Губернатор Ульяновской области: мы с Беларусью должны ежегодно увеличивать товарооборот на 30—40 процентов
22.08.2024 08:38:00
Максим КОРОТКИН
В последние два года Беларусь и Ульяновская область смогли вывести сотрудничество на принципиально новый уровень. Стороны запустили несколько важных кооперационных проектов и рассчитывают достичь еще более значительного эффекта в ближайшее пятилетие. О развитии двусторонних связей и перспективах взаимодействия «Р» рассказал губернатор российского региона Алексей Русских.
Фото пресс-службы губернатора Ульяновской области
Встали на крыло
— Алексей Юрьевич, очевидно, что импульс развитию партнерства Беларуси и Ульяновской области придала ваша встреча с Президентом нашей страны в Минске в 2023 году. На ней обсуждался целый ряд совместных проектов и, в частности, взаимодействие в авиационной сфере. На какой стадии это сотрудничество сейчас?
— Действительно, встреча состоялась, и это была очень теплая дружеская беседа. Я рассказал о том, что мы увидели в Беларуси и где могли бы, на наш взгляд, вместе посотрудничать. И одной из таких тем стало кооперационное сотрудничество по производству самолетов ИЛ-76. Мы вышли на кооперацию нашего завода по производству самолетов «Авиастар» с авиаремонтными заводами в Беларуси, это 407-й завод и 558-й завод (Минский завод гражданской авиации № 407 и 558 Авиационный ремонтный завод. — Прим. ред.), на этих предприятиях уже изготавливаются узлы и агрегаты для сборочной линии нашего предприятия.
Александр Григорьевич Лукашенко дал большой импульс этому проекту, поскольку требовалось решение на самом высоком уровне о передаче белорусским партнерам технической документации, ведь речь шла о продукции оборонного значения. Лично Президент России подписывал решение о передаче этой документации, а дальше мы в тесном общении между техническим составом нашего завода и белорусскими специалистами пришли к конкретным договорам, обсудили ценовую политику, подписали контракты.
— В чем заключается заинтересованность ульяновских производителей в работе с белорусами?
— Для выпуска самолета необходимо произвести десятки тысяч узлов и агрегатов, очень большая номенклатура. Мощностей по механической обработке сейчас в России физически не хватает. И в этом ключе два белорусских предприятия, которые я назвал, подключились и помогают сейчас нам осуществлять наши программы. Конечно, этим заводам потребовалось дооснащение, и эти вопросы я также поднимал на встрече с Президентом Беларуси. В настоящее время предприятия закупили необходимое оборудование, есть программа дальнейшего увеличения станочного парка. Я уверен, что все рабочие места и все эти мощности, которые будут созданы на этих предприятиях, будут загружены заказами из России, в том числе из Ульяновска.
Маршруты партнерства
— Еще одна отрасль, которая сейчас требует загрузки в буквальном смысле, — это логистика. Ульяновская область, наверное, как мало какой регион Российской Федерации концентрирует в себе точки логистической сборки грузов и в направлении запад — восток, и в направлении север — юг. Есть ли здесь перспектива сотрудничества с нашей страной?
— Мы действительно большое внимание уделяем созданию новых логистических коридоров с учетом того, что мир кардинальным образом поменялся с февраля 2020 года. Большие логистические пути практически все разрушены. Поэтому огромное внимание уделили именно созданию новых транспортных цепочек. Мы единственный регион, который реализовал проект контейнерного поезда с Китаем, со станцией Чэнду. В Ульяновске ежемесячно не менее двух составов формируется, многие предприятия, в том числе соседних регионов, пользуются этим. В рамках коридора «Север — Юг» работает маршрут, который мы сами организовали, называется он «Средняя Волга — Каспийское море — Персидский залив». Наша цель — чтобы цена этого маршрута (а грузы будут формироваться в Ульяновской области) была минимальной: тем самым мы можем перетянуть на себя грузовые потоки. В этой связи у нас возможна неплохая кооперация с Республикой Беларусь. Потому что белорусским производителям товаров, конечно, нужно выходить на новые рынки. В этом ключе мы уже такие переговоры провели и на уровне руководства республики, и со многими главами регионов Беларуси. Я думаю, что вполне можно было бы развить грузопоток, привлекая белорусских производителей. Это одна из тем для дальнейшего развития наших взаимоотношений.
