О развитии авиационной отрасли в Беларуси
17.08.2023 08:35:00
Евгений ПУСТОВОЙ
Название материала пафосное. Куда уж?! А если вникнуть, Беларусь вырулила из такой политической турбулентности. И речь не только о мятежном августе 2020‑го. После него что ни месяц, то испытания. И мы держим удар. Третий год. Да так, что обыватель не очень‑то чувствует всю эту турбулентность. Если, конечно, не сидеть с головой в деструктивных каналах и не жить повесткой других стран.
Жировка немецкого бюргера тяжелеет, жизнерадостным итальянским повесам срезают выплаты по безработице, а на утонченного француза даже у Эйфелевой башни могут напасть крысы, а на его даму сердца — мигранты. Это не пропаганда, это реальная картинка.
Украина — в пике. А Россия, как ни странно, на пике: поднялась в топе мировых экономик. А сколько еще резервов! Точно не потолок. Недавняя поездка Президента Беларуси Александра Лукашенко в Национальный аэропорт и на авиационный завод — это как минимум демонстрация: авиационная отрасль страны в форме. Сверхзадача информационной кампании под кодовым названием Ryanair — подрезать крылья Беларуси. Не получилось. Ни стране, ни авиационной отрасли.
Александр Лукашенко часто предвидит исход разных ситуаций. И две полосы не просто блажь. Точно еще понадобятся. В последние годы национальный авиаперевозчик и Национальный аэропорт работают в условиях санкций. Но воздушная гавань страны репейником не поросла — востребована.
И еще одна тема — пассажиропоток: «в» и «из» условной Вены борт мог лететь полупустым, а из условного Ростова — заполненным. Другая особенность: на европейском направлении превалировали белорусы. Нечасто богатые англоязычные инвесторы прилетали с чемоданами денег для вложений в нашу экономику. А вот сейчас, наоборот, паломничество российских гостей к нам. Достаточно выйти вечером в любое людное место Минска или Бреста.
Лукашенко смело заявил о мечте. Покорить новую высоту. Создать отечественный гражданский самолет. С одной стороны, мечта, конечно, заоблачная, а с другой…
Жировка немецкого бюргера тяжелеет, жизнерадостным итальянским повесам срезают выплаты по безработице, а на утонченного француза даже у Эйфелевой башни могут напасть крысы, а на его даму сердца — мигранты. Это не пропаганда, это реальная картинка.
Украина — в пике. А Россия, как ни странно, на пике: поднялась в топе мировых экономик. А сколько еще резервов! Точно не потолок. Недавняя поездка Президента Беларуси Александра Лукашенко в Национальный аэропорт и на авиационный завод — это как минимум демонстрация: авиационная отрасль страны в форме. Сверхзадача информационной кампании под кодовым названием Ryanair — подрезать крылья Беларуси. Не получилось. Ни стране, ни авиационной отрасли.
Приземлились, чтобы пойти на взлет
Первая часть президентской инспекции касалась реконструкции аэровокзала. В Национальном аэропорту Минск две взлетно‑посадочные полосы. Вторая была введена перед проведением Европейских игр в 2019 году. Но и первую поручено не забывать. Держать в идеальном рабочем состоянии. Смысл тот же, что с бронепоездом на запасном пути.В общем, держать все в рабочем, значит, идеальном состоянии — это по‑белорусски. Это элемент, это традиция нашей производственной культуры.Хотелось бы сказать, что тяга к такой порядочности — черта национального характера. Да. Но не всегда. Зачастую это происходит благодаря требовательности Президента. Можете называть это диктатурой порядка.
Александр Лукашенко часто предвидит исход разных ситуаций. И две полосы не просто блажь. Точно еще понадобятся. В последние годы национальный авиаперевозчик и Национальный аэропорт работают в условиях санкций. Но воздушная гавань страны репейником не поросла — востребована.
Заметный рост количества пассажиров и грузопотока. Если сравнивать с первыми шестью месяцами прошлого года, то в этом за аналогичный период «Белавиа» перевезла пассажиров на треть, а грузов на 60 процентов больше.Прирост пассажиропотока и чистой прибыли происходит за счет открытия и возобновления регулярных рейсов во многие города России, а также мегаполисы стран дальней дуги. Катар, ОАЭ, с прошлой недели — Индия. И надо понимать, что в европейских аэропортах национального авиаперевозчика с хлебом‑солью не встречали. Да и европейское обслуживание судов с васильками было недешевым. Аэропорты российских городов более, что называется, доступные.
И еще одна тема — пассажиропоток: «в» и «из» условной Вены борт мог лететь полупустым, а из условного Ростова — заполненным. Другая особенность: на европейском направлении превалировали белорусы. Нечасто богатые англоязычные инвесторы прилетали с чемоданами денег для вложений в нашу экономику. А вот сейчас, наоборот, паломничество российских гостей к нам. Достаточно выйти вечером в любое людное место Минска или Бреста.
Въездной туризм лучше, чем выездной. Выручка приходит в нашу сферу услуг, а раньше мы вывозили валюту из страны.К тому же все больше для себя открывают Беларусь жители экзотических стран и государств дальней дуги. И опасаться засилья выходцев из стран третьего мира не стоит. В Беларуси маслом, вернее дармовыми выплатами, иммигрантский хлеб не намазан. Да и сама стоимость авиабилетов — это уже страховка от представителей неуспешных стран. Летное поле тесного европейского направления и так плотно забито перевозчиками, а восточнее Буга практически вся планета и большая часть населения Земли под шасси самолетов «Белавиа».
Что называется, приземлились, чтобы вновь пойти на взлет. И если не в сторону Запада, то Востока.
Буду рулить
Мы найдем выход из любой ситуации. В беде мы никого не оставим. С такими нарративами Президент обратился к трудовому коллективу авиационного завода. Осваивая диверсификацию производственной деятельности, здесь научились ремонтировать импортные самолеты. Производственные мощности загружены полностью, а доля экспортной выручки — практически 99 процентов.А ведь сам завод либеральные советчики призывали списать. Ладно, оборудование — на металл. А людей? Это же целая школа — компетенция — отрасль.Вовремя вмешался Президент. Потребовал сохранить. Впрочем, как и многие другие предприятия. «Гаспадарчая» философия, как и со второй полосой. Вторая (не по значимости) полоса в отечественном авиастроении — авиационный ремонтный завод в Барановичах. Там уже покоряют новые высоты. Они в союзной программе по созданию отечественного гражданского самолета.
То есть поймали свою птицу счастья. Обмениваются с российскими коллегами опытом и развивают инволюционные производства. Заказы на тысячи деталей. Даже для уникальных летательных аппаратов, например российского гидросамолета Бе‑200, воздушных пожарных машин.И надо понимать, что взлетная полоса для нашего авиастроения была не такой идеальной, как, например, в соседней Украине. Новые фигуры производственного пилотажа разучили уже самостоятельно за годы независимости. В итоге с жесткой санкционной посадкой гражданского авиастроения в Союзном государстве глобальная коалиция «пролетела».
Лукашенко смело заявил о мечте. Покорить новую высоту. Создать отечественный гражданский самолет. С одной стороны, мечта, конечно, заоблачная, а с другой…
Мечтали о своем спутнике, о космонавте в истории суверенной Беларуси и с белорусской пропиской. Сбывается же. Мечты становятся идеями. Идеи — концептами. Оно так и происходит в Беларуси.Символично, что заводчане подарили нашему Президенту самолетный штурвал. Такие только у отечественных машин. Александр Лукашенко пообещал: будет рулить. В нынешних европейских судах стоят джойстики, а процессом управляет по большей части не пилот, а искусственный интеллект. Мне подумалось: так разве только в самолетах?! Алгоритмы прописаны во всем. А вот на высший пилотаж способны только асы.