнительных товаров и пошла просить у продавца–кассира сертификаты. Тут же стала свидетелем: выдавать чеки покупателям здесь не принято.
— А вы кто? Почему мы должны вам показывать сертификаты? — сразу стала в позу дама.
Пришлось напомнить, что сертификаты на товар должны быть предъявлены по первому требованию покупателя. Моя настойчивость смутила продавца, позвонила хозяину, тот, похоже, отправил нас куда подальше.
— Сертификатов нет, можете писать жалобу, — подытожила продавщица.
Вот и весь разговор.
Полотенца изготовлены сразу в четырех странах.
Еще в этом магазине можно купить джинсы, блузки, спортивные брюки, майки, куртки, ветровки, полотенца, белье... Все промаркировано как придется. Но по меньшей мере вдвое дешевле, чем где–либо. Вот за товаром и стоит очередь. Причем не только по выходным и вечером, но и в самый разгар дня.
— А вы посмотрите, что у нас на рынке продают, — вступилась за «Тюбетейку» покупательница средних лет. — Все то же самое, только в два–три раза дороже! Брюки спортивные на рынке — 25 рублей, а тут 15. Может, не хлопок, не сертифицированы. Но у некоторых дети–подростки. На мальчишках все горит. Зачем покупать дорогую вещь?
Стандартная этикетка...
...и импровизированная.
Помните, примерно год назад на автобусных остановках, подъездах, водосточных трубах и столбах электросетей периодически появлялись объявления: «Ликвидация склада. Кожаные куртки из Санкт–Петербурга». Или что–то в этом роде. Предприимчивые иностранные граждане снимали на несколько дней торговые залы и без кассовых аппаратов, чеков и прочих атрибутов цивилизованной торговли сбывали по всем признакам «серый» товар. Ярмарки быстро сошли на нет, когда ими как следует заинтересовались рейдовые бригады с участием санстанции, налоговой и торговой инспекций. Но, похоже, это были первые пробы взлома защиты отечественного рынка. Сейчас в ходу более изощренный прием. Сеть и не сеть. Накладные то есть, то нет. Нет сертификатов и этикеток? Нарисуем! Хозяин в Борисове, магазин в Светлогорске. Причем под надежной защитой Указа Президента № 510 от 2009 года: вновь открывшиеся предприятия в течение двух лет можно проверять только в исключительных случаях. К тому же всех проверяющих в малых городах знают в лицо... Эффект внезапности не работает. А цены низкие, народ доволен. Что делать? Помнится, в конце 1990–х у нас процветал нелегальный рынок сигарет. Правоохранительные и налоговые органы отчаянно и безуспешно боролись с бабушками–распространителями у метро, на рынках и у магазинов, пока фуры с контрабандой беспрепятственно колесили по стране. Остановили фуры — исчезли бабушки с сигаретами. Вот и сейчас возникает вопрос: где склады и как проникает неведомо как, где и когда изготовленный товар в Беларусь?
Носки в «Тюбетейке» почти в 5 раз дешевле.
Есть предположение, что, пользуясь лазейками законодательства среднеазиатских государств, граничащих с Китаем, и преимуществами безбарьерного Единого экономического пространства, к нам по «серым» схемам везут ходовой ширпотреб. С минимизацией налогов и пошлин. Но вот что любопытно. Покупатели в один голос утверждают: ассортимент «Тюбетеек» поразительно схож с тем, который представлен на рынках райцентров. Ничего сверхъестественного в стиле торговли азиатских магазинов не видят местные надзорные органы, они твердят: наши предприниматели допускают такие же нарушения! Разница лишь в том, что импортные товары легпрома из Москвы местные коммивояжеры везут в сумках, не стесняясь в «накрутках», а иностранные граждане доставляют товар фурами, имея возможность снизить до минимума накладные расходы. Отсюда и низкие цены. Покупатели довольны, чего не скажешь об отечественных предпринимателях, которые еще совсем недавно протестовали против проверок, оформления накладных, кассовых чеков, ведения книг замечаний и предложений. А нынче первыми стали обращаться во все инстанции, от торговой инспекции, Госстандарта до санстанции и РОВД, с просьбой пресечь, проверить, приостановить деятельность... таких же предпринимателей.
