Более 600 звонков с начала года. С какими проблемами обращаются в Республиканский центр психологической помощи
16.12.2021 13:49:00
«Переживаешь? У тебя есть проблема? Мы всегда рады с тобой поговорить!» – в этом учебном году на обложках школьных дневников появилась яркая картинка с таким текстом, телефоном Республиканского центра психологической помощи и QR-кодом, ведущим на сайт учреждения. Как итог – дети стали чаще обращаться за помощью к специалистам. Мы узнали, какие вопросы поступают на линию психологической поддержки.
Не хочешь представляться – не нужно
Центр психологической помощи был открыт на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в сентябре 2019 года. Тогда же заработала и телефонная линия. О ее востребованности говорят цифры: только с начала года специалистам поступило более 600 звонков, из них около сотни – кризисных, когда человеку нужна помощь немедленно, рассказывает педагог-психолог Алеся Злоцкая:
– Звонки бывают разнообразные. Кто-то звонит ради шутки, а кому-то грозит реальное физическое или иное насилие, подросток принял решение уйти из жизни. К каждому звонку специалисты относятся предельно внимательно.
Помощь по телефону оказывают бесплатно и анонимно. Чтобы установить контакт с ребенком, в начале беседы психолог спрашивает, как к нему обращаться. Позвонивший может назвать любое имя – как свое, так и вымышленное, говорит Алеся Злоцкая:
– Нам звонят дети со всей страны. Многие не знают о том, что помощь можно получить где-то рядом. И если юных жителей Минска мы можем пригласить на консультацию в центр, то тех, кто живет далеко, перенаправляем к коллегам, информируя, что в каждой школе есть педагог-психолог, делимся контактами региональных социально-педагогических центров, где подросток может получить квалифицированную психологическую помощь. Завершая беседу, специалисты напоминают: если вновь возникнут переживания, которыми захочется поделиться, обращайтесь в центр.
И по телефону, и онлайн
Возраст тех, кто звонит на телефонную линию, разный. Но чаще всего за помощью обращаются именно подростки, отмечает психолог:– В основном говорят о конфликтах с родителями, сверстниками и учителями, чуть реже – о несчастной любви. Одна из острых проблем – буллинг. Школьники спрашивают, как реагировать на конфликт, кто может прекратить его, чем помочь пострадавшему. Признаются, что моменты насилия обычно происходят не на глазах у взрослых. Но как сообщить об этом кому-либо, не знают. Ребята опасаются негативных последствий, не хотят, чтобы потом их называли ябедами. Кстати, на сайте центра есть много информации на тему буллинга.
Некоторые несовершеннолетние обращаются к психологам центра не по телефону, а через онлайн-чат на сайте. Главное – чтобы ребенок не оставался наедине со своими волнениями и тревогами, а получил необходимую помощь и поддержку, уверена Алеся Злоцкая:
– Многие подростки тяжело воспринимают какую-либо несправедливость по отношению к себе или своим близким, им мучительно находиться в конфликте с родными или друзьями. Есть дети, которые не знают, как пережить развод родителей, не готовы к появлению нового члена семьи – братика или сестрички.
К специалистам центра обращаются не только дети, но и взрослые. Многие спрашивают, как найти подход к ребенку (особенно подросткового возраста), что делать, если изменилось поведение сына или дочки, как реагировать на ту или иную ситуацию.
Обратиться за психологической помощью можно по номеру (+375-17) 300-10-06.
Телефонная линия работает с 8:30 до 17:30. Звонки принимают десять обученных специалистов.
Доверяете ли вы психологу?
Этот вопрос мы задали ученикам гимназии № 43 Минска.
Иван Жук, 9-й класс:
– Психологам доверяю – пару раз сам обращался по вопросам профориентации. Хотел определиться с будущим и понять, какая сфера ближе, куда лучше поступать. Результаты анкетирования, тестирования и личной беседы со специалистом показали: мне подходит все, что связано с географией. А это, кстати, один из моих любимых предметов. Надеюсь, знания помогут сделать правильный выбор и не ошибиться с профессией.
Елизавета Мухаревская, 10-й класс:
– Мне не доводилось обращаться к психологу, но если такая необходимость возникнет, обязательно пойду к специалисту. Ведь от этого зависит мое психологическое состояние. Своими переживаниями и тревогами обычно делюсь с родными и близкими друзьями. У меня очень доверительные отношения с бабушкой, двоюродными сестрами, тетями. Они помогают мне, подсказывают, как лучше поступить, поддерживают. Школьный психолог проводит интересные занятия, много беседует на различные темы, а еще по рисункам анализирует наше состояние.
– К психологам не обращалась, но доверяю. Думаю, каждый человек, столкнувшийся с серьезными переживаниями, должен решать проблемы со специалистом. В нашей гимназии работает классный психолог. Она проводит различные анкетирования, одно из последних – адаптация в классе. Мы отвечали на вопросы: комфортно ли чувствуем себя в коллективе, с кем дружим, как ведем себя в необычных ситуациях, ощущаем ли эмоциональное выгорание. Интересными были и тесты на тревожность, мотивацию успеха и боязнь неудачи. Все это помогает лучше узнать себя.
Иван Гаврук, 9-й класс:
– Специалистам доверяю однозначно – один раз мне уже помогли. Это было в 4-м классе. Предстояло поступать в гимназию, очень волновался из-за этого. Обратился к психологу, чтобы он помог снять тревожность перед экзаменами. Благодаря консультациям успешно и без лишнего стресса стал гимназистом. Если вдруг буду волноваться и перед выпускными испытаниями, знаю, где искать помощь. Заметил, что в дневниках в этом году появился QR-код и телефон специалистов Республиканского центра психологической помощи. Переходил на сайт, прошел один из тестов. Узнал много интересной информации.++