Если хочется летать: как стать спортсменом-вертолетчиком?
15.08.2019 13:30:00
Сергей ГОЛЕСНИК
На аэродроме «Куковячино» Витебского аэроклуба ДОСААФ прошел 3-й этап Кубка мира по вертолетному спорту. В слаломе и параллельной развозке грузов состязались 19 экипажей из Беларуси, России, Украины, Польши и Чехии. Ми-2 и Robinson R44 с грохотом проносили наполненные водой ведра в узкие ворота и с ювелирной точностью опускали в бочки груз на длинном фале. Выслушав после финиша вердикт судей, пилоты поднимали винтокрылые машины в воздух и галантно «кланялись» друг другу. «Вот бы мне так научиться!» – наверняка думали многие зрители. Интересно, а как стать вертолетчиком? Насколько популярен, доступен и востребован этот вид спорта?
Пилот управляет вертолетом, а оператор – пилотом
Эти вопросы мы задали участникам этапа Кубка мира. В том числе москвичу Сергею Дербасову, девятикратному чемпиону мира по вертолетному спорту, который приехал в Витебск в качестве судьи:
– Я очень хотел стать десантником, но, когда в 1974-м не прошел по конкурсу в воздушно-десантное училище, стал заниматься в ДОСААФ. Хорошо, что тогда в Советском Союзе существовало добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Многим молодым людям оно позволило познакомиться с авиацией, открыло дорогу в небо. Сегодня в России, к сожалению, такого общества нет. Прийти в вертолетный спорт можно, лишь имея солидные деньги.
Беларусь в этом отношении, не сомневается пилот сборной России Юрий Яблоков – абсолютный победитель Кубка мира – 2018, находится в более выгодном положении:
– Я, например, в вертолетный спорт пришел не в юном возрасте. А в Беларуси, где существует ДОСААФ и государство поддерживает этот вид спорта, вижу много молодых экипажей.
Хотя молодость здесь понятие относительное. К примеру, победитель 2-го этапа Кубка мира – 2019 в слаломе белорусский пилот Никита Лаптев во время состязаний в «Куковячино» отметил 30-летие. Для вертолетного спорта это самый-самый возраст:
– Заниматься начал, когда учился в 11-м классе. Сейчас работаю в Витебском аэроклубе летчиком-инструктором. Вертолетный спорт мне очень нравится. Жаль, но слишком популярным назвать его не могу. Приходилось встречать людей, которые о нем вообще ничего не знают!
* * *
Никита вырос в семье авиаторов. Так же, как и его соперник по третьему этапу Кубка мира Владимир Бугаев. Как и 29-летняя Анна Рогожинская, член женского вертолетного экипажа, который тренируется в Витебском аэроклубе:
– Я из династии вертолетчиков Манько. Впервые на аэродром попала, наверное, в года три. В подростковом возрасте уже знала все правила соревнований (на домашнем этапе Кубка мира Анна выступала в роли судьи. – Прим. авт.). В 17 лет я заявила родителям, что хочу летать. Первый самостоятельный полет на Ми-2 – это 12 минут без инструктора. Страшновато, но зато какие классные ощущения: ты сам, без чьей-либо помощи, управляешь мощной винтокрылой машиной! У меня сынишка подрастает. В 4,5 года он уже знает, что такое несущий и хвостовой винты, где балка находится. Он, естественно, хочет стать вертолетчиком!
С сыном Юрия Яблокова происходила такая же история:
– Летать он научился в девять лет. А в десять увлекся игрой на электрогитаре и о небе забыл напрочь. Когда я поинтересовался почему, он честно признался: «Музыкантам на концертах девушки больше аплодируют…»
Ширина ворот в параллельном слаломе – всего 1 метр
Заместитель начальника Витебского аэроклуба Александр Грищенко рассказывает, что, кроме спортивной составляющей, его инструкторы обучают полетам курсантов Военной академии, а также катают людей над Витебском во время обзорных экскурсий:
– Вертолетный спорт интересный, но очень дорогой. Час полета обходится в 1700 рублей! Чтобы научиться летать, нужно пройти 15-часовой курс обучения. И затем ежегодно летать около 30 часов. Знаю, что в Витебске есть желающие стать спортсменами-вертолетчиками, но аэроклуб не может содержать более четырех экипажей. Поэтому набор, как это делают, например, спортивные школы, мы не проводим.
В Витебском аэроклубе летают сегодня на Ми-2, разработанном в СССР почти 60 лет назад. В следующем году ДОСААФ планирует пересадить витебчан на вертолеты Robinson. Винтокрылые машины R44 более легкие, энерговооруженные и поэтому более приспособленные для состязаний. А это значит, что белорусские вертолетчики наверняка смогут закрепить за собой лидирующие позиции в этом виде спорта.