«Эти ребята работают по принципу Черкизовского рынка: привез — продал — деньги в карман. А по правилам, чтобы привезти товар в Беларусь, нужно заплатить 20% НДС, оформить сертификаты, обеспечить бирки — маркировку на товар, чтобы она совпадала с накладными, купить терминал, оформить наемных продавцов», — сквозь сегодняшние интервью некоторых предпринимателей проступает банальная зависть. Ратуя за отмену всего перечисленного и полную либерализацию рынка, многие из них явно не ожидали, что условиями, которых они добивались только для себя, может воспользоваться кто–то еще. Более ловкий и успешный, пусть и приехавший издалека.
Тем не менее — проблема есть. И ее нужно решать и в интересах покупателей, и отечественного бизнеса. Тонкая задача, однако...
Компетентно
Игорь Буссель, начальник отдела госнадзора и контроля Госстандарта:
— Начиная с середины июня наши специалисты посетили 37 магазинов. Первое впечатление? Удивляемся: как попал в страну товар, непонятно где и когда изготовленный, из каких материалов. Он домаркировывается в торговых точках. Ярлыки оформляются от руки. Большую часть реализуемой продукции легпрома невозможно идентифицировать из–за отсутствия полной информации о ней. Документы об оценке соответствия, которые нам предъявляют, в большинстве случаев поддельные. Есть реестры, где в открытом доступе представлена информация обо всех выданных сертификатах и декларациях, не составляет труда сделать копию. По нашему мнению, продукция поступает на общий рынок Евразийского экономического союза нелегально и в дальнейшем перемаркировывается и легализуется под действующие документы об оценке соответствия. Но если это контрафакт, то заниматься им должны люди в погонах. Исполкомы также могут и должны принять действенные меры, в том числе привлекая комиссии по противодействию обороту опасной продукции.
Анатолий Змитрович, директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства:
— Если местные власти ничего не сделают с этими магазинами, мы, защищая права отечественного малого бизнеса, будем настаивать на аналогичных условиях работы. Без сертификатов, без сопроводительных документов, без оформления на работу продавцов, без товарных чеков. Когда отечественных предпринимателей заставили все это иметь, да еще и платить ввозной 20–процентный НДС, они автоматически перешли на другой ценовой уровень, рассчитанный на покупателя со средним достатком. А в освободившуюся нишу дешевого легпрома хлынул импорт, причем на этот раз мощный — сетевой. А известно: когда в какой–то регион приходит торговая сеть, 15% предпринимателей уходит с рынка. В прошлом году в стране прекратили деятельность 41.517 ИП и более 3 тысяч юридических лиц.
Галина Ковалева, заместитель начальника главного управления по организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам:
— Учредителями так называемых магазинов дешевых товаров зачастую выступают граждане Узбекистана. Применяют упрощенную систему налогообложения, ведут бизнес наравне с другими субъектами хозяйствования и, к сожалению, допускают нарушения законодательства. В Гомельской области, к примеру, по результатам 33 проверок выявлено 30 фактов нарушения порядка приема наличных денежных средств, в 16 случаях не работали платежные терминалы, в двух — отсутствовали документы на товар. В целом по стране начаты 18 административных процессов по статье, которая предусматривает конфискацию товара без сопроводительных документов. Деятельность данных субъектов хозяйствования взята на особый контроль.
Из первых уст
Лариса Данилова, начальник инспекции МНС по Светлогорскому району:
— У нас данное предприятие имеет только торговый объект, зарегистрировано в Борисове. Следовательно, из всего комплекса контрольных мероприятий возможно только проведение тематических оперативных проверок. По результатам такой проверки в июне установлено нарушение порядка приема наличных денежных средств и использования банковского терминала. Составили протокол и привлекли к ответственности. Возможно, по результатам анализа деятельности предприятия будет назначен мониторинг.
