Йошкин кот и Брюгге с Амстердамом: белорусские туристы открывают для себя Марий Эл
28.08.2024 19:25:30
Максим КОРОТКИН
В 2023 году в Минске Национальное агентство по туризму Республики Беларусь подписало соглашение о сотрудничестве в сфере туризма с партнерами из Марий Эл. В рамках этого документа разработан международный турмаршрут Беларусь — Марий Эл. Мы посмотрели, что предлагают белорусу в марийской республике.
— Также достаточно популярны поездки в марийскую республику автобусным и железнодорожным транспортом, — отмечает министр спорта и туризма Республики Марий Эл Лидия Батюкова. — Мы дважды участвовали в Международном туристическом форуме в Минске и благодаря этому подписали ряд соглашений с партнерами. Они заключены, в частности, в целях создания туристического маршрута «Великий Волжский путь», который охватывает Республику Беларусь, Казань, Йошкар-Олу. За один тур гость из Беларуси может узнать культуру двух республик: Марий Эл и Татарстана. Эти туры работают, их можно купить. У нас определен оператор, который работает в этом направлении с туроператором Беларуси. И количество туристов между Беларусью и Марий Эл увеличивается в обоих направлениях.
Республика в последние годы действительно много делает для развития туристического потока. На площадях Йошкар-Олы туристов много, а в выходные — даже очень много.
И сам республиканский центр этому вполне способствует. За каких-то полтора десятка лет на топком берегу реки Малая Кокшага появился фактически город в городе.
Это место легко спутать с кварталом одного из городов Северной Европы. Созданные в одном стиле набережные чрезвычайно напоминают европейскую стилевую эклектику и отсылают зрителя к архитектурным подходам Голландии и Бельгии.
Две набережные, расположенные друг напротив друга на берегах Малой Кокшаги, даже носят соответствующие названия.
Набережная Брюгге.
И набережная Амстердам.
Самое интересное — это то, что европейское разнообразие находится в обрамлении восстановленных православных храмов. Что, впрочем, не нарушает общий ансамбль и выглядит гармоничным целым.
На Амстердаме и Брюгге архитекторы Йошкар-Олы не остановились.
В этом здании расположена Национальная художественная галерея, построено оно уже в венецианском стиле.
Эклектика, так эклектика, вероятно, подумали архитекторы и разместили перед фасадом копии венецианского дворца дожей памятник первому воеводе Царева города на Кокшаге (первое название Йошкар-Олы) Ивану Оболенскому-Ноготкову.
На маршруте между набережными Малой Кокшаги и памятником первому воеводе гиды обязательно предложат остановиться у, наверное, главного символа Йошкар-Олы.
Йошкин кот. Именно так, через и краткое.
Вообще, в России процесс придания городам фольклорной символики немного напоминает негласное соревнование. Питерский памятник Чижику-Пыжику здесь был первым, под Липецком появилась Кудыкина гора. В Йошкар-Оле — Йошкин кот. В городе котов, кстати, целое семейство. Каждый представитель — со своим именем. Главное — не перепутать!
И просто поверьте, что застать кота в гордом одиночестве — дело малореальное. Здесь это элементарно: пропустить вперед себя автобус туристов и ожидать добрых полчаса, пока все подержат кота за лапку и шепнут на ухо заветное желание.
Говорят, что местный кот — животное полезное, загаданное выполняет. Особенно если запрос касается марийских видов. Если идти по Волге от Казани вверх по течению, то как раз за Чебоксарским водохранилищем обязательно откроется еще одна архитектурная жемчужина республики.
Это замок Шереметевых. Тех самых. Боярский род испокон веков служил государству в столицах, а вот собственную резиденцию спрятал в марийских лесах.
Замок сохранился вполне прилично внешне, многое от былых времен осталось внутри. Сегодня сюда можно не просто сходить на экскурсию, но даже пожить немного: в барских покоях работает небольшая гостиница для туристов.
