В Беларуси продолжается мониторинг и ремонт уличной сети и автотрасс
25.03.2024 07:41:00
Дмитрий ШАМКО
Визитная карточка любой страны — ее дороги. Ремонт обычно начинают сразу после зимы, учитывают и погоду. В Беларуси приступили к обновлению автомагистралей, путепроводов, городских улиц. Где-то можно обойтись ямочным ремонтом, но есть участки трасс, которые требуют основательного подхода. Принимая недавно кадровые решения, Президент Александр Лукашенко поставил задачу: к 9 мая этого года все дороги в стране должны быть приведены в порядок. Какие ресурсы задействованы для выполнения поручения Главы государства?
Необходимо еще учитывать и качество выполнения работ, которое, к сожалению, бывает разным. Проблему надо рассматривать со всех ракурсов. Госпошлину за допуск к дорожному движению общими усилиями заинтересованных сторон трансформировали в налог, не зависящий от интенсивности эксплуатации транспортного средства, и его собираемость увеличилась в разы. Но и этих денег недостаточно. Если прогнозировать выполнение программы «Дороги Беларуси», то к концу 2025 года объемы их ремонта и реконструкции составят 30—40 процентов от всей потребности. Надо понимать, что если динамика будет отрицательной, то в таком случае этот процесс будет вечным.
Глава государства не случайно постоянно обращает внимание на состояние дорог — от этого зависит не только важная составляющая развития экономики, но и безопасность людей. В Год качества это становится еще более актуальным. Граждане все активнее пользуются личным автотранспортом, численность которого растет с каждым годом. Увеличивается и нагрузка на дорожную сеть, что требует долговечных магистралей. Говоря о перспективах содержания наших дорог и их обслуживании, надо учитывать и то, что требования к состоянию всей дорожной инфраструктуры растут вместе с критериями уровня жизни людей и развитием экономики в целом, считает Игорь Комаровский.
В соответствии с Техническим кодексом контроль за эксплуатационным состоянием и содержанием дорог в населенных пунктах осуществляется при сезонных осмотрах, которые проводятся весной и осенью. В населенных пунктах страны зарегистрировано 79 441 улиц и проездов, площадь дорожного полотна которых составляет почти 300 миллионов квадратных метров. Протяженность улично-дорожной сети достигает 12,5 тысячи километров. В 2023-м отремонтировано около 8 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети, что составило 107 процентов от запланированных объемов. На нынешний год привести конкретные цифры пока нельзя — проводятся весенние осмотры, по результатам которых будет определен объем работ. Стоит отметить, что последний зимний период несколько отличается от остальных, и интенсивные перепады температур приводили к дополнительным дефектам и разрушениям.
В ближайшее время ожидается принятие Государственной инвестиционной программы, которая позволит полностью задействовать все ресурсы дорожных организаций. Всего в текущем году на ремонт и реконструкцию республиканских автомобильных дорог будет направлено около 1,3 миллиарда рублей, что позволит привести в порядок почти 1,7 тысячи километров трасс.
Сейчас у дорожников горячая пора. Подготовка к летнему периоду включает широкий перечень мероприятий: окраску различных элементов и объектов, мачт освещения, ограждений, уборку мусора и остатков противогололедных материалов после зимы и т.д. Традиционно к 9 Мая сеть республиканских дорог полностью соответствует необходимым стандартам. Надеемся, что и в этот раз исключений не будет.
НА МИНСКОМ ПУТИ
По информации ГП «Горремавтодор», с начала года ямочный ремонт выполнен на площади более 50 тысяч квадратных метров. Для устранения выбоин на дорогах столицы работают 13 бригад предприятия. Задействовано 50 единиц техники, около 60 человек трудятся круглосуточно. В нынешнем году запланированы работы на уровне 2023-го.
Так, в планах — заменить 1240 квадратных метров улиц. Кроме того, планируется выполнить около миллиона погонных метров герметизации трещин.
ИК-ЛУЧИ НА СЛУЖБЕ
Учитывать все ракурсы
Роль автомобильных дорог в общей транспортно-логистической системе страны переоценить невозможно. Они магистральные сосуды, которые в огромной степени определяют экономическое и социальное развитие государства, считает эксперт по транспорту и коммуникациям Игорь Комаровский. К вопросам ремонта и поддержания наших дорог в надлежащем состоянии надо подходить разумно и рачительно. Сегодня мы порой концентрируемся на новых материалах и технологиях, но надо учитывать и то, в каких условиях эксплуатируются дороги в нашей стране. Например, как мы обеспечиваем нормы и правила с точки зрения превышения нагрузки на ось? Ведь большинство республиканских дорог строилось и рассчитано под осевую нагрузку 9 тонн, местных — 6 тонн. Сегодня же у значительной части грузовых автотранспортных средств в стране нагрузка на ось достигает 11,5 тонны, и новые дороги должны проектироваться и строиться исходя из этого параметра.Необходимо еще учитывать и качество выполнения работ, которое, к сожалению, бывает разным. Проблему надо рассматривать со всех ракурсов. Госпошлину за допуск к дорожному движению общими усилиями заинтересованных сторон трансформировали в налог, не зависящий от интенсивности эксплуатации транспортного средства, и его собираемость увеличилась в разы. Но и этих денег недостаточно. Если прогнозировать выполнение программы «Дороги Беларуси», то к концу 2025 года объемы их ремонта и реконструкции составят 30—40 процентов от всей потребности. Надо понимать, что если динамика будет отрицательной, то в таком случае этот процесс будет вечным.
