Что включает в себя глобальный режим ядерной безопасности?
21.06.2022 08:32:00
Договорно-правовая база, лучшие практики, привлечение международных экспертов — что включает в себя глобальный режим ядерной безопасности?
Любое негативное явление проще предупредить, чем иметь дело с его последствиями. Именно с такой философией наша страна подошла к развитию столь важного направления, как мирный атом. Более того, эксперты сегодня говорят о том, что Беларусь внедрила все элементы глобального режима ядерной безопасности. Что он включает в себя, как оценивают развитие атомной сферы в нашей стране международные эксперты, какие новые профильные организации заработали на нашей территории в последнее время, узнавала корреспондент «Р».
— Страна является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия, в развитие которого было заключено соглашение между Беларусью и МАГАТЭ о применении гарантий. Кроме того, мы являемся стороной Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. По последним двум документам страна проводит самооценку, которая затем ложится в основу национального доклада. Благодаря размещению на платформе МАГАТЭ документ становится доступным для других стран. Наш доклад изучают, мы также имеем доступ к аналогичным докладам других государств, обмениваемся вопросами. Затем проходят встречи, где идет защита национальных докладов. Так выявляются моменты, требующие совершенствования. Все это — основа глобального режима ядерной безопасности.
К слову, Беларусь 27 июня в Вене на совещании договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами представит очередной национальный доклад о ядерной безопасности, который готовится каждые три года. Но в связи с ковидной ситуацией, обратил внимание заместитель начальника Госатомнадзора, нынешний документ охватит шестилетний период — с 2017-го по 2022 год.
Подчеркнем, за время реализации атомного направления Беларусь много раз прибегала к мнению экспертов МАГАТЭ, причем абсолютно добровольно.
Беларусь 27 июня в Вене на совещании договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами представит национальный доклад о ядерной безопасности.
— Мы, как молодое государство, не так давно вступившее в клуб держав, использующих мирный атом, — акцентировал Александр Докучаев, — использовали практически все консультативные инструменты МАГАТЭ. В частности, у нас дважды была проведена комплексная оценка инфраструктуры ядерной энергетики — в 2012 и в 2020 годах. Затем в 2016-м проходил комплекс оценки регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности — так называемая IRRS-миссия. В 2021-м прошла пост-миссия по результатам предыдущего этапа исследования. В 2017 году проведена оценка станции и внешних воздействий — миссия SEED. В 2018-м по вопросам аварийной готовности реагирования прошла миссия EPREV, в 2019-м по вопросам учета и контроля ядерных материалов — миссия ISSAS, а в прошлом году — миссия по физической защите IPPAS.
По результатам миссий эксперты давали свое заключение с рекомендациями и предложениями. Наши положительные практики впоследствии могут быть предложены МАГАТЭ для имплементации другим государствам, связанным с ядерной энергетикой или регулированием ядерной безопасности.
— Провели стресс-тесты, сделали все в соответствии с требованиями и нормативами ЕС. Помимо национального доклада по итогам замечаний экспертов и нашей самооценки мы создавали и реализовывали национальный план, утверждаемый на уровне Правительства, с указанием перечня мероприятий, направленных на улучшение ситуации. В целом могу сказать, что процесс совершенствования, когда речь идет о вопросах глобальной ядерной безопасности, постоянный. Останавливаться нельзя.
Наша страна по атомной тематике активно сотрудничает в рамках СНГ, рассказала начальник отдела международного сотрудничества Госатомнадзора Наталья Даниленко. В частности, в рамках Союза независимых государств действует комиссия по использованию атомной энергии в мирных целях, участницей которой является и Беларусь. Комиссия, пояснила Наталья Даниленко, занимается различными вопросами, связанными с развитием мирных ядерных технологий и национальных энергетических программ. В их числе координация взаимодействия между органами государственного управления по использованию атомной энергии и регулирующими органами в области ядерной радиационной безопасности. Это развитие и гармонизация нормативно-правовой базы, организация разработки целевых проектов межгосударственных соглашений и других правовых документов по основным направлениям сотрудничества.