Но, помимо европейской архитектуры, Марий Эл — заповедник для любителей этнографии. За традиционными марийскими обычаями — это на другой берег Волги.
От поселка Юрино в село Сумки пять раз в день ходит паром. Трудяга «Капитан Федосеев», с усилием крутя винт, пересекает несколько километров волжской воды.
И, честно говоря, кажется, что проходить в этих местах лучше всего именно в пасмурную погоду. Дождевая туча прикрывает берега и соединяет воду с небом, оставляя парому небольшой проход в белесой вате тумана. Полное погружение.
На другом берегу — купеческий Козьмодемьянск. Здесь заслуживает особого внимания этнографический музей под открытым небом.
Впрочем, белорусу не так и просто найти здесь что-то абсолютно непривычное. Традиционная вышивка народа мари, постройки и даже хозяйственные приспособления — все очень схоже с белорусской стариной. Разве что язык непонятен: марийцы – финно-угры.
Зато здесь как нигде в Европе сохранились традиционные верования. Народная религия до сих пор существует параллельно другим верованиям. До сих пор в маленькой республике сохранились более 600 молельных рощ! Около половины из них охраняются государством.
В Марий Эл очень сильная балетная труппа, оперное искусство тоже на высоте.
— У нас хорошее сотрудничество с Большим театром Беларуси. В июле мы были у них на гастролях. А они к нам приезжают или осенью, или весной нового театрального сезона. Белорусских солистов мы приглашаем участвовать в нашем фестивале оперного искусства имени Андрея Эшпая и фестивале балета в честь Галины Улановой. В 2021 году у нас подписан меморандум о сотрудничестве с белорусскими коллегами. Сначала к нам приехали ведущие коллективы филармонии, в том числе «Сябры», «Песняры». Сейчас уже обменные гастроли постоянны. Выстраиваем стратегию по обмену коллективами и совместному обучению, — рассказывает руководитель литературно-драматургической части Марийского государственного академического театра оперы и балета Марий Эл Елена Белецкая.
– Дальнейшие отношения будем развивать именно в театральной сфере. Это самое благодатное направление, самое понятное и востребованное. Потому что граждане наших государств через культуру и искусство видят уровень подготовки, уровень спектаклей, – считает заместитель председателя правительства Республики Марий Эл - министр культуры, печати и по делам национальностей Константин Иванов. – В следующем году мы ждем к себе белорусский Большой театр оперы и балета с оперой «Князь Игорь», то есть очень-очень дружим, впереди серьезные планы. Мы сейчас говорим и о драме, поскольку у нас есть фестиваль русских театров, и мы выходим на белорусских коллег, чтобы они также приехали к нам на этот фестиваль.
Еще одна фестивальная площадка, на которой совершенно точно не будут против белорусских участников, — гастрофест «Йошка Еш». Здесь вполне справедливо считают, что путь к сердцу туриста лежит через желудок.
— С этой точки зрения мы уже хорошо сотрудничаем с белорусами. Я убеждена, что белорусская и русская кухни — это неотделимые направления, у нас единый гастрономический предок, — отмечает автор и руководитель всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. — Ну а драники регулярно ребята берут в качестве фестивальной концепции. Это очень удобная форма, базовое блюдо, чтобы представить все российские деликатесы. Вся Россия умещается на белорусском дранике!
Что касается непосредственно марийских кулинарных традиций, то здесь обязательно нужно попробовать подкоголь — что-то вроде вареников с огромным количеством начинок, слоеные блины команмелна, перемечи, они же туаткалы, — вид ватрушки. Ну и шаньги, конечно. Именно они на фото.
На прощанье вам скажут: «Эше толза! — Приходите ещё!». И в этом есть свой смысл. «Попробовать на вкус» всю Марий Эл за один приезд крайне сложно. Будет повод вернуться.
— Мы готовы предложить нашим гостям из Беларуси интересные экскурсионные маршруты и качественный сервис, — говорит глава Марий Эл Юрий Зайцев.
Этим надо воспользоваться.
Брюгге? Амстердам? Венеция!
