Почему в стране исчезают специализированные магазины по продаже бывших в употреблении вещей, и что придет им на смену
03.10.2019 21:50:17
Вероника МАЛЫЩИЦ
Онлайн-шопингом уже давно никого не удивить. Сегодня в интернете можно купить или продать практически все. А ведь еще несколько лет назад надоевшее платье или бабушкину соковыжималку мы сдавали на комиссию в специализированные магазины. Комиссионки существуют и до сих пор, но с каждым годом их число стремительно падает. Корреспондент «Р» выясняла, за счет чего, несмотря на жесткую конкуренцию, такие магазины еще держатся на плаву, кто пользуется их услугами и есть ли у них возможность выжить на рынке.
Магазин берет комиссионный сбор в размере 30 процентов. Оставшуюся часть получает тот, кто сдал товар.
Сложности судьбы
Бывшие в употреблении вещи сегодня скупают или берут на условиях комиссионного сбора около 30 организаций в Минске. Причем истинных комиссионок немного, сосчитать хватит пальцев одной руки. Можно сказать, произошла своего рода эволюция: на рынке стало больше универсальных магазинов, куда можно принести вещь, но не ждать ее продажи, а сразу получить вознаграждение. Правда, речь идет о таких товарах, как телефоны, компьютерная и бытовая техника, автомобили и даже музыкальные инструменты.
В комиссионном магазине на улице Ванеева уже 27 лет принимают и продают мебель. Старинный интерьер с лепниной на потолочном плинтусе, вывеска над дверью «Мебель», которая не менялась, кажется, с начала 2000-х… Торговая точка известна не только жителям района. За дешевой мебелью сюда приезжают из других городов. Директор магазина Александр Дударь с ходу перечисляет: Орша, Несвиж, Червень, Смиловичи, Клецк и так далее. Он хозяйствует около года. Предыдущие владельцы обанкротились.
Вещи на комиссию здесь принимали всегда, менялся лишь ассортимент. Сегодня продаются только мебель, предметы интерьера, бытовая техника. Магазин берет комиссионный сбор в размере 30 процентов. Оставшуюся часть получает тот, кто сдал товар.
Услугой пользуется действительно много людей: порой на сдачу вещей выстраивается очередь. Уместить все в магазине никак не получается. Только старые, изжившие свой век секции-шкафы отнимают львиную долю площади. Из квартир их всячески стараются вытеснить, поэтому в магазине они частые гости. Раскупают такую мебель быстро: товары за 60 рублей в основном берут для дачи.
— Спрос на дешевые товары в этом сегменте есть. Часто приходят студенты, многодетные семьи. Где еще можно найти табуретку за 10 рублей и стол с четырьмя стульями за 90—100 рублей? Недешево сегодня обходятся кухни, а у нас шкафчик взять можно за 40 рублей. Стиральную машину — в среднем за 250 рублей, — рассказывает директор.
Привозят сюда и новую мебель. Например, если подвели ее габариты и в квартире или доме места не нашлось. Цены, соответственно, на такие товары выше: диван обойдется в 850 рублей, комод — в 900 рублей. Однако продажа может растянуться не на один месяц. Недавно мужчина привез две на вид раритетные тумбочки, по сто рублей за каждую. Продавцы махнули рукой — пусть стоят, хотя доля вероятности продать их минимальна.
Иногда в магазин вхожи те, кто специально занимается скупкой старых вещей. «Если некоторую мебель, которую нам сдают, отреставрировать, например секцию из натурального дерева, цена вырастет в разы. А у нас она стоит 40 рублей», — констатирует продавец.
Помещение, в котором располагается магазин, принадлежит Минскому горисполкому. Александр Николаевич рассказывает:
— Арендная плата вносилась всегда своевременно и в полном объеме. На данный момент мы в плюсе, потому что в этом году коэффициент арендной платы 1,0. В прошлом был 1,1, что привело к убыткам на 27,7 тысячи рублей. В следующем году по договору ставка должна быть 1,6. Дважды обращаться за снижением нельзя. Соответственно, придется повышать комиссионный сбор до 60 процентов. В таком случае, точно знаю, сюда никто не придет. При таком повороте событий, видимо, придется переквалифицироваться и продавать только новую мебель.
Качественное пианино продано за 60 рублей.
Эпоха возрождения?