Елена Орлова, начальник отдела торговли и услуг Светлогорского райисполкома:
— В первый месяц после открытия магазина имели место нарушения торгового законодательства: неполная информация для покупателя, оформление ценников с нарушением, несоблюдение ассортиментного перечня — отсутствие товаров отечественного производства. Но это не вопиющие недостатки. Точно такие же претензии у нас и к другим предпринимателям. И согласно предоставленной информации и повторному мониторингу торгового объекта недочеты устранены.
Александр Лугинец, главный государственный санитарный врач Светлогорского района:
— В ходе мониторинга ООО «Тюбетейка» установлено нарушение в части маркировки товаров. Информация для потребителя указана не в полном объеме. Выданы рекомендации по устранению недостатков. Но, замечу, аналогичные нарушения находим и у других субъектов хозяйствования Светлогорского района. Как только выйдет срок, проведем повторный мониторинг. По Указу Президента № 510 данный объект относится к низкой группе риска, то есть планово проверять его можно раз в 5 лет.
aelita@sb.by
Светлогорский магазин «Тюбетейка» внесен в торговый реестр 1 марта 2017 года. Арендует площади в торговом центре микрорайона Молодежный. По соседству с другими предпринимателями, которые заметили некоторые особенности стиля работы коллег и обратились в редакцию. Товар в магазин привозят фурами без каких–либо опознавательных знаков — этикеток, ярлыков. Затем он появляется на вешалках с кустарно прикрепленными и заполненными от руки бирками. Например: «Комплект детский р. 3 лет хлопок 100% Узбекистан цена 8 рублей».
Директор местного центра поддержки предпринимательства Жанна Рогова, провожая нас в «Тюбетейку», обрисовывает проблему: «Как–то наши предпринимательницы по очереди в течение четырех часов «гуляли» по магазину неподалеку от кассы и насчитали 164 покупателя, которым не были выданы чеки. Хозяин периодически появляется и забирает выручку. Это нарушение кассовой дисциплины. Сертификатов нет. На виду у всех проверяющих органов идет легализация «серого» товара, и с этим никто ничего не может сделать...»
Первое, что бросается в глаза покупателю в светлогорской «Тюбетейке», — витрина с безразмерными детскими и мужскими носками. На этикетке по–русски только название фирмы–изготовителя «Джун.Я» и состав «80% бамбукуголь волокна». Однако товар активно берут, потому что цена — 60 копеек. Аналогичные носки из бамбукового волокна в фирменном магазине фабрики «8 Марта» — 2,5 рубля. А еще на витринных полках я обнаружила наволочки из 100–процентного полиэстера. Позже узнала, что сегодня в принципе не существует такого синтетического волокна, которое бы подходило по условиям гигроскопичности для изготовления наволочки. Если только это не специальные наволочки для усопших, распространенные в Европе. Но ярлыки об этом не предупреждают покупателя. Очень смутил и бельевой трикотаж без опознавательных знаков. На бирке, оформленной от руки, значилось: «хлопок 95%». Страна происхождения — Китай. На ощупь — не отличить от наволочки, только с лайкрой. В общем, взяла я парочку сомнительных товаров и пошла просить у продавца–кассира сертификаты. Тут же стала свидетелем: выдавать чеки покупателям здесь не принято.
— А вы кто? Почему мы должны вам показывать сертификаты? — сразу стала в позу дама.
Пришлось напомнить, что сертификаты на товар должны быть предъявлены по первому требованию покупателя. Моя настойчивость смутила продавца, позвонила хозяину, тот, похоже, отправил нас куда подальше.
— Сертификатов нет, можете писать жалобу, — подытожила продавщица.
Вот и весь разговор.
Полотенца изготовлены сразу в четырех странах.
Еще в этом магазине можно купить джинсы, блузки, спортивные брюки, майки, куртки, ветровки, полотенца, белье... Все промаркировано как придется. Но по меньшей мере вдвое дешевле, чем где–либо. Вот за товаром и стоит очередь. Причем не только по выходным и вечером, но и в самый разгар дня.