Республика Марий Эл — субъект федерации в составе Поволжского федерального округа. Собственно, Волга — это своего рода ворота в республику для белорусского туриста. Дело в том, что аэропорты ближайших к марийской столице региональных центров — Нижнего Новгорода и Казани — принимают прямые авиарейсы из Минска. И значительный поток туристов попадает в Марий Эл через них и именно водным путем.— Также достаточно популярны поездки в марийскую республику автобусным и железнодорожным транспортом, — отмечает министр спорта и туризма Республики Марий Эл Лидия Батюкова. — Мы дважды участвовали в Международном туристическом форуме в Минске и благодаря этому подписали ряд соглашений с партнерами. Они заключены, в частности, в целях создания туристического маршрута «Великий Волжский путь», который охватывает Республику Беларусь, Казань, Йошкар-Олу. За один тур гость из Беларуси может узнать культуру двух республик: Марий Эл и Татарстана. Эти туры работают, их можно купить. У нас определен оператор, который работает в этом направлении с туроператором Беларуси. И количество туристов между Беларусью и Марий Эл увеличивается в обоих направлениях.
Республика в последние годы действительно много делает для развития туристического потока. На площадях Йошкар-Олы туристов много, а в выходные — даже очень много.
И сам республиканский центр этому вполне способствует. За каких-то полтора десятка лет на топком берегу реки Малая Кокшага появился фактически город в городе.
Это место легко спутать с кварталом одного из городов Северной Европы. Созданные в одном стиле набережные чрезвычайно напоминают европейскую стилевую эклектику и отсылают зрителя к архитектурным подходам Голландии и Бельгии.
Две набережные, расположенные друг напротив друга на берегах Малой Кокшаги, даже носят соответствующие названия.
Набережная Брюгге.
И набережная Амстердам.
Самое интересное — это то, что европейское разнообразие находится в обрамлении восстановленных православных храмов. Что, впрочем, не нарушает общий ансамбль и выглядит гармоничным целым.
На Амстердаме и Брюгге архитекторы Йошкар-Олы не остановились.
В этом здании расположена Национальная художественная галерея, построено оно уже в венецианском стиле.
Эклектика, так эклектика, вероятно, подумали архитекторы и разместили перед фасадом копии венецианского дворца дожей памятник первому воеводе Царева города на Кокшаге (первое название Йошкар-Олы) Ивану Оболенскому-Ноготкову.
Коты, Шереметевы, Волга
На маршруте между набережными Малой Кокшаги и памятником первому воеводе гиды обязательно предложат остановиться у, наверное, главного символа Йошкар-Олы.
Йошкин кот. Именно так, через и краткое.
Вообще, в России процесс придания городам фольклорной символики немного напоминает негласное соревнование. Питерский памятник Чижику-Пыжику здесь был первым, под Липецком появилась Кудыкина гора. В Йошкар-Оле — Йошкин кот. В городе котов, кстати, целое семейство. Каждый представитель — со своим именем. Главное — не перепутать!
И просто поверьте, что застать кота в гордом одиночестве — дело малореальное. Здесь это элементарно: пропустить вперед себя автобус туристов и ожидать добрых полчаса, пока все подержат кота за лапку и шепнут на ухо заветное желание.
Говорят, что местный кот — животное полезное, загаданное выполняет. Особенно если запрос касается марийских видов. Если идти по Волге от Казани вверх по течению, то как раз за Чебоксарским водохранилищем обязательно откроется еще одна архитектурная жемчужина республики.
Это замок Шереметевых. Тех самых. Боярский род испокон веков служил государству в столицах, а вот собственную резиденцию спрятал в марийских лесах.
Замок сохранился вполне прилично внешне, многое от былых времен осталось внутри. Сегодня сюда можно не просто сходить на экскурсию, но даже пожить немного: в барских покоях работает небольшая гостиница для туристов.
Но, помимо европейской архитектуры, Марий Эл — заповедник для любителей этнографии. За традиционными марийскими обычаями — это на другой берег Волги.
