«Вывози, родимая!»
21.03.2013 17:44:11
Корреспондент «БН» вместе с почтовиками развозила по деревням Барановичского района свежие газеты, пенсии, товары, оказывала услуги по платежам
В НЫНЕШНЕМ году в Беларуси закроются еще почти три сотни стационарных почтовых отделений, им на смену придут 23 передвижных. Как изнутри устроена ежедневная работа пока еще непривычного для жителей глубинки отделения национального почтового оператора? Равноценна ли альтернатива «на колесах» стационарным отделениям на селе? Корреспондент «БН» искала ответы на эти вопросы, проведя день с почтой на колесах в Барановичском районе.
С утра во дворе УОСПа большое количество почтовых автомашин с белой полосой. К специальным платформам задним ходом подъезжают грузовики, широкое люковое окно открывается, и транспортерная лента тащит вверх посылки, коробки, мешки с письмами, товары — словом, все то, что необходимо сельчанам. Машины грузятся даже крупами, мукой и макаронами, разными сладостями. Интересно, а рентабельна ли такая услуга, ведь в деревни еще приезжают автолавки и заезжие коммерсанты-торгаши?
— Товар в грузовиках не залеживается, — подтверждают почтовики. — График автолавок и наших машин не совпадает. А когда торговая точка не стационарная, а приезжая, покупатель нет-нет, а что-то купить забудет. В отдаленных же деревнях почту ждут не меньше, чем автолавку!
СЕГОДНЯ по стране курсируют 136 передвижных почтовых отделений связи. По функциональности и технической оснащенности ПОПС — абсолютно полноценный почтовый офис. Это автомобиль, включающий компьютерную систему, принтер и весовое оборудование для оказания максимального количества почтово-финансовых услуг. Кроме традиционного почтового сервиса — отправки писем, посылок, выписки прессы, — здесь можно оплатить коммунальные услуги, отправить денежный перевод, приобрести различные товары. По своим возможностям мобильные отделения связи равноценны городским.
— В моей родной деревне уговорили едва ли не всех пенсионеров перейти «на карточки», — вторит водитель-почтальон Станислав Волуевич. — Перешли. А через пару месяцев стали отказываться от услуги: банкомата на селе нет, терминала в магазине — тоже.
ТЕМ временем приезжаем в первый пункт назначения — деревню Постаринье. Машина останавливается у дорожного знака с расписанием своей работы, поднимается боковая секция с правого борта, за которой — окошко-витрина. Внутри ПОПСа Надежде Александровне сейчас надо совершить быстро большое количество различных операций: разобрать и
— Но вы же, Станислав Станиславович, шофер? Или еще почтальон на полставки? Зачем вам выполнять не свою работу?
— Да, действительно, помогать своей начальнице я обязан. К тому же таким образом сумеем быстро и своевременно управиться.
…Первый клиент не заставляет себя долго ждать.
— Давно вас в окошко высматриваю, — признается с ходу Людмила Мицкевич, жительница деревни. — А потом думаю: что это светится?..
Пенсионерка кладет деньги на мобильный телефон, платит по квитанции за вывоз мусора, покупает один вафельный батончик к чаю.
— Знаете, когда почту закрыли, так сразу наши все возмущались, а теперь привыкли. Все нормально — и за квартиру платим, и за телефон, очередей нет никаких. Вот только им (кивает на почтовиков. — Прим. автора), наверное, неудобно и холодно в этом грузовичке, — сочувствует Людмила Григорьевна. — Не холодно? Это хорошо…
Кроме оказания услуг на месте, работники ПОПСа еще должны выполнить обычную функцию почтальона — разнести почту по домам. В снежных заносах на деревенских улочках приходится поволноваться. «Вывози, родимая!» — едва ли не хором поддерживают грузовичок почтовики. Зимой синий «гость на колесах» ежедневно делает и еще одну, казалось бы, незаметную услугу — «пробивает» путь в деревеньки, который, случись что, экстренным машинам трудно было бы проложить самим.
ПРИЕЗЖАЕМ в деревню Катминовцы. Здесь паркуемся у здания прежней почты. Сейчас оно закрыто. «Теперь газеты нам доставляет автопочта», — говорит Зинаида Говса, местная жительница.
Из инфраструктуры в деревне осталась молочно-товарная ферма. Местные ребятишки ходят в школу в соседние села — в Молчадь или Гирмантовцы, на выбор. Торговая точка — «гостевая», приезжает трижды в неделю. Сообщение с райцентром, до которого больше двадцати километров, тоже не ахти какое: рейсовый автобус по субботам-воскресеньям ходит утром и вечером, да железная дорога в полутора километрах от деревни. От других опустевших деревушек на маршруте первого ПОПСа Катминовцы отличает только то, что здесь еще остался штатный почтальон. Для Натальи Дерман синий грузовик вроде «офиса», здесь она получает рабочий материал — прессу, конверты, посылки — и отчитывается за проделанную работу, сдавая квитанции и платежи.
— По сданным платежам мне начисляется вознаграждение, становится понятно, что не зря все это время ноги топтала…
— А много ходить приходится?
— Обслуживаю четыре деревни: Мордичи, Зоричи, Кузевичи и Катминовцы. Всего девяносто пенсионеров и пятьдесят с лишним трудоспособных человек. Расстояние не очень большое, прохожу его пешком. Но зимой дороги нечищеные, дворы у пенсионеров заметены, пока сугробы преодолеешь, да еще хуторков много рассеянных друг от друга… К тому же нужно к некоторым старикам и в дом заглянуть, здоровьем поинтересоваться, новостями. В одной деревне старушка лежачая, так ей надо, кроме газет и пенсии, и макарон принести, и сахара, муки. Жду лета, чтобы на велосипед пересесть. А еще со мной уже много лет верный пес Тимошка почту доставляет. Вообще, наша деревня весной оживает — приезжают дачники, у ПОПСа очереди выстраиваются…
Надежда БУТОВИЧ, «БН»
Фото автора
В ТЕМУ
Сегодня в Беларуси функционирует 3590 объектов почтовой связи: 758 городских, 2554 сельских почтовых отделения, 136 передвижных отделений связи и 142 пункта почтовой связи. В 2013 году «Белпочта» продолжит оптимизацию сети своих объектов и приведет ее в соответствие с установленным нормативом. Для чего будут закрыты 278 нерентабельных и низкорентабельных объектов почтовой связи. Вместо них откроются 23 передвижных отделения связи и 7 городских отделений.
Считается, что по производительности один ПОПС способен заменить порядка пяти и более стационарных отделений.