— А вы посмотрите, что у нас на рынке продают, — вступилась за «Тюбетейку» покупательница средних лет. — Все то же самое, только в два–три раза дороже! Брюки спортивные на рынке — 25 рублей, а тут 15. Может, не хлопок, не сертифицированы. Но у некоторых дети–подростки. На мальчишках все горит. Зачем покупать дорогую вещь?
Стандартная этикетка...
...и импровизированная.
Помните, примерно год назад на автобусных остановках, подъездах, водосточных трубах и столбах электросетей периодически появлялись объявления: «Ликвидация склада. Кожаные куртки из Санкт–Петербурга». Или что–то в этом роде. Предприимчивые иностранные граждане снимали на несколько дней торговые залы и без кассовых аппаратов, чеков и прочих атрибутов цивилизованной торговли сбывали по всем признакам «серый» товар. Ярмарки быстро сошли на нет, когда ими как следует заинтересовались рейдовые бригады с участием санстанции, налоговой и торговой инспекций. Но, похоже, это были первые пробы взлома защиты отечественного рынка. Сейчас в ходу более изощренный прием. Сеть и не сеть. Накладные то есть, то нет. Нет сертификатов и этикеток? Нарисуем! Хозяин в Борисове, магазин в Светлогорске. Причем под надежной защитой Указа Президента № 510 от 2009 года: вновь открывшиеся предприятия в течение двух лет можно проверять только в исключительных случаях. К тому же всех проверяющих в малых городах знают в лицо... Эффект внезапности не работает. А цены низкие, народ доволен. Что делать? Помнится, в конце 1990–х у нас процветал нелегальный рынок сигарет. Правоохранительные и налоговые органы отчаянно и безуспешно боролись с бабушками–распространителями у метро, на рынках и у магазинов, пока фуры с контрабандой беспрепятственно колесили по стране. Остановили фуры — исчезли бабушки с сигаретами. Вот и сейчас возникает вопрос: где склады и как проникает неведомо как, где и когда изготовленный товар в Беларусь?
Носки в «Тюбетейке» почти в 5 раз дешевле.
Есть предположение, что, пользуясь лазейками законодательства среднеазиатских государств, граничащих с Китаем, и преимуществами безбарьерного Единого экономического пространства, к нам по «серым» схемам везут ходовой ширпотреб. С минимизацией налогов и пошлин. Но вот что любопытно. Покупатели в один голос утверждают: ассортимент «Тюбетеек» поразительно схож с тем, который представлен на рынках райцентров. Ничего сверхъестественного в стиле торговли азиатских магазинов не видят местные надзорные органы, они твердят: наши предприниматели допускают такие же нарушения! Разница лишь в том, что импортные товары легпрома из Москвы местные коммивояжеры везут в сумках, не стесняясь в «накрутках», а иностранные граждане доставляют товар фурами, имея возможность снизить до минимума накладные расходы. Отсюда и низкие цены. Покупатели довольны, чего не скажешь об отечественных предпринимателях, которые еще совсем недавно протестовали против проверок, оформления накладных, кассовых чеков, ведения книг замечаний и предложений. А нынче первыми стали обращаться во все инстанции, от торговой инспекции, Госстандарта до санстанции и РОВД, с просьбой пресечь, проверить, приостановить деятельность... таких же предпринимателей.
«Эти ребята работают по принципу Черкизовского рынка: привез — продал — деньги в карман. А по правилам, чтобы привезти товар в Беларусь, нужно заплатить 20% НДС, оформить сертификаты, обеспечить бирки — маркировку на товар, чтобы она совпадала с накладными, купить терминал, оформить наемных продавцов», — сквозь сегодняшние интервью некоторых предпринимателей проступает банальная зависть. Ратуя за отмену всего перечисленного и полную либерализацию рынка, многие из них явно не ожидали, что условиями, которых они добивались только для себя, может воспользоваться кто–то еще. Более ловкий и успешный, пусть и приехавший издалека.
Тем не менее — проблема есть. И ее нужно решать и в интересах покупателей, и отечественного бизнеса. Тонкая задача, однако...
