На что нужно обращать внимание, покупая вещи на маркетплейсах, – ликбез от эксперта
25.05.2023 14:12:00
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
Какие нюансы нужно учитывать, чтобы онлайн-шопинг не портил нервы? И какие механизмы предусмотрены для защиты прав тех, кто закупается на маркетплейсах? Ликбез для «Знаменки» провела председатель Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Анна Суша.
– За новомодным словом «маркетплейс» кроется лишь информационный спонсор – площадка, на которой зарегистрированы магазины и индивидуальные предприниматели. И многие потребители допускают ошибку, направляя претензии в адрес нее, а не поставщика. Обращайте внимание, у кого вы приобрели вещь. А на этапе покупки посмотрите, как давно зарегистрирован продавец: вдруг это однодневка?
Сравнивайте цены на одноименный товар. Объяснения из разряда, что вы нашли его где-то дешевле, впоследствии не станут основанием для расторжения договора, даже если изделие не входит в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, которые нельзя обменять.
В момент доставки сложной бытовой или цифровой техники следует убедиться в ее исправности, заостряет внимание Анна Суша:
– Пусть прибор продемонстрируют в действии. Как правило, покупателю всегда предлагают подписать документ о том, что он не имеет возражений. Излишне доверчивый потребитель, уверенный в качестве девайса, при вскрытии упаковки может обнаружить на нем, скажем, вмятины. И как потом докажешь, что они были нанесены ранее, а не в процессе эксплуатации? Поэтому не спешите подписывать бумаги.
![](/upload/iblock/20b/uuuv0qshusb8f2w4ru4br8lctano4e3e.jpg)
Курьер или сотрудник пункта выдачи заказа обязан вручить покупателю документ, подтверждающий стоимость товара. Нелишним будет сохранить чек на время гарантийного срока. Руководство пользователя может отсутствовать на бумажном носителе – его легко найти в интернете.
Если в процессе эксплуатации что-то пошло не так, эксперт советует составить письменную претензию и послать ее по почте:
– Требования потребителя должны удовлетворить за 14 дней. Иначе он вправе обратиться с исковым заявлением в суд и, если понадобится, к нашим специалистам за помощью.
Анна Владимировна приводит пример судебного разбирательства с интернет-магазином:
– Покупатель приобрел варочную поверхность и духовой шкаф, но при установке обнаружил, что изделия друг другу не соответствуют: они просто не работали в тандеме. Магазин отказался пойти навстречу и удовлетворить претензию. Мы составили иск, в результате продавец компенсировал цену варочной поверхности (1280 рублей), выплатил штраф в размере стоимости товара, моральный ущерб и неустойку и возместил расходы БОЗП (355 рублей). Убыток возрос в разы, что, мне кажется, красноречиво говорит об одном: лучше выбрать мирный путь.
Многие потребители предпочитают интернет-площадки из экономии, ведь порой товары на них намного дешевле, чем в стационарных магазинах, замечает Анна Суша:
– И все же рекомендую не соблазняться низкой ценой. Помните народную мудрость: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Выбирая вещь на просторах интернета, следует отдавать себе отчет, где именно вы намерены ее приобрести – в интернет-магазине или в соцсетях. На изделие, купленное, что называется, с рук Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.
В целом законодательство не предусматривает существенных различий для стационарных магазинов и интернет-площадок, резюмирует Анна Суша:
– Действуют одни и те же нормы. Прежде всего Закон «О защите прав потребителей», а также Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» и Гражданский кодекс.
В ТЕМУ
Недавно отдел по защите прав потребителей Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕАЭК представил данные опроса населения стран ЕАЭС о защите прав потребителей в электронной торговле (в нем поучаствовали и граждане Беларуси – 64 процента опрошенных). Согласно исследованию, 95 процентов его участников покупают товары в интернете, 78 – еще и заказывают услуги. Активнее всего участвуют в электронной торговле потребители в возрасте от 26 до 40 лет (45 процентов) и от 41 до 55 (37 процентов).
