Между Житковичами и Туровом взорвали аварийный мост
26.05.2018 08:43:38
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Вчера саперы обрушили часть старого 900–метрового моста между Житковичами и Туровом через реку Припять. Проблемы с путепроводом, напомним, начались в минувшем декабре, когда конструкция 1985 года просела и треснула. Теперь на месте аварийного участка будут установлены новые пролеты.
«Взрывную» операцию специалисты называют уникальной по сложности. Необходимо было разрушить 188 метров железобетонных конструкций, внутри которых находились стальные тросы, и при этом сохранить опоры. Задуманное удалось выполнить с ювелирной точностью.
Сначала в небо взметнулись столбы черного дыма, а потом — ударная волна. Ее даже почувствовали в деревне Борки Житковичского района. Пенсионерка Анна Пешевич, несмотря на плохой слух, взрыв расслышала хорошо:
— Так бабахнуло! Даже окна затряслись. Ну теперь точно должны новый мост построить.
Деревня Борки оказалась ближайшим к взрывной операции населенным пунктом. Но ее спасатели не отселяли — для жителей никакой опасности не было, только оцепили километровую зону. Все рассчитали точно. В мост заложили более тонны взрывчатки, а железобетонные плиты после взрыва сложились на специально насыпанную площадку. Технологию рассказал начальник управления мостового проектирования предприятия «Белгипродор» Олег Вдовин:
— Почему остановились именно на взрыве? В нашей стране, да и у соседей тоже, нет спецтехники для разрушения подобных сооружений. Заряды расположили сверху и снизу перекрытий. Сложность была в том, что это почти 200 метров железобетонной конструкции, внутри которой пучки стальных тросов. Общая масса — 4.000 тонн. Поэтому необходима была синхронная точность, чтобы взрывы фактически разрезали пролетное полотно, а опоры уцелели. Для демонтажа понадобились не только взрывчатка и искусство саперов, но и подготовительные инженерные работы, которые велись несколько месяцев — сдвигали русло Припяти. Судоходный маршрут проложили по «старику», а под мостом насыпали полуостров для сбора строительного мусора и дальнейших монтажных работ.
Для выполнения сложнейшей операции по демонтажу аварийного участка моста были привлечены специалисты центра взрывотехнической службы Республиканского отряда специального назначения МЧС. Все обломки легли в нужный квадрат, похвалил саперов первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Худолеев:
— Задача выполнена успешно, цели — достигнуты. Работа проведена уникальная, соответственно наши специалисты достойно справились с поставленной задачей.
Кстати, причина аварийности оказалась в особенностях экономной постройки советских времен. Вместо металлических несущих конструкций использовались на тот момент новые технологии. Армирующую функцию несли натягивающиеся стальные тросы внутри бетонного основания. Как выяснилось, полости, в которых находились тросы и натягивающие их элементы, не были заполнены бетоном, туда попадала влага, и металл подвергался коррозии. Такая конструкция без проблем простояла всего 32 года. Новая, металлическая, рассчитана на 100 лет, говорит о перспективах главный инженер проекта предприятия «Белгипродор» Людмила Соседкова:
— Аварийная часть разрушена, мусор вывезут, опоры будут обследованы на наличие повреждений, и уже через две недели прибудет первая часть металлоконструкций. Почему мы остановились именно на этом материале? Стальные пролеты в два раза легче бетонных. Это важно еще и потому, что опоры моста расположены на слабых грунтах.
Работа предстоит большая, только одних сварных швов в проекте — два километра. Сделано уже много, но главное еще впереди. У строителей есть 5 месяцев, чтобы соединить берега Припяти. Президент поручил завершить строительство нового моста в Житковичском районе к 7 ноября.
Справка «СБ»
Вместо аварийного моста силами армии экстренно возвели понтонную переправу длиной почти 147 метров. Однако этот путь не решал проблем с движением многотонных фур. Тогда в Пинске начали строить паром. Переоборудовали рудовоз, стоявший на балансе здешнего речного порта. За один рейс такое 70–метровое судно способно принять на борт до 6 фур. Теперь легковушки едут по понтону, а грузовики отдельно, их на пароме тянет буксир. Ежедневная загруженность парома — от 70 до 150 фур. Работает по графику с 6.00 до 21.00 ежедневно. Каждый нечетный час паром отправляется со стороны Житковичей, со стороны Турова — каждый четный. Время в пути между городами увеличилось всего на 20 минут.
galkovsky@sb.by
Фото БЕЛТА.
