Ректор БГУ о современных студентах и новой кадровой политике вуза
17.09.2018 23:07:25
Ольга ПАСИЯК
Постоянно меняющийся мир требует перемен и в сфере образования. Особенно непросто в этих условиях университетам, ведь чтобы подготовить хорошего специалиста для завтрашнего дня, уже сегодня нужны новые подходы и методики. Монотонные лекции с пожелтевших конспектов больше не работают: современный студент говорит на другом языке и для продуктивного диалога вузам во всем мире приходится проявлять исключительную гибкость. Но кто он, нынешний первокурсник? И на что делать ставку преподавателю, чтобы оставаться авторитетом в глазах аудитории? Эти вопросы мы задали ректору Белорусского государственного университета Андрею КОРОЛЮ.
— Андрей Дмитриевич, как бы вы охарактеризовали современных студентов? Кто пришел к вам на первый курс?
— К нам пришли ребята амбициозные в хорошем смысле этого слова, креативные и неравнодушные. Такие впечатления не только у меня, но и у деканов факультетов. Если перейти на уровень статистики: результат минувшей вступительной кампании был, пожалуй, наилучшим за историю университета, на многие факультеты проходной балл был выше, чем в предыдущие годы. Это говорит о высоких баллах, которые получили наши абитуриенты. К примеру, на факультете международных отношений теперь учится 400–балльница, и она, кстати, из Пинска. И если провести небольшой анализ, то в этом году к нам поступало больше ребят из регионов с хорошими результатами. Значит, уровень подготовки там очень хороший. Всего же к нам поступили 5.128 студентов, большая часть — на дневную форму обучения.
— Вы часто делаете акцент на том, что важно не сломать амбициозного студента, чтобы у него продолжали гореть глаза. И именно с этой целью стали развивать так называемое креативное образование.
— Да, это действительно важно. Более того, я глубоко убежден, что не только будущее, но и настоящее системы образования за креативностью. И если мы
будем использовать стандартные подходы к содержанию образования (я даже не говорю о формах и методах!), то рискуем оказаться на обочине. И все же это только одна грань — образовательная. Чтобы у студента не погас в глазах огонек, университет должен и другими гранями быть заточен под это. Даже финансово–экономической составляющей: чем больше мы будем генерировать доход от внебюджетной деятельности, включая образовательную, тем больше у нас возможностей удержать интерес студента.
— Такой подход предполагает серьезные перемены и во взглядах преподавателей...
— Разумеется. Быть сегодня просто носителем знаний в последней инстанции и демонстрировать это студенту — я считаю преступным. Должен быть совместный поиск истины, диалогический прием, как повелось еще со времен Сократа, когда студент вовлечен в формирование своей системы знаний, наполняет ее собственным смыслом и содержанием исходя из личных особенностей, целей, задач. Тогда у него появляется возможность смотреть на вещи с разных сторон, тогда появляется толерантность, патриотизм, ведь такой человек — уже не просто сосуд, куда что–то вкладывают, он личность с гражданской позицией. И наивно полагать, как думают некоторые преподаватели, что студенты живут в наше время, это как раз таки мы живем в их время, как метко отметила одна моя коллега.
— Но как это объяснить преподавателю, который привык десятилетиями работать по накатанной?
— Есть такая наука — педагогическая инноватика. Конечно же, нельзя говорить о том, что мы щелкнем пальцами — и завтра все станет по–другому. Если не соблюдать поэтапные шаги внедрения, ничего хорошего мы не добьемся. Здесь нужен комплексный подход, в основе которого — подготовка кадров и повышение их квалификации. Один из значимых результатов нашей работы в данном направлении — мы создали факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, наполнили его программами с новым контентом. Проводим оргдеятельностные семинары. Их смысл основан на «делании», а не «слушании». Через постановку своих целей каждый участник создает свой образовательный продукт и в результате получает и новое содержание, и изменившиеся внутренние качества. Принципиально важно, что каждый делает все сам, изначально адаптирует под свою деятельность, не берет чужое, а создает свое — и на выходе это уже другой преподаватель или руководитель. Зимой мы проводили линейку онлайн–семинаров с участием наших коллег из Гродно, и первый семинар не вызвал особого интереса: мол, мы сами все знаем и умеем, чему тут нас будут учить? Но второй и третий показали совсем другую мотивацию и заинтересованность, и у меня до сих пор спрашивают, будут ли другие подобные семинары. Люди хотят меняться в своей профессии, даже очень авторитетные заведующие кафедрами.
— Не будет хорошего преподавателя — не будет и хорошего студента. Опять–таки ваши слова. Но для продуктивной работы должен быть стимул. Что здесь может предложить университет?