Компетентно
Игорь Буссель, начальник отдела госнадзора и контроля Госстандарта:
— Начиная с середины июня наши специалисты посетили 37 магазинов. Первое впечатление? Удивляемся: как попал в страну товар, непонятно где и когда изготовленный, из каких материалов. Он домаркировывается в торговых точках. Ярлыки оформляются от руки. Большую часть реализуемой продукции легпрома невозможно идентифицировать из–за отсутствия полной информации о ней. Документы об оценке соответствия, которые нам предъявляют, в большинстве случаев поддельные. Есть реестры, где в открытом доступе представлена информация обо всех выданных сертификатах и декларациях, не составляет труда сделать копию. По нашему мнению, продукция поступает на общий рынок Евразийского экономического союза нелегально и в дальнейшем перемаркировывается и легализуется под действующие документы об оценке соответствия. Но если это контрафакт, то заниматься им должны люди в погонах. Исполкомы также могут и должны принять действенные меры, в том числе привлекая комиссии по противодействию обороту опасной продукции.
Анатолий Змитрович, директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства:
— Если местные власти ничего не сделают с этими магазинами, мы, защищая права отечественного малого бизнеса, будем настаивать на аналогичных условиях работы. Без сертификатов, без сопроводительных документов, без оформления на работу продавцов, без товарных чеков. Когда отечественных предпринимателей заставили все это иметь, да еще и платить ввозной 20–процентный НДС, они автоматически перешли на другой ценовой уровень, рассчитанный на покупателя со средним достатком. А в освободившуюся нишу дешевого легпрома хлынул импорт, причем на этот раз мощный — сетевой. А известно: когда в какой–то регион приходит торговая сеть, 15% предпринимателей уходит с рынка. В прошлом году в стране прекратили деятельность 41.517 ИП и более 3 тысяч юридических лиц.
Галина Ковалева, заместитель начальника главного управления по организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам:
— Учредителями так называемых магазинов дешевых товаров зачастую выступают граждане Узбекистана. Применяют упрощенную систему налогообложения, ведут бизнес наравне с другими субъектами хозяйствования и, к сожалению, допускают нарушения законодательства. В Гомельской области, к примеру, по результатам 33 проверок выявлено 30 фактов нарушения порядка приема наличных денежных средств, в 16 случаях не работали платежные терминалы, в двух — отсутствовали документы на товар. В целом по стране начаты 18 административных процессов по статье, которая предусматривает конфискацию товара без сопроводительных документов. Деятельность данных субъектов хозяйствования взята на особый контроль.
Из первых уст
Лариса Данилова, начальник инспекции МНС по Светлогорскому району:
— У нас данное предприятие имеет только торговый объект, зарегистрировано в Борисове. Следовательно, из всего комплекса контрольных мероприятий возможно только проведение тематических оперативных проверок. По результатам такой проверки в июне установлено нарушение порядка приема наличных денежных средств и использования банковского терминала. Составили протокол и привлекли к ответственности. Возможно, по результатам анализа деятельности предприятия будет назначен мониторинг.
Елена Орлова, начальник отдела торговли и услуг Светлогорского райисполкома:
— В первый месяц после открытия магазина имели место нарушения торгового законодательства: неполная информация для покупателя, оформление ценников с нарушением, несоблюдение ассортиментного перечня — отсутствие товаров отечественного производства. Но это не вопиющие недостатки. Точно такие же претензии у нас и к другим предпринимателям. И согласно предоставленной информации и повторному мониторингу торгового объекта недочеты устранены.
Александр Лугинец, главный государственный санитарный врач Светлогорского района:
— В ходе мониторинга ООО «Тюбетейка» установлено нарушение в части маркировки товаров. Информация для потребителя указана не в полном объеме. Выданы рекомендации по устранению недостатков. Но, замечу, аналогичные нарушения находим и у других субъектов хозяйствования Светлогорского района. Как только выйдет срок, проведем повторный мониторинг. По Указу Президента № 510 данный объект относится к низкой группе риска, то есть планово проверять его можно раз в 5 лет.
aelita@sb.by