Победит тот, кто быстрее пройдет дистанцию и меньше прольет воды из ведра
На домашнем этапе Кубка мира победу праздновали минчане Александр Центер и Владимир Стриенок. Они выиграли параллельную развозку грузов в классе General. Витебские экипажи в составе Владимира Бугаева и Андрея Рогонова, а также Никиты Лаптева и Владислава Курса поднялись на пьедестал почета в параллельном слаломе (класс Masters). Они серебряные и бронзовые призеры соответственно. А победили россияне Виктор Дегтярь и Петр Васильев. Москвичи Юрий Яблоков и Константин Подойницын также заработали в «Куковячино» высшую награду. В классе Masters они первенствовали в параллельной развозке грузов. Четвертый, решающий этап Кубка мира по вертолетному спорту пройдет в сентябре в Польше.
golesnik@sb.by
Фото автора
Пилот управляет вертолетом, а оператор – пилотом
Эти вопросы мы задали участникам этапа Кубка мира. В том числе москвичу Сергею Дербасову, девятикратному чемпиону мира по вертолетному спорту, который приехал в Витебск в качестве судьи:
– Я очень хотел стать десантником, но, когда в 1974-м не прошел по конкурсу в воздушно-десантное училище, стал заниматься в ДОСААФ. Хорошо, что тогда в Советском Союзе существовало добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Многим молодым людям оно позволило познакомиться с авиацией, открыло дорогу в небо. Сегодня в России, к сожалению, такого общества нет. Прийти в вертолетный спорт можно, лишь имея солидные деньги.
Беларусь в этом отношении, не сомневается пилот сборной России Юрий Яблоков – абсолютный победитель Кубка мира – 2018, находится в более выгодном положении:
– Я, например, в вертолетный спорт пришел не в юном возрасте. А в Беларуси, где существует ДОСААФ и государство поддерживает этот вид спорта, вижу много молодых экипажей.
Хотя молодость здесь понятие относительное. К примеру, победитель 2-го этапа Кубка мира – 2019 в слаломе белорусский пилот Никита Лаптев во время состязаний в «Куковячино» отметил 30-летие. Для вертолетного спорта это самый-самый возраст:
– Заниматься начал, когда учился в 11-м классе. Сейчас работаю в Витебском аэроклубе летчиком-инструктором. Вертолетный спорт мне очень нравится. Жаль, но слишком популярным назвать его не могу. Приходилось встречать людей, которые о нем вообще ничего не знают!
* * *
Никита вырос в семье авиаторов. Так же, как и его соперник по третьему этапу Кубка мира Владимир Бугаев. Как и 29-летняя Анна Рогожинская, член женского вертолетного экипажа, который тренируется в Витебском аэроклубе:
– Я из династии вертолетчиков Манько. Впервые на аэродром попала, наверное, в года три. В подростковом возрасте уже знала все правила соревнований (на домашнем этапе Кубка мира Анна выступала в роли судьи. – Прим. авт.). В 17 лет я заявила родителям, что хочу летать. Первый самостоятельный полет на Ми-2 – это 12 минут без инструктора. Страшновато, но зато какие классные ощущения: ты сам, без чьей-либо помощи, управляешь мощной винтокрылой машиной! У меня сынишка подрастает. В 4,5 года он уже знает, что такое несущий и хвостовой винты, где балка находится. Он, естественно, хочет стать вертолетчиком!
С сыном Юрия Яблокова происходила такая же история:
– Летать он научился в девять лет. А в десять увлекся игрой на электрогитаре и о небе забыл напрочь. Когда я поинтересовался почему, он честно признался: «Музыкантам на концертах девушки больше аплодируют…»
Ширина ворот в параллельном слаломе – всего 1 метр
Заместитель начальника Витебского аэроклуба Александр Грищенко рассказывает, что, кроме спортивной составляющей, его инструкторы обучают полетам курсантов Военной академии, а также катают людей над Витебском во время обзорных экскурсий:
– Вертолетный спорт интересный, но очень дорогой. Час полета обходится в 1700 рублей! Чтобы научиться летать, нужно пройти 15-часовой курс обучения. И затем ежегодно летать около 30 часов. Знаю, что в Витебске есть желающие стать спортсменами-вертолетчиками, но аэроклуб не может содержать более четырех экипажей. Поэтому набор, как это делают, например, спортивные школы, мы не проводим.
В Витебском аэроклубе летают сегодня на Ми-2, разработанном в СССР почти 60 лет назад. В следующем году ДОСААФ планирует пересадить витебчан на вертолеты Robinson. Винтокрылые машины R44 более легкие, энерговооруженные и поэтому более приспособленные для состязаний. А это значит, что белорусские вертолетчики наверняка смогут закрепить за собой лидирующие позиции в этом виде спорта.
Победит тот, кто быстрее пройдет дистанцию и меньше прольет воды из ведра
На домашнем этапе Кубка мира победу праздновали минчане Александр Центер и Владимир Стриенок. Они выиграли параллельную развозку грузов в классе General. Витебские экипажи в составе Владимира Бугаева и Андрея Рогонова, а также Никиты Лаптева и Владислава Курса поднялись на пьедестал почета в параллельном слаломе (класс Masters). Они серебряные и бронзовые призеры соответственно. А победили россияне Виктор Дегтярь и Петр Васильев. Москвичи Юрий Яблоков и Константин Подойницын также заработали в «Куковячино» высшую награду. В классе Masters они первенствовали в параллельной развозке грузов. Четвертый, решающий этап Кубка мира по вертолетному спорту пройдет в сентябре в Польше.
golesnik@sb.by
Фото автора