Головченко обсудил с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом варианты строительства порта
26.05.2023 07:30:00
Юлия СТАТКЕВИЧ
Ольга АНУФРИЕВА
Второй день визита правительственной делегации в российские регионы начался со встречи Премьер-министра Романа Головченко с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. На повестке дня достаточное количество вопросов: от увеличения объемов перевалки грузов и выбора площадки для будущего порта до появления сервисно-ремонтного центра БЕЛАЗ в Апатитах. Уже за круглым столом стороны более детально обсудили параметры взаимодействия, обозначив центральную тему: «Республика Беларусь — Мурманская область: на пути к новому уровню экономического партнерства». Подробности — в нашем материале.
Говоря на встрече с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом о диверсификации потоков белорусских грузов, путь которым был прегражден западными санкциями, Роман Головченко отметил:
— Нами предметно прорабатываются вопросы использования северного направления для перевалки белорусских экспортных грузов с использованием инфраструктуры Мурманской области. В ходе этого посещения мы намерены очень плотно отработать этот вопрос и выйти на финально-стратегические решения, которые необходимо будет оперативно отработать с точки зрения юридических и финансово-экономических вопросов.
Премьер-министр подчеркнул, что белорусская сторона настроена на то, чтобы в ходе нынешнего визита определиться со стратегическим решением, поскольку была проделана серьезная подготовительная работа, собраны большие объемы информации:
— Лично я ставлю перед собой задачу окончательно определиться с этим вопросом.
Вместе с тем Премьер-министр акцентировал внимание на том, что пока стороны заняты выработкой стратегического решения, сотрудничество в транспортно-логистической сфере идет своим чередом:
— В прошлом году объемы перевалки наших грузов через Мурманск составили чуть более 30 тысяч тонн, а по итогам четырех месяцев этого года уже превысили 95 тысяч тонн. То есть за квартал 2023 года по объему переваленных грузов мы сделали в три раза больше, чем за весь прошлый год.
— Логистика в последние годы приобрела особое значение, и мы сознательно идем в Мурманск. Глава государства неоднократно об этом говорил, потому что здесь абсолютно уникальная возможность.
Премьер-министр объяснил, какая именно:
— Во-первых, незамерзающий Кольский залив. Во-вторых, свободный выход в два океана, и здесь мы лишены рисков, которые потенциально связаны с какими-то проблемами в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов. Плюс за северным морским путем — будущее.
По его мнению, в этом направлении еще предстоит многое сделать.
— Я специально попросил коллег более углубленно ознакомить нас с перспективами развития полноценного функционирования северного морского пути. Но и без этого это свободный выход в Атлантику, — подчеркнул Роман Головченко.
Он отметил, что привлекательности этому направлению придают развитая железнодорожная сеть, а также реализуемая масштабная инвестиционная программа, в том числе по строительству новых подъездных путей.
— У нас очень хорошая пропускная способность железнодорожного транспорта в этом направлении: нет «тормозящих» крупных городов, через которые затруднен проход транспорта, — уточнил руководитель белорусского Правительства и продолжил: — Поэтому с точки зрения совокупности всех этих показателей мы сфокусировались на этом регионе.
— В ходе вашего визита, Андрей Владимирович (Чибис — губернатор Мурманской области. — Прим. авт.), вы посещали (в сентябре 2022 года. — Прим. авт.) Белорусский автомобильный завод. В непростых условиях предприятие на месте не стоит — решило все насущные вопросы импортозамещения и, конечно же, готово, как и прежде, обеспечивать предприятия Мурманской области самой современной карьерной техникой, — заверил на встрече Роман Головченко.
Он также отметил, что у сторон появилось дополнительное направление сотрудничества, связанное с поставкой шахтного оборудования:
— Ранее такие поставки не осуществлялись, но у нас, насколько мне известно, наработки по пробным поставкам уже имеются.
Кроме того, Премьер-министр обратил внимание на важный сопровождающий проект, который в ближайшее время планируется реализовать — строительство в городе Апатиты сервисно-ремонтного центра БЕЛАЗ.
— Это позволит проводить полное техобслуживание и все виды ремонта техники БЕЛАЗ, соответственно, повысит уровень гарантийного и сервисного сопровождения техники, — подчеркнул он.
Не осталась в стороне и еще одна важная составляющая эффективного взаимодействия в этой сфере — обучение и подготовка специалистов:
— В соответствии с договоренностью, которая достигнута между БЕЛАЗом и Мурманским арктическим университетом, на базе его филиала в Апатитах создана учебная аудитория БЕЛАЗ, которая оснащена учебными стендами, масштабными моделями, и открытие аудитории запланировано в ходе нашего визита.