Обилие магазинов секонд-хенд не устрашило владельца комиссионного магазина детских товаров Андрея Старцева. На рынке он единственный в этой нише. Два года назад появилась идея открыть собственный комиссионный магазин по банальной причине:
— У меня двое маленьких детей. Им сейчас шесть лет. Дети, как известно, растут очень быстро, и вещи приходится обновлять чуть ли не каждые полгода, на что родители тратят существенную долю заработка. Выбросить, подарить, продать их самостоятельно — у каждого свой путь, а у вещи — судьба.
Площадки объявлений в интернете дают возможность самостоятельно продать товар: фотографируешь, пишешь описание, указываешь цену. На этом работа не заканчивается: придется отслеживать продвижение такого объявления, на что не всегда найдутся время и деньги на рекламу. В случае когда времени нет, а заработать хочется, отдают вещи в магазин Андрея на комиссию. Условия: 50 процентов от стоимости при продаже забирает магазин. Поток товара очень большой. Галина, здешний продавец, не сразу прикидывает, сколько в месяц приносят вещей. По примерным оценкам, около 1000 единиц:
— Сейчас очень выборочно подходим к приему вещей. Во-первых, по сезонности. Во-вторых, они должны быть качественными. «Тряпочки» не принимаем, потому что экономически нецелесообразно завешивать магазин дешевыми товарами по 2 рубля. Хотя изначально и так было. В основном берем на комиссию обувь, верхнюю одежду, автомобильные детские кресла, самокаты, игрушки — все это продается очень быстро.
Галину отвлекает звонок женщины. «Рубашки не нужны, а свитерочки теплые, хорошие приносите, комбинезоны на зиму», — предупреждает она по телефону. По ее словам, в день может поступать и по 10 звонков. Вещи здесь принимают чистые, после глажки, без специфического запаха. Законодательство вводит ограничения по ассортименту. Нельзя продавать нижнее белье, чулочно-носочные изделия. Их возьмут только новыми. Кстати, около 30 процентов ассортимента — акционные товары различных магазинов и производителей. Они меняют коллекцию и избавляются таким образом от ненужных вещей.
Комиссионный магазин детских товаров принимает вещи очень выборочно.
Сэкономим на выборке
Цены в детской комиссионке отличаются от среднестатистических магазинных примерно в два раза. Оценка товара происходит так: в интернете находят аналогичный или похожий товар, узнают его стоимость. Если в обычной торговой точке новая куртка стоит 70—80 рублей, бэушная продается за 15—20 рублей.
— Комиссионная торговля через интернет запрещена, платежи через расчетную систему нельзя проводить. Но у нас есть сайт, на котором мы выставляем товар. Потребители могут выбрать что-либо и заказать доставку, забронировать вещи, — рассказывает директор магазина.
На продвижение сайта Андрей тратит 60 рублей в месяц. Говорит, сумма чисто символическая. Упор делает на рекламные акции: фирменные бумажные пакеты, воздушные шары и другое. Кстати, на каждой вещи есть этикетка с указанием цены, артикула, размера. За полтора года работы прогресс в продажах наблюдается, хотя развитие по-прежнему идет медленно. Особой популярностью (возможно, из-за отсутствия полноценной рекламы) магазин Андрея не пользуется. «Все-таки родители стремятся детям покупать все самое лучшее», — предполагает он. Покупательского бума нет. Вещами для взрослых Андрей заниматься не хочет. Говорит, пока нужно «раскрутить» это дело. Но предприниматель не отчаивается и строит планы на будущее:
— Хотим полностью избавиться от дешевых товаров, принимать на комиссию исключительно добротные вещи, которые можно носить несколько сезонов. Около 30—50 процентов акционных вещей планируем брать у белорусских производителей. Уже начали работать с фабриками в Молодечно, Витебске, Лиде.
Разумное потребление
Будем честны: продать абсолютно все свои ненужные вещи вряд ли удастся. Разве что самым отчаянным и терпеливым.
В конце августа в одном из столичных торговых центров установили полку ненужных вещей. Каждый может принести «за спасибо» и вверить их судьбу инициатору кампании — благотворительному проекту «КаліЛаска». Он призван заниматься сбором, сортировкой, переработкой вещей и 95 процентов передавать в благотворительные организации и социальные учреждения. Руководитель проекта Наталья Горячая делится некоторыми выводами о работе точки сбора в торговом центре:
— В неделю с нее привозят 200—400 килограммов одежды. Сейчас мы разрабатываем дальше такую систему сбора вещей, типовую для разных организаций. Пока что приходится каждый подобный проект прорабатывать индивидуально, что накладно и юридически, и логистически.
Проект функционирует с 2013 года и с каждым годом растет. Последние пару лет в геометрической прогрессии. Наталья предполагает, что причиной тому — интерес к экологии, медленной моде. Особенно популярен проект среди молодежи. Она более восприимчива к идее разумного потребления, у нее другие моральные и этические принципы. «Сейчас у проекта пик развития. Если первые годы в инстаграм у нас было 1,2 тысячи подписчиков, то сегодня их 12 тысяч», — делится Наталья.
Вещи здесь принимают 2—3 раза в неделю, в один приемный день поступает 5—7 тонн. По словам Натальи, объема вещей хватает. И с удовольствием ограничились бы тем, что есть, в противном случае нужно больше пространства и работников:
— Очень надеюсь, что будут появляться похожие на наш проекты, так как быть единственными, кто обслуживает большой город, тяжело. К нам уже поступают требования брать все вещи абсолютно у всех. Но для этого нужно, чтобы люди более ответственно относились к ним.
КОМПЕТЕНТНО
Спрос идет в рост
В МАРТ констатируют возросший спрос на товары, бывшие в употреблении
По информации управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), установлен запрет на продажу бывших в употреблении предметов личной гигиены, изделий медицинского назначения, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии, изделий швейных и трикотажных бельевых, чулочно-носочных изделий, корсетных изделий, товаров для новорожденных, постельного белья, игрушек, посуды разового использования.
Особенности продажи бывших в употреблении непродовольственных товаров, принятых по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию, регулируются Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совмина № 744. При этом в действующем законодательстве нормативный термин «бывшие в употреблении товары» не определен. Вместе с тем, как показала правоприменительная практика, установившаяся в деловом обороте, введение такого термина не требуется.
— В последние годы комиссионные магазины утратили популярность, так как для реализации бывших и не бывших в употреблении товаров, годных для дальнейшего использования, граждане все чаще прибегают к услугам электронной торговли через интернет-площадки, — комментируют в МАРТ. — Наблюдается тенденция увеличения ввоза в страну бывших в употреблении товаров, что свидетельствует о повышении спроса покупателей на такую продукцию. Коме того, в стране созданы равные условия для ведения бизнеса, и в условиях свободной конкуренции субъекты хозяйствования вправе открывать магазины различных видов и типов, включая комиссионные и секонд-хенд.
malyshchyts@sb.by
Магазин берет комиссионный сбор в размере 30 процентов. Оставшуюся часть получает тот, кто сдал товар.
Сложности судьбы
Бывшие в употреблении вещи сегодня скупают или берут на условиях комиссионного сбора около 30 организаций в Минске. Причем истинных комиссионок немного, сосчитать хватит пальцев одной руки. Можно сказать, произошла своего рода эволюция: на рынке стало больше универсальных магазинов, куда можно принести вещь, но не ждать ее продажи, а сразу получить вознаграждение. Правда, речь идет о таких товарах, как телефоны, компьютерная и бытовая техника, автомобили и даже музыкальные инструменты.
В комиссионном магазине на улице Ванеева уже 27 лет принимают и продают мебель. Старинный интерьер с лепниной на потолочном плинтусе, вывеска над дверью «Мебель», которая не менялась, кажется, с начала 2000-х… Торговая точка известна не только жителям района. За дешевой мебелью сюда приезжают из других городов. Директор магазина Александр Дударь с ходу перечисляет: Орша, Несвиж, Червень, Смиловичи, Клецк и так далее. Он хозяйствует около года. Предыдущие владельцы обанкротились.
Вещи на комиссию здесь принимали всегда, менялся лишь ассортимент. Сегодня продаются только мебель, предметы интерьера, бытовая техника. Магазин берет комиссионный сбор в размере 30 процентов. Оставшуюся часть получает тот, кто сдал товар.
Услугой пользуется действительно много людей: порой на сдачу вещей выстраивается очередь. Уместить все в магазине никак не получается. Только старые, изжившие свой век секции-шкафы отнимают львиную долю площади. Из квартир их всячески стараются вытеснить, поэтому в магазине они частые гости. Раскупают такую мебель быстро: товары за 60 рублей в основном берут для дачи.
— Спрос на дешевые товары в этом сегменте есть. Часто приходят студенты, многодетные семьи. Где еще можно найти табуретку за 10 рублей и стол с четырьмя стульями за 90—100 рублей? Недешево сегодня обходятся кухни, а у нас шкафчик взять можно за 40 рублей. Стиральную машину — в среднем за 250 рублей, — рассказывает директор.
Привозят сюда и новую мебель. Например, если подвели ее габариты и в квартире или доме места не нашлось. Цены, соответственно, на такие товары выше: диван обойдется в 850 рублей, комод — в 900 рублей. Однако продажа может растянуться не на один месяц. Недавно мужчина привез две на вид раритетные тумбочки, по сто рублей за каждую. Продавцы махнули рукой — пусть стоят, хотя доля вероятности продать их минимальна.
Иногда в магазин вхожи те, кто специально занимается скупкой старых вещей. «Если некоторую мебель, которую нам сдают, отреставрировать, например секцию из натурального дерева, цена вырастет в разы. А у нас она стоит 40 рублей», — констатирует продавец.
Помещение, в котором располагается магазин, принадлежит Минскому горисполкому. Александр Николаевич рассказывает:
— Арендная плата вносилась всегда своевременно и в полном объеме. На данный момент мы в плюсе, потому что в этом году коэффициент арендной платы 1,0. В прошлом был 1,1, что привело к убыткам на 27,7 тысячи рублей. В следующем году по договору ставка должна быть 1,6. Дважды обращаться за снижением нельзя. Соответственно, придется повышать комиссионный сбор до 60 процентов. В таком случае, точно знаю, сюда никто не придет. При таком повороте событий, видимо, придется переквалифицироваться и продавать только новую мебель.
Качественное пианино продано за 60 рублей.
Эпоха возрождения?
Обилие магазинов секонд-хенд не устрашило владельца комиссионного магазина детских товаров Андрея Старцева. На рынке он единственный в этой нише. Два года назад появилась идея открыть собственный комиссионный магазин по банальной причине:
— У меня двое маленьких детей. Им сейчас шесть лет. Дети, как известно, растут очень быстро, и вещи приходится обновлять чуть ли не каждые полгода, на что родители тратят существенную долю заработка. Выбросить, подарить, продать их самостоятельно — у каждого свой путь, а у вещи — судьба.
Площадки объявлений в интернете дают возможность самостоятельно продать товар: фотографируешь, пишешь описание, указываешь цену. На этом работа не заканчивается: придется отслеживать продвижение такого объявления, на что не всегда найдутся время и деньги на рекламу. В случае когда времени нет, а заработать хочется, отдают вещи в магазин Андрея на комиссию. Условия: 50 процентов от стоимости при продаже забирает магазин. Поток товара очень большой. Галина, здешний продавец, не сразу прикидывает, сколько в месяц приносят вещей. По примерным оценкам, около 1000 единиц:
— Сейчас очень выборочно подходим к приему вещей. Во-первых, по сезонности. Во-вторых, они должны быть качественными. «Тряпочки» не принимаем, потому что экономически нецелесообразно завешивать магазин дешевыми товарами по 2 рубля. Хотя изначально и так было. В основном берем на комиссию обувь, верхнюю одежду, автомобильные детские кресла, самокаты, игрушки — все это продается очень быстро.
Галину отвлекает звонок женщины. «Рубашки не нужны, а свитерочки теплые, хорошие приносите, комбинезоны на зиму», — предупреждает она по телефону. По ее словам, в день может поступать и по 10 звонков. Вещи здесь принимают чистые, после глажки, без специфического запаха. Законодательство вводит ограничения по ассортименту. Нельзя продавать нижнее белье, чулочно-носочные изделия. Их возьмут только новыми. Кстати, около 30 процентов ассортимента — акционные товары различных магазинов и производителей. Они меняют коллекцию и избавляются таким образом от ненужных вещей.
Комиссионный магазин детских товаров принимает вещи очень выборочно.
Сэкономим на выборке
Цены в детской комиссионке отличаются от среднестатистических магазинных примерно в два раза. Оценка товара происходит так: в интернете находят аналогичный или похожий товар, узнают его стоимость. Если в обычной торговой точке новая куртка стоит 70—80 рублей, бэушная продается за 15—20 рублей.