— Беларусь регулярно принимает участие в работе комиссии, поскольку она охватывает широкий перечень вопросов, которые в том числе выходят за рамки регулирующей деятельности. Несколько лет назад мы увидели предпосылки и поняли необходимость создания профессиональной площадки для взаимодействия именно по линии регулирующих органов. В мире есть множество прецедентов создания таких профессиональных сообществ: WWER Forum, WENRA, ENSREG. На пространстве СНГ такой структуры не было. Госатомнадзор инициировал ее создание, и эта инициатива была поддержана другими странами — участницами Содружества. После необходимых подготовительных шагов в Санкт-Петербурге в начале этого года на 22-м заседании комиссии СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях создан Совет представителей руководящего уровня органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии государств — участников СНГ. Его председателем на ближайшие два года стала начальник Госатомнадзора Ольга Луговская.
— Мы активно участвуем в подготовке программы развития национальных ядерных инфраструктур государств — участников СНГ и плана мероприятий по ее реализации. Почему вообще возникла необходимость разработать такую программу именно сейчас? Многие страны, в том числе и на пространстве СНГ, хотят развивать ядерную энергетику. А ведь это предполагает не только ядерный объект, который может быть построен поставщиком ядерных технологий, но и целую инфраструктуру ядерной радиационной безопасности — она должна быть создана страной самостоятельно. Здесь у новичков возникает вопрос: а как это сделать? Да, есть документы МАГАТЭ, подробно и четко прописывающие все шаги, но всегда проще проконсультироваться у тех, кто этот путь совсем недавно преодолел. Потому и создается эта программа. В нее будут включены различные направления развития ядерной инфраструктуры, связанные с оценкой национальных потребностей, вопросами ядерной радиационной безопасности, развитием нормативно-правовой базы, кадрового потенциала и обмена опытом в области развития ядерных инфраструктур. Для разработки этой программы создана экспертная группа, куда в том числе вошли представители белорусского регулирующего органа.
Кроме того, в рамках СНГ, акцентировала Наталья Даниленко, была создана базовая организация по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Белорусский регулирующий орган активно с ней взаимодействует. Вопросам обращения с радиоактивными отходами у нас в стране уделяется большое внимание. Так, в конце прошлого года Указом № 427 было принято решение о совершенствовании этой системы, принято решение о необходимости создания национального оператора в системе Минэнерго.
В развитие указа, рассказал начальник управления по обращению с радиоактивными отходами Госатомнадзора Дмитрий Павлов, был запущен ряд проектов, обсуждений с привлечением российской стороны. Активное участие в дискуссии приняли госкорпорация «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Ростехнадзор и другие организации. Вопрос получил широкое обсуждение.
— Сейчас разрабатывается национальная стратегия обращения с радиоактивными отходами. На данной стадии в нее закладываются основы и наше видение этого вопроса. Уже имеется утвержденная стратегия по обращению с радиоактивными отходами БелАЭС. При разработке общей стратегии основной посыл делается на аккумулирование всех вопросов, затрагивающих обращение с радиационными отходами в стране, включая институциональные отходы — от медицинской, научной, производственной деятельности. И российские коллеги оказывают в этом вопросе значительную поддержку.
arteaga@sb.by
Любое негативное явление проще предупредить, чем иметь дело с его последствиями. Именно с такой философией наша страна подошла к развитию столь важного направления, как мирный атом. Более того, эксперты сегодня говорят о том, что Беларусь внедрила все элементы глобального режима ядерной безопасности. Что он включает в себя, как оценивают развитие атомной сферы в нашей стране международные эксперты, какие новые профильные организации заработали на нашей территории в последнее время, узнавала корреспондент «Р».