— На протяжении трех месяцев мы вырабатывали и уже полгода у нас действуют новые правила по критериям оплаты труда всех категорий сотрудников. Критерии оценки производительности труда сегодня есть по всем нашим подразделениям, где за премирование отвечают их руководители, а тех, в свою очередь, премирует комиссия. Это все прозрачно и основывается на нашей прибыли.
— Как такая система оценки выглядит для обычного преподавателя?
— В учебной работе это практико-ориентированность и работа с заказчиком кадров, открытие программ дистанционного обучения, креативность
образования. Оценивают и студенты, и, как показывает практика, те, кто свое дело знает, такой оценки не боятся. А если преподаватель ленится, студенты это видят, они ведь пришли в университет за знаниями. В итоге каждый получает по заслугам, исходя из своей производительности труда. Мы уважаем наших заслуженных коллег, но к этому должно прилагаться еще и что сделал человек за год. И работники понимают, каких целей надо достигать, чтобы получать хорошую заработную плату. А еще хочу отметить изменения в работе с резервом кадров, который должен быть живым: мы готовим наших молодых преподавателей к руководящим должностям. Изменив правила оплаты труда, мы начали осознанно подходить к возможности конкуренции сотрудников между собой. За это время у нас поменялся каждый пятый заведующий кафедрой, причем не в результате сокращения, а по понятным вузовским процедурам. Средний возраст новых завкафедрой — 42 года, и это не случайные люди, у них есть ученые степени, они прошли менеджерский отбор. Такая работа с кадрами дает нам и финансовый результат, ведь когда человек мотивирован, он зарабатывает — за первое полугодие внебюджетные доходы университета выросли на 3%. Кадры и финансы — это единая цепочка. Можно сколько угодно разрабатывать креативные программы, но если не будет роста экономических показателей, не будет и той жизненной силы, которая питает университет.
— Не означает ли это, что для университета будет предпочтительнее молодой работник, чем опытный и заслуженный?
— Возраст не имеет значения, главный критерий — результативность. Недавно я продлил контракт завкафедрой, которому 75 лет, при этом он самый успешный с точки зрения привлечения экспортных денег. Скептически воспринимают перемены те, кто не готов двигаться вперед. Но что важно, у многих наших молодых преподавателей начали гореть глаза, потому что появилась возможность работать в университете, двигаться дальше по ступенькам. А ведь мы теряли таких преподавателей, поскольку они просто не видели перспективы.
— Концепция Университета 3.0, о которой сейчас все говорят, подразумевает, что за время учебы в университете студент получит и предпринимательские навыки. То есть задача вуза — максимально помочь выпускнику найти свое место в жизни.
— У нас очень хорошая связь с работодателями. Мы готовим человека, который будет инновационен на рынке труда. Но, на мой взгляд, у нас был разрыв между учебной составляющей и кадровой — распределением выпускников занималась кадровая служба. В итоге учебные программы и планы не в полной мере предусматривали практико–ориентированную составляющую. И здесь тоже произошли важные изменения: мы трансформировали наши учебные управления, сделали более тесной их связь с практикой.
— Есть ли будущее у других форм обучения? Вступительная кампания этого года показала, что у современных абитуриентов востребована сокращенная форма получения образования.
— Нас эта тенденция тоже коснулась. Конкурс 7 — 8 человек на место был среди тех, кто окончил средние специальные учебные заведения. Но основной акцент мы сейчас делаем на дистанционную форму образования. Не потому, что она модная, просто сегодня именно она органично отвечает потребностям рынка, финансово–экономической деятельности вуза и подготовки специалиста.
pasiyak@sb.by
— Андрей Дмитриевич, как бы вы охарактеризовали современных студентов? Кто пришел к вам на первый курс?
— К нам пришли ребята амбициозные в хорошем смысле этого слова, креативные и неравнодушные. Такие впечатления не только у меня, но и у деканов факультетов. Если перейти на уровень статистики: результат минувшей вступительной кампании был, пожалуй, наилучшим за историю университета, на многие факультеты проходной балл был выше, чем в предыдущие годы. Это говорит о высоких баллах, которые получили наши абитуриенты. К примеру, на факультете международных отношений теперь учится 400–балльница, и она, кстати, из Пинска. И если провести небольшой анализ, то в этом году к нам поступало больше ребят из регионов с хорошими результатами. Значит, уровень подготовки там очень хороший. Всего же к нам поступили 5.128 студентов, большая часть — на дневную форму обучения.
— Вы часто делаете акцент на том, что важно не сломать амбициозного студента, чтобы у него продолжали гореть глаза. И именно с этой целью стали развивать так называемое креативное образование.
— Да, это действительно важно. Более того, я глубоко убежден, что не только будущее, но и настоящее системы образования за креативностью. И если мы
— Такой подход предполагает серьезные перемены и во взглядах преподавателей...
— Разумеется. Быть сегодня просто носителем знаний в последней инстанции и демонстрировать это студенту — я считаю преступным. Должен быть совместный поиск истины, диалогический прием, как повелось еще со времен Сократа, когда студент вовлечен в формирование своей системы знаний, наполняет ее собственным смыслом и содержанием исходя из личных особенностей, целей, задач. Тогда у него появляется возможность смотреть на вещи с разных сторон, тогда появляется толерантность, патриотизм, ведь такой человек — уже не просто сосуд, куда что–то вкладывают, он личность с гражданской позицией. И наивно полагать, как думают некоторые преподаватели, что студенты живут в наше время, это как раз таки мы живем в их время, как метко отметила одна моя коллега.
— Но как это объяснить преподавателю, который привык десятилетиями работать по накатанной?
— Есть такая наука — педагогическая инноватика. Конечно же, нельзя говорить о том, что мы щелкнем пальцами — и завтра все станет по–другому. Если не соблюдать поэтапные шаги внедрения, ничего хорошего мы не добьемся. Здесь нужен комплексный подход, в основе которого — подготовка кадров и повышение их квалификации. Один из значимых результатов нашей работы в данном направлении — мы создали факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, наполнили его программами с новым контентом. Проводим оргдеятельностные семинары. Их смысл основан на «делании», а не «слушании». Через постановку своих целей каждый участник создает свой образовательный продукт и в результате получает и новое содержание, и изменившиеся внутренние качества. Принципиально важно, что каждый делает все сам, изначально адаптирует под свою деятельность, не берет чужое, а создает свое — и на выходе это уже другой преподаватель или руководитель. Зимой мы проводили линейку онлайн–семинаров с участием наших коллег из Гродно, и первый семинар не вызвал особого интереса: мол, мы сами все знаем и умеем, чему тут нас будут учить? Но второй и третий показали совсем другую мотивацию и заинтересованность, и у меня до сих пор спрашивают, будут ли другие подобные семинары. Люди хотят меняться в своей профессии, даже очень авторитетные заведующие кафедрами.
— Не будет хорошего преподавателя — не будет и хорошего студента. Опять–таки ваши слова. Но для продуктивной работы должен быть стимул. Что здесь может предложить университет?
— На протяжении трех месяцев мы вырабатывали и уже полгода у нас действуют новые правила по критериям оплаты труда всех категорий сотрудников. Критерии оценки производительности труда сегодня есть по всем нашим подразделениям, где за премирование отвечают их руководители, а тех, в свою очередь, премирует комиссия. Это все прозрачно и основывается на нашей прибыли.
— Как такая система оценки выглядит для обычного преподавателя?
— В учебной работе это практико-ориентированность и работа с заказчиком кадров, открытие программ дистанционного обучения, креативность
— Не означает ли это, что для университета будет предпочтительнее молодой работник, чем опытный и заслуженный?
— Возраст не имеет значения, главный критерий — результативность. Недавно я продлил контракт завкафедрой, которому 75 лет, при этом он самый успешный с точки зрения привлечения экспортных денег. Скептически воспринимают перемены те, кто не готов двигаться вперед. Но что важно, у многих наших молодых преподавателей начали гореть глаза, потому что появилась возможность работать в университете, двигаться дальше по ступенькам. А ведь мы теряли таких преподавателей, поскольку они просто не видели перспективы.
— Концепция Университета 3.0, о которой сейчас все говорят, подразумевает, что за время учебы в университете студент получит и предпринимательские навыки. То есть задача вуза — максимально помочь выпускнику найти свое место в жизни.
— У нас очень хорошая связь с работодателями. Мы готовим человека, который будет инновационен на рынке труда. Но, на мой взгляд, у нас был разрыв между учебной составляющей и кадровой — распределением выпускников занималась кадровая служба. В итоге учебные программы и планы не в полной мере предусматривали практико–ориентированную составляющую. И здесь тоже произошли важные изменения: мы трансформировали наши учебные управления, сделали более тесной их связь с практикой.
— Есть ли будущее у других форм обучения? Вступительная кампания этого года показала, что у современных абитуриентов востребована сокращенная форма получения образования.
— Нас эта тенденция тоже коснулась. Конкурс 7 — 8 человек на место был среди тех, кто окончил средние специальные учебные заведения. Но основной акцент мы сейчас делаем на дистанционную форму образования. Не потому, что она модная, просто сегодня именно она органично отвечает потребностям рынка, финансово–экономической деятельности вуза и подготовки специалиста.
pasiyak@sb.by