— Комиссионная торговля через интернет запрещена, платежи через расчетную систему нельзя проводить. Но у нас есть сайт, на котором мы выставляем товар. Потребители могут выбрать что-либо и заказать доставку, забронировать вещи, — рассказывает директор магазина.
На продвижение сайта Андрей тратит 60 рублей в месяц. Говорит, сумма чисто символическая. Упор делает на рекламные акции: фирменные бумажные пакеты, воздушные шары и другое. Кстати, на каждой вещи есть этикетка с указанием цены, артикула, размера. За полтора года работы прогресс в продажах наблюдается, хотя развитие по-прежнему идет медленно. Особой популярностью (возможно, из-за отсутствия полноценной рекламы) магазин Андрея не пользуется. «Все-таки родители стремятся детям покупать все самое лучшее», — предполагает он. Покупательского бума нет. Вещами для взрослых Андрей заниматься не хочет. Говорит, пока нужно «раскрутить» это дело. Но предприниматель не отчаивается и строит планы на будущее:
— Хотим полностью избавиться от дешевых товаров, принимать на комиссию исключительно добротные вещи, которые можно носить несколько сезонов. Около 30—50 процентов акционных вещей планируем брать у белорусских производителей. Уже начали работать с фабриками в Молодечно, Витебске, Лиде.
Разумное потребление
Будем честны: продать абсолютно все свои ненужные вещи вряд ли удастся. Разве что самым отчаянным и терпеливым.
В конце августа в одном из столичных торговых центров установили полку ненужных вещей. Каждый может принести «за спасибо» и вверить их судьбу инициатору кампании — благотворительному проекту «КаліЛаска». Он призван заниматься сбором, сортировкой, переработкой вещей и 95 процентов передавать в благотворительные организации и социальные учреждения. Руководитель проекта Наталья Горячая делится некоторыми выводами о работе точки сбора в торговом центре:
— В неделю с нее привозят 200—400 килограммов одежды. Сейчас мы разрабатываем дальше такую систему сбора вещей, типовую для разных организаций. Пока что приходится каждый подобный проект прорабатывать индивидуально, что накладно и юридически, и логистически.
Проект функционирует с 2013 года и с каждым годом растет. Последние пару лет в геометрической прогрессии. Наталья предполагает, что причиной тому — интерес к экологии, медленной моде. Особенно популярен проект среди молодежи. Она более восприимчива к идее разумного потребления, у нее другие моральные и этические принципы. «Сейчас у проекта пик развития. Если первые годы в инстаграм у нас было 1,2 тысячи подписчиков, то сегодня их 12 тысяч», — делится Наталья.
Вещи здесь принимают 2—3 раза в неделю, в один приемный день поступает 5—7 тонн. По словам Натальи, объема вещей хватает. И с удовольствием ограничились бы тем, что есть, в противном случае нужно больше пространства и работников:
— Очень надеюсь, что будут появляться похожие на наш проекты, так как быть единственными, кто обслуживает большой город, тяжело. К нам уже поступают требования брать все вещи абсолютно у всех. Но для этого нужно, чтобы люди более ответственно относились к ним.
КОМПЕТЕНТНО
Спрос идет в рост
В МАРТ констатируют возросший спрос на товары, бывшие в употреблении
По информации управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), установлен запрет на продажу бывших в употреблении предметов личной гигиены, изделий медицинского назначения, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии, изделий швейных и трикотажных бельевых, чулочно-носочных изделий, корсетных изделий, товаров для новорожденных, постельного белья, игрушек, посуды разового использования.
Особенности продажи бывших в употреблении непродовольственных товаров, принятых по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию, регулируются Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совмина № 744. При этом в действующем законодательстве нормативный термин «бывшие в употреблении товары» не определен. Вместе с тем, как показала правоприменительная практика, установившаяся в деловом обороте, введение такого термина не требуется.
— В последние годы комиссионные магазины утратили популярность, так как для реализации бывших и не бывших в употреблении товаров, годных для дальнейшего использования, граждане все чаще прибегают к услугам электронной торговли через интернет-площадки, — комментируют в МАРТ. — Наблюдается тенденция увеличения ввоза в страну бывших в употреблении товаров, что свидетельствует о повышении спроса покупателей на такую продукцию. Коме того, в стране созданы равные условия для ведения бизнеса, и в условиях свободной конкуренции субъекты хозяйствования вправе открывать магазины различных видов и типов, включая комиссионные и секонд-хенд.
malyshchyts@sb.by