Международная конференция «Теория и практика избирательного процесса» прошла в Минске. О чем говорили?
26.05.2023 08:17:00
Светлана ИСАЕНОК
Максим ОСИПОВ
Новые подходы по организации избирательных процессов и работы по невмешательству в них формируются в СНГ
Избирательная кампания — 2024 в Беларуси, можно сказать, стартовала: вчера Минск принимал Международную научно‑практическую конференцию «Теория и практика избирательного процесса», собравшую более 300 представителей научной и педагогической общественности, исполнительных и распорядительных органов, депутатов, аналитиков и экспертов в электоральной сфере, представителей избирательных органов и парламентариев государств — участников СНГ. Организаторами конференции выступили Национальное собрание, ЦИК и Академия управления при Президенте.
— Возомнившие себя властителями мира Соединенные Штаты Америки и так называемый коллективный Запад пытаются вершить судьбу всех стран и народов, уничтожая неугодных, расчищают себе жизненное пространство.
— Итоги буквально любого голосования по своей значимости выходят за пределы сугубо национальной повестки и без преувеличения влияют на будущее мироустройства.
— Именно этим руководствовались депутаты Палаты представителей при обсуждении обновленной Конституции и принятии на ее основе изменений в избирательное законодательство нашей страны. Сохранив все то ценное, что позволяло республике стабильно развиваться на протяжении последних десятилетий, мы не допустили радикальной ломки избирательной системы. С учетом возросшего уровня политической и правовой культуры граждан Избирательный кодекс расширил их права на участие в государственном управлении.
Вместе с тем принятие закона — лишь часть дела, считает он:
— Напомню, до сих пор ОБСЕ так и не выработала прозрачных единых стандартов проведения избирательных кампаний. А во многих странах к западу от Бреста ситуация с организацией выборов вообще не поддается никакой критике.
— Потому что избирательные кампании, к сожалению, используются деструктивными силами для раскачивания ситуации в различных странах, в том числе в Беларуси.
Пришло время выработки и закрепления универсальных международных подходов к наблюдению за избирательным процессом с учетом мирового опыта, в том числе региональных стандартов, убежден Председатель Центризбиркома Беларуси Игорь Карпенко:
— Не секрет, что международное сообщество в виде коллективного Запада пыталось навязать нам свои подходы, некие стандарты. Там содержался тезис о том, что «молодые демократии» в виде постсоветских государств нуждаются в неких указаниях. Это прямое вмешательство во внутренние дела и навязывание своих стандартов.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1. Создание эффективного правового, информационного, финансового и организационно‑технического заслона внешнему вмешательству в электоральный процесс.
2. Принятие необходимых мер, направленных на недопущение использования должностных полномочий выборного лица вразрез с национальными и государственными интересами.
3. Обеспечение безопасности организаторов и участников электорального процесса, предупреждение и профилактика противоправных действий.
4. Международное сотрудничество и создание в глобальном аспекте новой эффективной системы коллективной безопасности, выработка международных стандартов оценки выборов.
osipov@sb.by
isaenok@sb.by
Избирательная кампания — 2024 в Беларуси, можно сказать, стартовала: вчера Минск принимал Международную научно‑практическую конференцию «Теория и практика избирательного процесса», собравшую более 300 представителей научной и педагогической общественности, исполнительных и распорядительных органов, депутатов, аналитиков и экспертов в электоральной сфере, представителей избирательных органов и парламентариев государств — участников СНГ. Организаторами конференции выступили Национальное собрание, ЦИК и Академия управления при Президенте.
Успешные выборы — интернациональная победа
Конечно же, актуальность минского мероприятия объясняется не только предстоящим избирательным циклом, но и реалиями нашего времени. Об этом говорит и представительный состав участников технического, казалось бы, форума, и глобальность оценок, звучавших на нем. Председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила:— Возомнившие себя властителями мира Соединенные Штаты Америки и так называемый коллективный Запад пытаются вершить судьбу всех стран и народов, уничтожая неугодных, расчищают себе жизненное пространство.
На современном этапе в качестве триггера используются избирательные процессы. Кризисы, происходящие в ряде регионов мира, включая и постсоветское пространство, — прямое следствие внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств.Технологии с каждым разом становятся все более агрессивными и изощренными, а последствия — все более разрушительными и труднообратимыми, как это происходит в соседней Украине, констатировала спикер Совета Республики:
— Итоги буквально любого голосования по своей значимости выходят за пределы сугубо национальной повестки и без преувеличения влияют на будущее мироустройства.
Поэтому успешные выборы в любой стране — это, безусловно, интернациональная победа, вклад в укрепление единой неделимой безопасности, стабильности и всеобщего мира.