— В условиях неослабевающего санкционного давления на наши страны такие встречи приобретают особую ценность, — отметил в своем выступлении Роман Головченко. — Лидеры наших стран, правительства Беларуси и России в целом уделяют большое внимание совместному преодолению последствий экономического давления. Мы сообща работаем над переориентацией потоков экспорта и замещением импорта из недружественных стран. Активно формируется производственная кооперация и реализуются абсолютно конкретные проекты, которые направлены на решение задач импортозамещения в конкретных секторах и производственных цепочках. Эта совместная работа не просто направлена на некую виртуальную цель. От ее результатов непосредственно зависит ни много ни мало, а экономическая безопасность наших государств. Конечно же, большую роль в этом играют деловые круги. Именно на их плечи ложится нагрузка по поиску нестандартных решений в целях повышения устойчивости как отдельных предприятий, так и целых секторов экономики.
Премьер-министр подчеркнул, что результаты торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России — это лучшее подтверждение того, что страны способны преодолевать любые трудности.
— Напомню, что по итогам прошлого года объемы взаимной торговли между Беларусью и Россией достигли рекордной величины и в стоимостном выражении превысили 50 миллиардов долларов. Положительная динамика сохраняется. В первом квартале текущего года мы приросли к результатам аналогичного периода прошлого года на 22,6 процента. Это хороший результат. Мне приятно отметить, что схожая тенденция прослеживается и в сотрудничестве Республики Беларусь с Мурманской областью. По итогам 2022 года достигнут рекордный показатель товарооборота 286 миллионов долларов с ростом по сравнению с 2021 годом почти в три раза, — озвучил данные Премьер-министр.
Он констатировал, что тенденция кратного роста наблюдается и по результатам первого квартала 2023-го: объем взаимной торговли составил около 77 миллионов долларов и более чем в 3,5 раза превысил уровень прошлого года аналогичного периода.
— Чтобы сохранить эти темпы, надо, чтобы и госорганы, и бизнес-круги приложили максимум усилий для задействования новых резервов. Важно активизировать работу не только по основным и традиционным направлениям, но искать и находить новые точки роста, — считает Роман Головченко.
Во время круглого стола белорусские участники презентовали новые наработки в области машиностроения и строительного комплекса.
— Эти два сегмента имеют серьезный потенциал, который мы, вероятно, не до конца раскрыли. Нисколько не умаляю значение других направлений — это агропромышленный сектор, транспортно-логистическая сфера, наука и технологии, — перечислил руководитель белорусского Правительства и привел пример, как надо искать новые подходы: — Рыбные корма белорусского производства за один год смогли занять лидирующие позиции в нашем товарообороте. В 2022 году они составили практически треть от всего экспорта белорусской продукции в Мурманскую область.
В конце выступления Премьер-министр заверил участников круглого стола, что со стороны белорусского Правительства будет оказана всемерная поддержка новым проектам и договоренностям.
anufrieva@sb.by
statkevich@sb.by
Фото БЕЛТА
«Выйти на финально-стратегические решения»: Премьер — о портовой инфраструктуре
Для начала стоит напомнить, что руководитель этого российского региона в сентябре прошлого года посещал нашу страну и встречался с Главой государства. Тогда на встрече с Александром Лукашенко обсуждалась тема вывода отношений Беларуси и Мурманска на новый уровень сотрудничества и были обозначены ключевые направления его развития. Поэтому визит Романа Головченко в этот российский регион можно считать ответным, в ходе которого стороны обсудили реализацию достигнутых ранее договоренностей и наметили пути для их интенсификации.Говоря на встрече с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом о диверсификации потоков белорусских грузов, путь которым был прегражден западными санкциями, Роман Головченко отметил:
— Нами предметно прорабатываются вопросы использования северного направления для перевалки белорусских экспортных грузов с использованием инфраструктуры Мурманской области. В ходе этого посещения мы намерены очень плотно отработать этот вопрос и выйти на финально-стратегические решения, которые необходимо будет оперативно отработать с точки зрения юридических и финансово-экономических вопросов.
Премьер-министр подчеркнул, что белорусская сторона настроена на то, чтобы в ходе нынешнего визита определиться со стратегическим решением, поскольку была проделана серьезная подготовительная работа, собраны большие объемы информации:
— Лично я ставлю перед собой задачу окончательно определиться с этим вопросом.
Вместе с тем Премьер-министр акцентировал внимание на том, что пока стороны заняты выработкой стратегического решения, сотрудничество в транспортно-логистической сфере идет своим чередом:
— В прошлом году объемы перевалки наших грузов через Мурманск составили чуть более 30 тысяч тонн, а по итогам четырех месяцев этого года уже превысили 95 тысяч тонн. То есть за квартал 2023 года по объему переваленных грузов мы сделали в три раза больше, чем за весь прошлый год.
«За северным морским путем — будущее»: почему мы идем в Мурманск?
Уже в ходе последующего общения с журналистами Роман Головченко пояснит положение дел:— Логистика в последние годы приобрела особое значение, и мы сознательно идем в Мурманск. Глава государства неоднократно об этом говорил, потому что здесь абсолютно уникальная возможность.
