«Вы не поете? У вас красивый голос…»
16.01.2010
«Вы не поете? У вас красивый голос…», — впервые встретившись с Владимиром Шелихиным, спросила Монтсеррат Кабалье
Известному диктору радио и телевидения, великолепному ведущему концертов Владимиру Шелихину исполнилось бы 80 лет. Он умер почти восемь лет назад. Но его прекрасный голос и сегодня помнят все, кто хоть однажды его слышал. Владимир Алексеевич навсегда останется в памяти людей, рядом с которыми он работал. Они любезно согласились поделиться воспоминаниями.
Илья КУРГАН, диктор радио, заслуженный артист Беларуси:
— Я помню, как этот молодой человек приехал из Гомеля, где закончил музыкальное училище. В Минске он поступил в консерваторию и пришел к нам на радио. Я тогда был руководителем группы дикторов. Как мы могли его не принять? Владимир понравился своей интеллигентностью, хотя был из простой семьи. Хорошая дикция, отличный белорусский язык! Шелихин – очень музыкальный человек, из него мог бы получиться прекрасный пианист. Но в училище ему неправильно «поставили» руки, наверное, поэтому он и выбрал другую профессию. Хотя я был на его госэкзамене в консерватории, мне, дилетанту, очень понравилось. Помню, как-то позже услышал в исполнении Рихтера те же произведения, что исполнял Володя, и говорю ему: «У Рихтера получилось лучше!» Он не обиделся, у него было хорошее чувство юмора. Но в любом случае на моем веку Шелихин был самым музыкальным диктором. Не случайно ведь его постоянно приглашали вести концерты великих мастеров в филармонию. Благодаря этому, а позже и телевидению, стал узнаваемым. От других концертмейстеров отличался тем, что выходил без бумажки, у него была великолепная память. Он не мог жить без музыки. Постоянно отпрашивался, чтобы съездить на выступления великих артистов в Москву, Киев.
Были ли у Володи недостатки? Нет. Чуток вздорный был. Но это не мешало работе. Всегда имел свое мнение. Что думал, то и говорил. Да, мы спорили, но вместе находили истину.
Галина ГАРБУК, диктор радио, заслуженная артистка Беларуси:
— Я всегда очень хотела работать на радио. Но там был огромный конкурс: 160 человек на место! Записалась на подготовительные курсы. Первое занятие. Открывается дверь, входит статный, аристократического вида мужчина с тростью. Представляется: «Владимир Шелихин». На завтра второй преподаватель – его жена, женщина божественной красоты Лилия Стасевич. На следующий день – Илья Курган, его голос завороженно слушала вся страна. Я была очарована этими людьми. Тогда дикторы считались элитой, наравне с космонавтами.
Мы потом с Володей много работали. У него была искра божья. Он растворялся в работе, в музыке. Постоянно был в центре музыкальных событий. Переписывался со многими известными артистами, певцами. Иногда приходил счастливый: «Галя, вы знаете, мне ответил тот-то и тот», называл известную фамилию. Показывал мне фотографии с автографами. У него была очень яркая жизнь, он никогда никому не сделал плохо. Это уникальный диктор, уникальный ведущий музыкальных программ, сейчас таких нет.
Вера РОПОТ, диктор телевидения:
— Вместе мы проработали много лет, вели телевизионные новости. Владимир Алексеевич был очень требовательный, строгий. Сам всегда был на сто процентов подготовлен к эфиру и от других того же требовал. Дружить с ним было непросто. Шелихин – очень прямой человек, всегда резал правду. Но с ним считались, ведь он профессионал, каких еще надо было поискать.
Основа его жизни – общение с великими людьми. Он не жалел ни денег, ни здоровья, чтобы съездить на концерт какой-нибудь звезды. Именно от него мы узнавали последние музыкальные новости. Это сегодня включил телевизор – и все узнал. А тогда было очень мало информации. Шелихин всегда с удовольствием делился ею с нами. Помню, в перерывах он садился за рояль в студии и играл Шопена, Грига, других классиков. Мы все за ним тянулись, старались соответствовать, читали какие-то книжки, журналы. Ведь он общался только с теми, кто ему был интересен.
Знаю, что Владимир Алексеевич дружил с Евгенией Скворцовой, с которой они вместе делали цикл «Про музыку от А до Я», это было его любимым детищем. Вообще, он был закрытым человеком, никогда не раскрывал свою душу перед нами, о личной жизни не рассказывал. Но его все безумно любили. У него было множество поклонниц, часто приносили какие-то сувениры. Иногда мы ели торты, которые ему дарили на праздники.
Я как-то принесла на работу маринованные овощи: перцы, баклажаны и т.д. Угостила Шелихина. Он говорит: «Кто бы мне сделал такую вкуснятину?» Я согласилась. Он купил несколько килограммов овощей. Замариновала их, принесла ему где-то семь-восемь готовых баночек, думала, ему до лета хватит. А он через месяц мне говорит: «Не поверишь, я уже все съел». Тема еды у нас часто возникала. Он вспоминал свое голодное детство.