От поселка Юрино в село Сумки пять раз в день ходит паром. Трудяга «Капитан Федосеев», с усилием крутя винт, пересекает несколько километров волжской воды.
И, честно говоря, кажется, что проходить в этих местах лучше всего именно в пасмурную погоду. Дождевая туча прикрывает берега и соединяет воду с небом, оставляя парому небольшой проход в белесой вате тумана. Полное погружение.
На другом берегу — купеческий Козьмодемьянск. Здесь заслуживает особого внимания этнографический музей под открытым небом.
Впрочем, белорусу не так и просто найти здесь что-то абсолютно непривычное. Традиционная вышивка народа мари, постройки и даже хозяйственные приспособления — все очень схоже с белорусской стариной. Разве что язык непонятен: марийцы – финно-угры.
Зато здесь как нигде в Европе сохранились традиционные верования. Народная религия до сих пор существует параллельно другим верованиям. До сих пор в маленькой республике сохранились более 600 молельных рощ! Около половины из них охраняются государством.
Искусство танца и искусство вкуса
Традиционный уклад жизни соседствует в республике с высоким искусством.В Марий Эл очень сильная балетная труппа, оперное искусство тоже на высоте.
— У нас хорошее сотрудничество с Большим театром Беларуси. В июле мы были у них на гастролях. А они к нам приезжают или осенью, или весной нового театрального сезона. Белорусских солистов мы приглашаем участвовать в нашем фестивале оперного искусства имени Андрея Эшпая и фестивале балета в честь Галины Улановой. В 2021 году у нас подписан меморандум о сотрудничестве с белорусскими коллегами. Сначала к нам приехали ведущие коллективы филармонии, в том числе «Сябры», «Песняры». Сейчас уже обменные гастроли постоянны. Выстраиваем стратегию по обмену коллективами и совместному обучению, — рассказывает руководитель литературно-драматургической части Марийского государственного академического театра оперы и балета Марий Эл Елена Белецкая.
– Дальнейшие отношения будем развивать именно в театральной сфере. Это самое благодатное направление, самое понятное и востребованное. Потому что граждане наших государств через культуру и искусство видят уровень подготовки, уровень спектаклей, – считает заместитель председателя правительства Республики Марий Эл - министр культуры, печати и по делам национальностей Константин Иванов. – В следующем году мы ждем к себе белорусский Большой театр оперы и балета с оперой «Князь Игорь», то есть очень-очень дружим, впереди серьезные планы. Мы сейчас говорим и о драме, поскольку у нас есть фестиваль русских театров, и мы выходим на белорусских коллег, чтобы они также приехали к нам на этот фестиваль.
Еще одна фестивальная площадка, на которой совершенно точно не будут против белорусских участников, — гастрофест «Йошка Еш». Здесь вполне справедливо считают, что путь к сердцу туриста лежит через желудок.
— С этой точки зрения мы уже хорошо сотрудничаем с белорусами. Я убеждена, что белорусская и русская кухни — это неотделимые направления, у нас единый гастрономический предок, — отмечает автор и руководитель всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. — Ну а драники регулярно ребята берут в качестве фестивальной концепции. Это очень удобная форма, базовое блюдо, чтобы представить все российские деликатесы. Вся Россия умещается на белорусском дранике!
Что касается непосредственно марийских кулинарных традиций, то здесь обязательно нужно попробовать подкоголь — что-то вроде вареников с огромным количеством начинок, слоеные блины команмелна, перемечи, они же туаткалы, — вид ватрушки. Ну и шаньги, конечно. Именно они на фото.
На прощанье вам скажут: «Эше толза! — Приходите ещё!». И в этом есть свой смысл. «Попробовать на вкус» всю Марий Эл за один приезд крайне сложно. Будет повод вернуться.
— Мы готовы предложить нашим гостям из Беларуси интересные экскурсионные маршруты и качественный сервис, — говорит глава Марий Эл Юрий Зайцев.
Этим надо воспользоваться.