Мыслим глобально
Глобальный режим ядерной безопасности содержит ряд базовых элементов, рассказал заместитель начальника Госатомнадзора Александр Докучаев. Это развитие и создание договорно-правовой базы, обязательств между странами (конвенции, кодексы); разработка норм безопасности, лучших практик, которые потом можно предлагать к внедрению по всему миру; использование комплекса международных консультативных и оценочных услуг; развитие национальных баз, участие в различных глобальных экспертных сообществах. Беларусь, отметил Александр Докучаев, использует все эти направления:— Страна является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия, в развитие которого было заключено соглашение между Беларусью и МАГАТЭ о применении гарантий. Кроме того, мы являемся стороной Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. По последним двум документам страна проводит самооценку, которая затем ложится в основу национального доклада. Благодаря размещению на платформе МАГАТЭ документ становится доступным для других стран. Наш доклад изучают, мы также имеем доступ к аналогичным докладам других государств, обмениваемся вопросами. Затем проходят встречи, где идет защита национальных докладов. Так выявляются моменты, требующие совершенствования. Все это — основа глобального режима ядерной безопасности.
К слову, Беларусь 27 июня в Вене на совещании договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами представит очередной национальный доклад о ядерной безопасности, который готовится каждые три года. Но в связи с ковидной ситуацией, обратил внимание заместитель начальника Госатомнадзора, нынешний документ охватит шестилетний период — с 2017-го по 2022 год.
Подчеркнем, за время реализации атомного направления Беларусь много раз прибегала к мнению экспертов МАГАТЭ, причем абсолютно добровольно.
Беларусь 27 июня в Вене на совещании договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами представит национальный доклад о ядерной безопасности.
— Мы, как молодое государство, не так давно вступившее в клуб держав, использующих мирный атом, — акцентировал Александр Докучаев, — использовали практически все консультативные инструменты МАГАТЭ. В частности, у нас дважды была проведена комплексная оценка инфраструктуры ядерной энергетики — в 2012 и в 2020 годах. Затем в 2016-м проходил комплекс оценки регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности — так называемая IRRS-миссия. В 2021-м прошла пост-миссия по результатам предыдущего этапа исследования. В 2017 году проведена оценка станции и внешних воздействий — миссия SEED. В 2018-м по вопросам аварийной готовности реагирования прошла миссия EPREV, в 2019-м по вопросам учета и контроля ядерных материалов — миссия ISSAS, а в прошлом году — миссия по физической защите IPPAS.
По результатам миссий эксперты давали свое заключение с рекомендациями и предложениями. Наши положительные практики впоследствии могут быть предложены МАГАТЭ для имплементации другим государствам, связанным с ядерной энергетикой или регулированием ядерной безопасности.
Экспертов много не бывает
Понимая ценность экспертного мнения, Беларусь также тесно сотрудничает с коллегами из стран Европы и СНГ. Например, с Ассоциацией регулирующих органов ядерной безопасности Западной Европы (WENRA). В качестве наблюдателя страна там присутствует с 2015 года. Беларусь развивает взаимодействие и в рамках Форума сотрудничества регуляторов (RCF). Еще один пример сотрудничества — Форум органов регулирования стран, эксплуатирующих водо-водяной энергетический реактор (WWER Forum). С европейской группой регулирующих органов ядерной безопасности ENSREG, отметил Александр Докучаев, наша страна очень тесно работала после проведения стресс-тестов Белорусской атомной электростанции. И это было тоже абсолютно добровольно.— Провели стресс-тесты, сделали все в соответствии с требованиями и нормативами ЕС. Помимо национального доклада по итогам замечаний экспертов и нашей самооценки мы создавали и реализовывали национальный план, утверждаемый на уровне Правительства, с указанием перечня мероприятий, направленных на улучшение ситуации. В целом могу сказать, что процесс совершенствования, когда речь идет о вопросах глобальной ядерной безопасности, постоянный. Останавливаться нельзя.