Как-то у нас в студии произошел казус, после которого Владимир Алексеевич сказал: «Сколько буду жить, столько буду рассказывать». Сейчас его уже нет, поэтому, позвольте, я его расскажу. Как-то к нам в студию залетела огромная муха. Шелихин как раз читал зарубежную информацию. Замечу, что тогда новости шли только в прямом эфире. Он долго терпел, пока она летала у него перед носом, а когда я начала читать погоду, стал отмахиваться. Съемочная группа умирала со смеху, в том числе и мы. Хорошо, что новости заканчивались. Но женщина из техконтроля в отчете начальству написала: «Шелихин в прямом эфире махал руками». Но никакого наказания тогда не последовало. У Владимира Алексеевича был железный аргумент: «А что, было бы лучше, если бы муха залетела мне в рот?»
Дмитрий СМОЛЬСКИЙ, композитор, народный артист Беларуси:
— Мы были знакомы много лет. Музыка – это его стихия. На этой почве у нас и завязались теплые отношения. Я любил, когда мои произведения объявлял Шелихин. Он отличался от других тем, что закончил консерваторию, имел специальное образование. Поэтому в филармонии был не случайным человеком. Он радовал не только слух, но и глаз: всегда был подтянут, с улыбкой на устах. Зрители часто аплодировали не только музыкантам, но и ведущему. Смею предположить, что некоторые приходили в филармонию не только музыку послушать, но и Шелихина увидеть.
-----------------------------
Несколько интересных фактов из книги Владимира Шелихина «Сердце помнит…»
· Шелихин был дружен со Святославом Рихтером. Великий пианист в те годы часто выступал в Минске, и практически все его концерты вел Владимир Алексеевич. Приезжая из-за рубежа, маэстро часто делал подарки. «Это вам», — набросит на меня итальянский мохеровый шарфик. То французскую туалетную воду подарит. А однажды достал пестрый сине-черный галстук и, смущаясь, сказал: «Он не очень красивый, но вы наденьте его хоть несколько раз».
Был у нашего героя еще один необычный галстук — красного цвета. Его подарила великая оперная певица Мария Каллас. После смерти Владимира друг семьи Александр Романов передал галстук вместе с другими вещами в Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры.
Зять Владимира Алексеевича (муж дочери Лилии Стасевич) известный актер Роман Филиппов служил в Малом театре в Москве. Это открывало тестю прямую дорогу за кулисы. Там он лично познакомился со многими легендарными актерами, в том числе с Иннокентием Смоктуновским. «По окончании встречи мне, естественно, захотелось получить автограф. Я подсунул мое удостоверение участника конкурса Чайковского. Он выбрал верхнюю часть, еще не заполненную, и во всю ширь расписался большими буквами. Поблагодарив артиста, я пошутил, что когда-нибудь дорого продам мое собрание автографов. Иннокентий улыбнулся своей «смоктуновской» улыбкой и сказал: «Ни х… не дадут».
«Во мне поселился микроб любви к балету», — так автор пишет в одной из глав. Этот вид искусства он стал боготворить после знакомства с Мариной Семеновой. Она первой поставила свой автограф на том самом пресловутом удостоверении Шелихина. Позже он сдружился с Ниной Млодзинской. Но его любимой балериной была Галина Уланова. Правда, до тех пор пока он не познакомился с Майей Плисецкой. Шелихин так сдружился с ее мужем композитором Родионом Щедриным, что тот неоднократно помогал ему достать билеты в Большой театр в Москве.
Владимир Алексеевич был страстным поклонником Монтсеррат Кабалье. В 1996 году великая певица должна была приехать в Минск, билеты на концерт расхватали заранее. Известный концертмейстер стал обивать пороги организаторов, а в один прекрасный день ему сказали: «Мы вас пустим на концерт, но за это вы его проведете!» Так он оказался на одной сцене с Кабалье. Но ему этого было мало. «В антракте иду за автографом. Охрана и близко не подпускает толпу артистов, жаждущих того же. Пухленькая племянница с именем, как у тети, Монтсеррат, вносит и выносит заверенные бесценности. Меня такой вариант не устраивает. Я хочу личного общения, да еще и ручку поцеловать. Толстушка меня впустила — мы ведь из одной свиты». Страстный поклонник сделал несколько комплиментов диве, а та поинтересовалась, поет ли он. «У вас красивый голос», — сказала она.
------------------------------------
На снимке: Владимир ШЕЛИХИН с известным певцом тех лет Борисом ШТОКОЛОВЫМ, который оставил дарственную надпись: «Володе прекрасному от всей души».
Фото: Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры