Разные годы, разные фабрики игрушек бывших республик Советского Союза и совершенно разные по восприятию герои, которых на протяжении десятилетий ставили под домашние елки. Города Калинин, Пушкино, Горький, Ленинград, Брест, Воронеж, Теребовля, Ровно — в коллекции Екатерины более 30 сказочных старцев и их внучек с разными прописками. Главенствуют деды-морозы. В советское время их выпускали куда больше, чем снегурок.
Одни дедушки строгие на вид, другие — простодушные, а третьи — по-детски улыбчивые. Картонные, ватные, из папье-маше, с лицами из прессованных опилок и пластика, в крестьянских тулупах и боярских шубах, в валенках и без. Но все без исключения добрые волшебники, не однажды исполнявшие чьи-то заветные желания!
По собранию Богданович легко проследить историю трансформации этих новогодних героев, которые обосновались в советских домах с конца 30‑х годов прошлого века, — в материалах, дизайне одежды. К слову, поначалу кудесника звали по-разному: и Ёлкич, и Мороз Иванович, и Святочный дед...
Как же это экономиста по образованию занесло в волшебный мир Новогодья?
— На самом деле я с творчеством по жизни, — делится Екатерина. — Мое основное увлечение — украшения из эпоксидной смолы и живых цветов. Когда с первой дочерью пошла в декретный отпуск, тогда смогла этому полностью отдаваться. Рождение второй дочери только закрепило творческие начинания. Вступила в гомельский клуб ремесленников «Чароўныя падарункi». Параллельно со смолой увлеклась созданием елочных ватных игрушек, потому что в нашем доме Новый год — самый любимый праздник. Всегда с елкой, всегда с сюрпризами. А уже после появился интерес и к старинным дедам-морозам. Три года назад с семьей побывали на ретровыставке в Москве. И все — я не смогла пройти мимо. Первым в нашем доме стал дедушка-мороз из ваты, которого выпустили предположительно в 1959 году на Пушкинской фабрике игрушек Подмосковья.
В собрании Екатерины он не только первый, но и самый возрастной из датированных (не на всех игрушках сохранились фабричные бирки). Мастер подмечает, что для своих лет выглядит весьма прилично. Тканевый красный тулуп чуть потерял яркость, слегка поблекли узоры на рукавицах, пожелтела борода. Но зато сохранил лучистый взгляд, родной посох из липы, мешок из гофрированной бумаги.
— Такого не восстанавливать, а сохранять хочется в первозданном виде, — бережно возвращает на «коллекционное» место Екатерина.
Прекрасно выглядит и единственный в коллекции гомельчанки белорусский дед-мороз от Брестской фабрики игрушек 70‑х годов, стоивший тогда 2 рубля 20 копеек. Чисто наш, полешуковский! Весь кругленький, коренастый, нос картошкой, краснощекий и добродушный, с национальным орнаментом на кафтане, при роскошной ватной бороде.
А вот дедушку-мороза, которого в 60‑х выпустили на Воронежской фабрике игрушек, пришлось реанимировать — «переписать» узоры на сорочке, отреставрировать лицо.
— Коллекцию пополняю по одному принципу — по душе. Для меня не имеет значения, какого года, в каком состоянии, — рассказывает мастер. — Даже если игрушки полностью потеряли вид, все равно беру, когда чувствую, что мое. Собственно, так и начала заниматься реставрацией. Иногда попадаются совершенно «разрушенные» дедушки-морозы и снегурочки. Порванная одежда, облупившаяся краска на лицах, сломанные элементы. Здесь уже без восстановления никак.
И это целая наука. Снять внешние и внутренние ватные слои, добраться до основания и максимально точно воспроизвести утраченное. При этом старается сохранить то, какими они были «по природе» своей.
— Когда восстанавливаешь, с головой погружаешься в прошлое. Вскрываешь тулуп, а внутри комковатая серенькая вата в несколько слоев, истончившийся проволочный каркас, дощечки для крепления фигуры к подставке… Тайники не встречались. А вот мышиный лабиринт был.Как-то Екатерина выставила видео процесса возрождения волшебников на своей страничке в соцсетях. И тут же к ней потянулись обладатели домашних дедов-морозов и снегурочек. Кто-то нашел на чердаке, кто-то хранил годами, но из-за ветхости не пользовался. Екатерина берется помочь. По собственному мастеровому опыту убедилась, что восстановить не просто можно, а нужно:
— Я не представляю нашу семейную елку без деда-мороза и снегурочки. Это же что-то незавершенное. Да и как загадывать желания? Хочется такие семейные традиции возрождать и продолжать, потому что они тоже здорово нас объединяют — верой в сказку и чудо, в свет и добро, в ценность искреннего, простого и настоящего.draluk@sb.by