Сюрпризы погоды
Хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, но вот сюрпризы она может преподнести. Данные Белгидромета свидетельствуют: прошлый год со среднегодовой температурой плюс 8,8 °C (при климатической норме плюс 6,7 °C) был самым теплым годом за все время метеонаблюдений в стране. До этого самым теплым годом считался 2015-й со среднегодовой температурой плюс 8,5 °C. Синоптики предупреждают: больших снежных сугробов этой зимой ждать не стоит. По словам начальника службы метеорологических прогнозов Белгидромета Александра Беганского, маловероятно, что в ближайшее время в стране образуется устойчивый снежный покров:
— Сложилась не совсем типичная синоптическая ситуация для середины зимы. Температурный фон выше климатической нормы в основном на 3—6 градусов. Это не позволяет сформироваться устойчивому снежному покрову. Среднесуточная температура воздуха находится либо в пределах, близких к нулю, либо даже выше нуля. В ближайшей перспективе характер погоды существенно не изменится.
Кто в плюсе
Этой зимой лишь несколько дней лежал тонкий снежный покров, который почти сразу же таял. Поэтому убирать его не пришлось. И коммунальным службам удалось сэкономить приличные деньги. Окончательно расчеты проведут в конце сезона. При этом расчеты показывают, что на уборку снега в одном небольшом городе тратится до нескольких десятков тысяч рублей в год. В сильные снегопады рабочим по комплексной уборке приходится приходить на работу около 3—4 часов ночи, чтобы успеть убрать снег к утру. В отсутствие снега они могут приходить на работу к обычному времени.
В плюсе от погодных сюрпризов и дорожные службы. В снегопад только в Минске единовременно задействуют около 400 единиц специальной техники. На треть сокращен и объем израсходованных реагентов, которые используются на содержание улично-дорожной сети. Всего с начала зимнего периода на обработку дорожных покрытий для устранения скользкости в столице израсходовали 7,8 тысячи тонн песчано-соляных смесей и 10 000 тонн соли. Заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Олег Лукашенко рассказал: в места временного складирования снега вывезено 3,8 тысячи кубических метров снега.
— Для сравнения: за аналогичный период прошлого года израсходовали 29 000 тонн соли и 30,7 тысячи тонн песчано-соляных смесей. В места временного складирования снега вывезли 90 000 кубометров снега.
Теплая погода позволяет сэкономить на ремонте дорог.
Специалисты отмечают: если такая же погода сохранится и далее, то закупленную соль и смеси можно будет использовать на следующий год. К слову, теплая погода в зимнее время позволяет сэкономить не только на реагентах, но и на ремонте дорог. Чаще всего покрытие страдает именно из-за перепадов температур.
В плюсе и перевозчики. Теплая погода позволяет значительно экономить расход топлива в общественном транспорте. И в первую очередь за счет отсутствия необходимости отапливать салоны автобусов, троллейбусов и трамваев. Реже ломается и сама техника. А пассажирам не приходится ждать опаздывающий из-за погодных условий транспорт: перевозчику гораздо проще соблюдать расписание.
Владельцы авто также заметили экономию в своих кошельках. Значительный расход топлива приходится на прогрев машин, а также при пробуксовках из-за снега и грязи.
Бонусы для энергетики
Несмотря на то что отопительный сезон в стране начался довольно рано, в конце сентября, энергетикам удалось значительно сэкономить ресурсы. Как рассказал первый заместитель генерального директора — главный инженер ГПО «Белэнерго» Владимир Бобров, теплая зима позволила энергетической отрасли страны в текущем году снизить на 12,4 процента потребление топливно-энергетических ресурсов. В связи с погодными условиями уменьшилось потребление тепловой и электрической энергии.
— Из-за теплой зимы мы гораздо меньше топлива потребили, чем в аналогичный период прошлого года. В стране уже давно не было января со сплошными положительными температурами. И если сравнить январь 2019 года, когда средняя температура была минус 4,7 °C, то в этом году за 21 день она плюс 1,1 °C, — отметил Владимир Бобров. — Получилось сэкономить чуть более 12 процентов приобретаемых за валюту топливно-энергетических ресурсов, используемых для производства нашей продукции. В целом снизилось потребление электрической энергии на 5,5 процента, а также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18 процентов меньше тепла было отпущено населению и другим потребителям. Это позволяет говорить о том, что государство благодаря теплой зиме в январе этого года затратило на приобретение топливно-энергетических ресурсов для нужд электроэнергетики гораздо меньше средств: сумма экономии эквивалентна 15 млн долларов.
Из-за теплой зимы снизилось потребление электроэнергии на 5,5 процента.
Проверено на себе
Во время подготовки материала задумался: ведь и я меньше стал потреблять энергии на отопление. Тумблер регулятора тепла на батареях в двухкомнатной квартире, где проживают три человека, изредка включался этой зимой на полную мощность. Решил сверить данные в жировках за декабрь 2018 года и декабрь прошлого года. Даже с учетом изменившихся тарифов разница в плате составила более 2 рублей. За нынешний декабрь потрачено 0,4506 Гкал, при этом год назад — 0,5986 Гкал. Итого экономия в масштабах отдельно взятой квартиры — почти 15 процентов.
КСТАТИ
Согласно статистике из-за отсутствия гололедицы снижаются риск и количество дорожно-транспортных происшествий. Около 40 процентов всех ДТП зимой вызваны гололедом и снегопадом. А во время зимней гололедицы в 2 раза увеличивается количество травм.
sichevich@sb.by