«Взрывную» операцию специалисты называют уникальной по сложности. Необходимо было разрушить 188 метров железобетонных конструкций, внутри которых находились стальные тросы, и при этом сохранить опоры. Задуманное удалось выполнить с ювелирной точностью.
Сначала в небо взметнулись столбы черного дыма, а потом — ударная волна. Ее даже почувствовали в деревне Борки Житковичского района. Пенсионерка Анна Пешевич, несмотря на плохой слух, взрыв расслышала хорошо:
— Так бабахнуло! Даже окна затряслись. Ну теперь точно должны новый мост построить.
Деревня Борки оказалась ближайшим к взрывной операции населенным пунктом. Но ее спасатели не отселяли — для жителей никакой опасности не было, только оцепили километровую зону. Все рассчитали точно. В мост заложили более тонны взрывчатки, а железобетонные плиты после взрыва сложились на специально насыпанную площадку. Технологию рассказал начальник управления мостового проектирования предприятия «Белгипродор» Олег Вдовин:
— Почему остановились именно на взрыве? В нашей стране, да и у соседей тоже, нет спецтехники для разрушения подобных сооружений. Заряды расположили сверху и снизу перекрытий. Сложность была в том, что это почти 200 метров железобетонной конструкции, внутри которой пучки стальных тросов. Общая масса — 4.000 тонн. Поэтому необходима была синхронная точность, чтобы взрывы фактически разрезали пролетное полотно, а опоры уцелели. Для демонтажа понадобились не только взрывчатка и искусство саперов, но и подготовительные инженерные работы, которые велись несколько месяцев — сдвигали русло Припяти. Судоходный маршрут проложили по «старику», а под мостом насыпали полуостров для сбора строительного мусора и дальнейших монтажных работ.
Для выполнения сложнейшей операции по демонтажу аварийного участка моста были привлечены специалисты центра взрывотехнической службы Республиканского отряда специального назначения МЧС. Все обломки легли в нужный квадрат, похвалил саперов первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Худолеев:
— Задача выполнена успешно, цели — достигнуты. Работа проведена уникальная, соответственно наши специалисты достойно справились с поставленной задачей.
Кстати, причина аварийности оказалась в особенностях экономной постройки советских времен. Вместо металлических несущих конструкций использовались на тот момент новые технологии. Армирующую функцию несли натягивающиеся стальные тросы внутри бетонного основания. Как выяснилось, полости, в которых находились тросы и натягивающие их элементы, не были заполнены бетоном, туда попадала влага, и металл подвергался коррозии. Такая конструкция без проблем простояла всего 32 года. Новая, металлическая, рассчитана на 100 лет, говорит о перспективах главный инженер проекта предприятия «Белгипродор» Людмила Соседкова:
— Аварийная часть разрушена, мусор вывезут, опоры будут обследованы на наличие повреждений, и уже через две недели прибудет первая часть металлоконструкций. Почему мы остановились именно на этом материале? Стальные пролеты в два раза легче бетонных. Это важно еще и потому, что опоры моста расположены на слабых грунтах.
Справка «СБ»
Вместо аварийного моста силами армии экстренно возвели понтонную переправу длиной почти 147 метров. Однако этот путь не решал проблем с движением многотонных фур. Тогда в Пинске начали строить паром. Переоборудовали рудовоз, стоявший на балансе здешнего речного порта. За один рейс такое 70–метровое судно способно принять на борт до 6 фур. Теперь легковушки едут по понтону, а грузовики отдельно, их на пароме тянет буксир. Ежедневная загруженность парома — от 70 до 150 фур. Работает по графику с 6.00 до 21.00 ежедневно. Каждый нечетный час паром отправляется со стороны Житковичей, со стороны Турова — каждый четный. Время в пути между городами увеличилось всего на 20 минут.
galkovsky@sb.by
Фото БЕЛТА.