ЕСТЬ ВОПРОС
Недавно отдел по защите прав потребителей Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕАЭК представил данные опроса населения стран ЕАЭС о защите прав потребителей в электронной торговле (в нем поучаствовали и граждане Беларуси – 64 процента опрошенных). Согласно исследованию, 95 процентов его участников покупают товары в интернете, 78 – еще и заказывают услуги. Активнее всего участвуют в электронной торговле потребители в возрасте от 26 до 40 лет (45 процентов) и от 41 до 55 (37 процентов).
ЕСТЬ ВОПРОС
Почему вы покупаете на маркетплейсах?
![](/upload/iblock/151/zohrp2c5rqvoea2p5il7k6jpolno0mal.jpg)
Валерия Соприх, студентка Белорусского государственного технологического университета:
– Основная причина перехода на онлайн-шопинг – экономия времени. Иногда после учебы не успеваю забежать в торговый центр, а маркетплейсы работают круглосуточно – могу закупиться в любой удобный момент. В виртуальных гипермаркетах найдутся товары на любой вкус: от столовых приборов до бытовой техники. Едва ли обычный магазин способен похвастаться таким ассортиментом. Чаще всего заказываю одежду и декор. Особенно ценю, что есть возможность примерить вещи и обувь и быстро вернуть их, если размер не подошел.
– Основная причина перехода на онлайн-шопинг – экономия времени. Иногда после учебы не успеваю забежать в торговый центр, а маркетплейсы работают круглосуточно – могу закупиться в любой удобный момент. В виртуальных гипермаркетах найдутся товары на любой вкус: от столовых приборов до бытовой техники. Едва ли обычный магазин способен похвастаться таким ассортиментом. Чаще всего заказываю одежду и декор. Особенно ценю, что есть возможность примерить вещи и обувь и быстро вернуть их, если размер не подошел.
![](/upload/iblock/e38/v5l5njyr2x7g647hln4nv0rmxqj4mriu.jpg)
Максим Качайло, студент Гомельского государственного медицинского университета:
– Не раз замечал, что в онлайн-магазинах товары стоят меньше, чем в обычных. Особенно это заметно по книгам: маркетплейсы продают их на 5–10 рублей дешевле. В мою виртуальную корзину обычно попадают одежда, обувь, игрушки, аксессуары для техники. Еще один аргумент в пользу площадок – доставка. Можно всего через пару дней забрать заказ в одном из пунктов самовывоза, которые есть по всему городу, или попросить курьера привезти его домой.
– Не раз замечал, что в онлайн-магазинах товары стоят меньше, чем в обычных. Особенно это заметно по книгам: маркетплейсы продают их на 5–10 рублей дешевле. В мою виртуальную корзину обычно попадают одежда, обувь, игрушки, аксессуары для техники. Еще один аргумент в пользу площадок – доставка. Можно всего через пару дней забрать заказ в одном из пунктов самовывоза, которые есть по всему городу, или попросить курьера привезти его домой.
![](/upload/iblock/f21/v76z5n0xl1hk648fi4shcc16j3qump5n.jpg)
Алина Ткаченко, студентка Минского государственного лингвистического университета:
– Считаю, бродить по торговым центрам в поисках нужных вещей – бесполезное занятие. Зачастую не удается найти то, что хочется, или нет подходящего размера. А онлайн без труда уточнишь наличие изделия сразу, не выходя из дома. К тому же есть функция расширенного поиска: благодаря фильтрам можно настроить тип товара, его цвет, размер, материал. Это значительно экономит время. Еще одно преимущество маркетплейсов – отсутствие надоедливых консультантов, которые пытаются что-то втюхать. Спокойно изучаешь каталог и выбираешь подходящие вещи.
– Считаю, бродить по торговым центрам в поисках нужных вещей – бесполезное занятие. Зачастую не удается найти то, что хочется, или нет подходящего размера. А онлайн без труда уточнишь наличие изделия сразу, не выходя из дома. К тому же есть функция расширенного поиска: благодаря фильтрам можно настроить тип товара, его цвет, размер, материал. Это значительно экономит время. Еще одно преимущество маркетплейсов – отсутствие надоедливых консультантов, которые пытаются что-то втюхать. Спокойно изучаешь каталог и выбираешь подходящие вещи.
derzhanovich@sb.by