Допустить нестабильность мы не вправе
Выстоять, сохранить суверенитет и независимость в таких условиях смогут только те государства, где достигнуто подлинное народовластие, обеспечены общественное согласие, гражданский мир и преемственность поколений, подчеркнул на конференции председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко:— Именно этим руководствовались депутаты Палаты представителей при обсуждении обновленной Конституции и принятии на ее основе изменений в избирательное законодательство нашей страны. Сохранив все то ценное, что позволяло республике стабильно развиваться на протяжении последних десятилетий, мы не допустили радикальной ломки избирательной системы. С учетом возросшего уровня политической и правовой культуры граждан Избирательный кодекс расширил их права на участие в государственном управлении.
Вместе с тем принятие закона — лишь часть дела, считает он:
— Все запланированные электоральные процессы должны быть организованы на высочайшем уровне. Те, кому не нравится самостоятельная и сильная Беларусь, постараются использовать любую возможность, чтобы раскачать политическую ситуацию. Допустить такого развития событий мы не вправе.
Настоящее гражданское общество вместо civil society
Как заметил Первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков, участники минской конференции собрались не для того, чтобы обменяться избитыми клише и фразами из либеральных пособий по проведению выборов:— Нас всех объединяет общая цель: сделать так, чтобы выборы, будь то в Беларуси или в любом другом нашем государстве, происходили открыто и честно, в спокойной и демократичной атмосфере. И что очень важно — без вмешательства извне. А их результаты отражали волю народа, способствовали его консолидации, в конечном итоге — поступательному развитию государства.А потому настало время по‑новому взглянуть на все менторские оценки результатов выборов и нашего законодательства, идущие из ключевых европейских политических организаций ряда стран, считает Максим Рыженков:
— Напомню, до сих пор ОБСЕ так и не выработала прозрачных единых стандартов проведения избирательных кампаний. А во многих странах к западу от Бреста ситуация с организацией выборов вообще не поддается никакой критике.
Мы же выборы проводим не для галочки в отчетах ОБСЕ, а для своих стран и народов. Мы в Беларуси к этому давно пришли. У нас легитимность результата избирательной кампании определяет народ и только народ. Не размытое civil society, а настоящее патриотически настроенное гражданское общество.
Конструктивное взаимодействие необходимо расширять
В условиях гибридных войн и геополитического шторма, который мы наблюдаем, избирательные процессы — очень ответственная вещь, подчеркивает ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович:— Потому что избирательные кампании, к сожалению, используются деструктивными силами для раскачивания ситуации в различных странах, в том числе в Беларуси.
Пришло время выработки и закрепления универсальных международных подходов к наблюдению за избирательным процессом с учетом мирового опыта, в том числе региональных стандартов, убежден Председатель Центризбиркома Беларуси Игорь Карпенко:
— Наряду с традиционным участием в работе структур СНГ нам необходимо расширять взаимодействие в рамках Всемирной ассоциации избирательных органов, которая включает в себя 109 стран мира, а также таких авторитетных международных организаций, как ОДКБ, ШОС, БРИКС.На необходимость тесного взаимодействия с конструктивными партнерами обратил внимание в беседе с журналистами на полях конференции и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко:
— Не секрет, что международное сообщество в виде коллективного Запада пыталось навязать нам свои подходы, некие стандарты. Там содержался тезис о том, что «молодые демократии» в виде постсоветских государств нуждаются в неких указаниях. Это прямое вмешательство во внутренние дела и навязывание своих стандартов.
Сегодня на пространстве СНГ формируются новые подходы по международному наблюдению, по общей организации избирательных процессов и работы по невмешательству в них.В связи с этим весьма интересен путь Беларуси по совершенствованию процедуры избирательного процесса, отметил член ЦИК России, декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов:
— Поскольку состоявшаяся у меня накануне встреча с руководителем белорусского ЦИК показала: накоплен очень серьезный опыт. Со своей стороны могу сказать, что за почти 30 лет формирования и развития избирательной системы в России были достигнуты очень серьезные результаты, идущие в плоскости достижения все большей и большей открытости нашей системы для избирателей. Нам есть о чем рассказать коллегам — и мы с радостью поделимся своим опытом.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1. Создание эффективного правового, информационного, финансового и организационно‑технического заслона внешнему вмешательству в электоральный процесс.
2. Принятие необходимых мер, направленных на недопущение использования должностных полномочий выборного лица вразрез с национальными и государственными интересами.
3. Обеспечение безопасности организаторов и участников электорального процесса, предупреждение и профилактика противоправных действий.
4. Международное сотрудничество и создание в глобальном аспекте новой эффективной системы коллективной безопасности, выработка международных стандартов оценки выборов.
osipov@sb.by
isaenok@sb.by