Наша страна по атомной тематике активно сотрудничает в рамках СНГ, рассказала начальник отдела международного сотрудничества Госатомнадзора Наталья Даниленко. В частности, в рамках Союза независимых государств действует комиссия по использованию атомной энергии в мирных целях, участницей которой является и Беларусь. Комиссия, пояснила Наталья Даниленко, занимается различными вопросами, связанными с развитием мирных ядерных технологий и национальных энергетических программ. В их числе координация взаимодействия между органами государственного управления по использованию атомной энергии и регулирующими органами в области ядерной радиационной безопасности. Это развитие и гармонизация нормативно-правовой базы, организация разработки целевых проектов межгосударственных соглашений и других правовых документов по основным направлениям сотрудничества.
— Беларусь регулярно принимает участие в работе комиссии, поскольку она охватывает широкий перечень вопросов, которые в том числе выходят за рамки регулирующей деятельности. Несколько лет назад мы увидели предпосылки и поняли необходимость создания профессиональной площадки для взаимодействия именно по линии регулирующих органов. В мире есть множество прецедентов создания таких профессиональных сообществ: WWER Forum, WENRA, ENSREG. На пространстве СНГ такой структуры не было. Госатомнадзор инициировал ее создание, и эта инициатива была поддержана другими странами — участницами Содружества. После необходимых подготовительных шагов в Санкт-Петербурге в начале этого года на 22-м заседании комиссии СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях создан Совет представителей руководящего уровня органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии государств — участников СНГ. Его председателем на ближайшие два года стала начальник Госатомнадзора Ольга Луговская.
Учиться и учить
Беларусь не только развивает собственное атомное направление, но и способствует развитию направления в рамках СНГ, рассказала Наталья Даниленко.— Мы активно участвуем в подготовке программы развития национальных ядерных инфраструктур государств — участников СНГ и плана мероприятий по ее реализации. Почему вообще возникла необходимость разработать такую программу именно сейчас? Многие страны, в том числе и на пространстве СНГ, хотят развивать ядерную энергетику. А ведь это предполагает не только ядерный объект, который может быть построен поставщиком ядерных технологий, но и целую инфраструктуру ядерной радиационной безопасности — она должна быть создана страной самостоятельно. Здесь у новичков возникает вопрос: а как это сделать? Да, есть документы МАГАТЭ, подробно и четко прописывающие все шаги, но всегда проще проконсультироваться у тех, кто этот путь совсем недавно преодолел. Потому и создается эта программа. В нее будут включены различные направления развития ядерной инфраструктуры, связанные с оценкой национальных потребностей, вопросами ядерной радиационной безопасности, развитием нормативно-правовой базы, кадрового потенциала и обмена опытом в области развития ядерных инфраструктур. Для разработки этой программы создана экспертная группа, куда в том числе вошли представители белорусского регулирующего органа.
Кроме того, в рамках СНГ, акцентировала Наталья Даниленко, была создана базовая организация по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Белорусский регулирующий орган активно с ней взаимодействует. Вопросам обращения с радиоактивными отходами у нас в стране уделяется большое внимание. Так, в конце прошлого года Указом № 427 было принято решение о совершенствовании этой системы, принято решение о необходимости создания национального оператора в системе Минэнерго.
В развитие указа, рассказал начальник управления по обращению с радиоактивными отходами Госатомнадзора Дмитрий Павлов, был запущен ряд проектов, обсуждений с привлечением российской стороны. Активное участие в дискуссии приняли госкорпорация «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Ростехнадзор и другие организации. Вопрос получил широкое обсуждение.
— Сейчас разрабатывается национальная стратегия обращения с радиоактивными отходами. На данной стадии в нее закладываются основы и наше видение этого вопроса. Уже имеется утвержденная стратегия по обращению с радиоактивными отходами БелАЭС. При разработке общей стратегии основной посыл делается на аккумулирование всех вопросов, затрагивающих обращение с радиационными отходами в стране, включая институциональные отходы — от медицинской, научной, производственной деятельности. И российские коллеги оказывают в этом вопросе значительную поддержку.
arteaga@sb.by