Время кооперации
— Третье важное направление сотрудничества Беларуси и Ульяновской области — промышленная кооперация. Какие проекты вы бы отметили в первую очередь?
— За последние два года мы уже трижды выезжали в Республику Беларусь нашими бизнес-миссиями, и эти поездки, встречи, которые в их рамках проводились, посещение белорусских предприятий привели к подписанию нескольких десятков договоров о кооперации между ульяновскими и белорусскими производителями. В этой связи можно отметить сотрудничество нашей компании «Автодеталь» с МТЗ по поставкам карданных валов. Сотрудничаем с белорусскими «Интегралом», «Горизонтом» в поставке комплектующих, чипов на заводы, которые у нас в Ульяновской области связаны с радиоэлектроникой, поставки исчисляются уже сотнями миллионов рублей. Компания «Полесье» из города Кобрина буквально за несколько лет создала уникальное мощнейшее производство детской игрушки. Мы, кстати, помогаем им со сбытом в России, посодействовали в переговорах «Полесья» с компанией «Союзмультфильм», сейчас они начинают выпуск игрушек по мотивам мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Также «Полесье» совместно с еще одним белорусским партнером локализовало у нас в Димитровграде производство навесной техники для сельхозоборудования. Одна из наших компаний совместно с МАЗом создала производство прицепов для автомобилей МАЗ. Ведем переговоры с компанией «АМКОДОР» о создании у нас производства строительной техники. То есть кооперация довольно-таки серьезно уже складывается, из года в год товарооборот увеличивается, очень хорошая динамика.
— Вы упомянули о сотрудничестве с «Интегралом» и «Горизонтом». Это фактически реализация союзных программ о развитии микро- и радиоэлектроники, подписанных Беларусью и Россией в прошлом году. Но видите ли вы новые возможности развития сотрудничества в этих сферах?
— Я думаю, что «Горизонт» или другое ваше предприятие, «Дисплей», вполне могли бы освоить продукцию для нашего Ульяновского автомобильного завода в плане поставок панелей и экранов. По чипам, как я сказал, мы уже работаем, в этом году планируем приблизительно на миллиард рублей закупку на «Интеграле». «Горизонт» поставляет продукцию в наши торговые сети, речь идет о телевизорах (объем — около 500—600 миллионов рублей в год) и вполне может увеличиваться. Дальше будем еще смотреть. Наша компания по производству датчиков давления «Мидаус» — инновационная компания, она на ряд предприятий, таких как «Гомсельмаш», уже ведет поставки. У них в работе еще три белорусских предприятия, они обменялись технической документацией, делают опытные партии. Очень большой спектр возможных кооперационных цепочек. Понятно, что все это невозможно реализовать быстро, требуется большая системная работа, но мы уже три года серьезно этим занимаемся, и сейчас появляется ощутимый результат.
— Каким, на ваш взгляд, должно быть сотрудничество Минска и Ульяновска через пять лет, чтобы вы могли сказать, что это время не потрачено зря?
— Я думаю, что из года в год мы должны процентов на 30—40 увеличивать товарооборот. Пока он довольно значительный, но не такой, каким мог бы быть с учетом того, что поставки узлов и агрегатов из Европы у нас сейчас практически не ведутся или ведутся по каким-то сложным схемам. Белорусские компании имеют и компетенции, и качество (я знаю, что этот год Президент объявил Годом качества). У белорусских производителей есть очень большой потенциал, они вполне могли бы быстро освоить то, что производили Германия, Чехия и другие европейские страны. Думаю, есть все необходимые начальные условия. С учетом того, что санкционный пакет продолжает действовать, нам нужно еще более тесно сотрудничать и поддерживать друг друга.
Korotkin@sb.by
Фото из архива «СБ» и БЕЛТА