Глава государства не случайно постоянно обращает внимание на состояние дорог — от этого зависит не только важная составляющая развития экономики, но и безопасность людей. В Год качества это становится еще более актуальным. Граждане все активнее пользуются личным автотранспортом, численность которого растет с каждым годом. Увеличивается и нагрузка на дорожную сеть, что требует долговечных магистралей. Говоря о перспективах содержания наших дорог и их обслуживании, надо учитывать и то, что требования к состоянию всей дорожной инфраструктуры растут вместе с критериями уровня жизни людей и развитием экономики в целом, считает Игорь Комаровский.
Сезонный контроль
Дороги подвергаются износу, и их регулярный ремонт, а также содержание улично-дорожной сети на должном уровне является необходимым условием для обеспечения безопасности и комфорта движения, отмечает заместитель начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Алексей Филанович. Чаще всего возникают такие проблемы, как трещины, выбоины, ямы, разрушение асфальтового покрытия и другие повреждения. Причиной тому являются интенсивное движение автомобилей и погодные условия, в частности, дождь, снег, морозы. Особенно негативно аукаются резкие перепады температур.В соответствии с Техническим кодексом контроль за эксплуатационным состоянием и содержанием дорог в населенных пунктах осуществляется при сезонных осмотрах, которые проводятся весной и осенью. В населенных пунктах страны зарегистрировано 79 441 улиц и проездов, площадь дорожного полотна которых составляет почти 300 миллионов квадратных метров. Протяженность улично-дорожной сети достигает 12,5 тысячи километров. В 2023-м отремонтировано около 8 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети, что составило 107 процентов от запланированных объемов. На нынешний год привести конкретные цифры пока нельзя — проводятся весенние осмотры, по результатам которых будет определен объем работ. Стоит отметить, что последний зимний период несколько отличается от остальных, и интенсивные перепады температур приводили к дополнительным дефектам и разрушениям.
Реконструкции и инвестиции
В стране насчитывается около 16 тысяч километров республиканских и 70 тысяч километров дорог местного значения. Зимой работники дорожного хозяйства трудились в сложных условиях, так как наблюдались частые переходы среднесуточной температуры воздуха через нулевую отметку, рассказывает заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик. Что касается объектов реконструкции, в этом году планируется ввести участок дороги Р-46 от Лепеля до Полоцка — там сейчас активно ведутся строительные работы. Также ремонтируются участки от Логойска до Плещениц и от Смолевичей до Жодино — в конце 2024-го здесь намечено запустить движение.В ближайшее время ожидается принятие Государственной инвестиционной программы, которая позволит полностью задействовать все ресурсы дорожных организаций. Всего в текущем году на ремонт и реконструкцию республиканских автомобильных дорог будет направлено около 1,3 миллиарда рублей, что позволит привести в порядок почти 1,7 тысячи километров трасс.
Сейчас у дорожников горячая пора. Подготовка к летнему периоду включает широкий перечень мероприятий: окраску различных элементов и объектов, мачт освещения, ограждений, уборку мусора и остатков противогололедных материалов после зимы и т.д. Традиционно к 9 Мая сеть республиканских дорог полностью соответствует необходимым стандартам. Надеемся, что и в этот раз исключений не будет.
НА МИНСКОМ ПУТИ
По информации ГП «Горремавтодор», с начала года ямочный ремонт выполнен на площади более 50 тысяч квадратных метров. Для устранения выбоин на дорогах столицы работают 13 бригад предприятия. Задействовано 50 единиц техники, около 60 человек трудятся круглосуточно. В нынешнем году запланированы работы на уровне 2023-го.
Так, в планах — заменить 1240 квадратных метров улиц. Кроме того, планируется выполнить около миллиона погонных метров герметизации трещин.
ИК-ЛУЧИ НА СЛУЖБЕ
В Могилевской области тестируют новое оборудование для борьбы с ямочностью — инфракрасный нагреватель асфальта «Ря-06». Он действует методом термопрофилирования, что позволяет добиваться хорошего качества ремонта асфальтобетонных покрытий. Установка уже успела доказать свою эффективность и универсальность при выполнении ямочного ремонта, исправлении колейности и восстановлении деформированных участков, выравнивании дорожных обочин и ливневых стоков. Новинка позволяет устранять образовавшиеся дефекты круглогодично. Новое оборудование первыми тестируют кричевские дорожники. В сравнении с традиционными способами инфракрасный нагрев позволяет обходиться меньшим количеством техники, что экономит средства и человеческие ресурсы.
shamko@sb.by
shamko@sb.by