Премьер-министр объяснил, какая именно:
— Во-первых, незамерзающий Кольский залив. Во-вторых, свободный выход в два океана, и здесь мы лишены рисков, которые потенциально связаны с какими-то проблемами в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов. Плюс за северным морским путем — будущее.
По его мнению, в этом направлении еще предстоит многое сделать.
— Я специально попросил коллег более углубленно ознакомить нас с перспективами развития полноценного функционирования северного морского пути. Но и без этого это свободный выход в Атлантику, — подчеркнул Роман Головченко.
Он отметил, что привлекательности этому направлению придают развитая железнодорожная сеть, а также реализуемая масштабная инвестиционная программа, в том числе по строительству новых подъездных путей.
— У нас очень хорошая пропускная способность железнодорожного транспорта в этом направлении: нет «тормозящих» крупных городов, через которые затруднен проход транспорта, — уточнил руководитель белорусского Правительства и продолжил: — Поэтому с точки зрения совокупности всех этих показателей мы сфокусировались на этом регионе.
Сервисно-ремонтный центр БЕЛАЗ: для удобства потребителя
Стоит сказать, что основное взаимодействие сторон строится в области поставок карьерной техники.— В ходе вашего визита, Андрей Владимирович (Чибис — губернатор Мурманской области. — Прим. авт.), вы посещали (в сентябре 2022 года. — Прим. авт.) Белорусский автомобильный завод. В непростых условиях предприятие на месте не стоит — решило все насущные вопросы импортозамещения и, конечно же, готово, как и прежде, обеспечивать предприятия Мурманской области самой современной карьерной техникой, — заверил на встрече Роман Головченко.
Он также отметил, что у сторон появилось дополнительное направление сотрудничества, связанное с поставкой шахтного оборудования:
— Ранее такие поставки не осуществлялись, но у нас, насколько мне известно, наработки по пробным поставкам уже имеются.
Кроме того, Премьер-министр обратил внимание на важный сопровождающий проект, который в ближайшее время планируется реализовать — строительство в городе Апатиты сервисно-ремонтного центра БЕЛАЗ.
— Это позволит проводить полное техобслуживание и все виды ремонта техники БЕЛАЗ, соответственно, повысит уровень гарантийного и сервисного сопровождения техники, — подчеркнул он.
Не осталась в стороне и еще одна важная составляющая эффективного взаимодействия в этой сфере — обучение и подготовка специалистов:
— В соответствии с договоренностью, которая достигнута между БЕЛАЗом и Мурманским арктическим университетом, на базе его филиала в Апатитах создана учебная аудитория БЕЛАЗ, которая оснащена учебными стендами, масштабными моделями, и открытие аудитории запланировано в ходе нашего визита.
Сумма подписанных контрактов по итогам первого дня рабочего визита правительственной делегации в Россию, в частности в Карелию, составила более 70 миллионов долларов
Рекордный показатель товарооборота: не останавливаться на достигнутом
Также с участием Романа Головченко прошел круглый стол «Республика Беларусь — Мурманская область: на пути к новому уровню экономического партнерства».— В условиях неослабевающего санкционного давления на наши страны такие встречи приобретают особую ценность, — отметил в своем выступлении Роман Головченко. — Лидеры наших стран, правительства Беларуси и России в целом уделяют большое внимание совместному преодолению последствий экономического давления. Мы сообща работаем над переориентацией потоков экспорта и замещением импорта из недружественных стран. Активно формируется производственная кооперация и реализуются абсолютно конкретные проекты, которые направлены на решение задач импортозамещения в конкретных секторах и производственных цепочках. Эта совместная работа не просто направлена на некую виртуальную цель. От ее результатов непосредственно зависит ни много ни мало, а экономическая безопасность наших государств. Конечно же, большую роль в этом играют деловые круги. Именно на их плечи ложится нагрузка по поиску нестандартных решений в целях повышения устойчивости как отдельных предприятий, так и целых секторов экономики.
Премьер-министр подчеркнул, что результаты торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России — это лучшее подтверждение того, что страны способны преодолевать любые трудности.
— Напомню, что по итогам прошлого года объемы взаимной торговли между Беларусью и Россией достигли рекордной величины и в стоимостном выражении превысили 50 миллиардов долларов. Положительная динамика сохраняется. В первом квартале текущего года мы приросли к результатам аналогичного периода прошлого года на 22,6 процента. Это хороший результат. Мне приятно отметить, что схожая тенденция прослеживается и в сотрудничестве Республики Беларусь с Мурманской областью. По итогам 2022 года достигнут рекордный показатель товарооборота 286 миллионов долларов с ростом по сравнению с 2021 годом почти в три раза, — озвучил данные Премьер-министр.
Он констатировал, что тенденция кратного роста наблюдается и по результатам первого квартала 2023-го: объем взаимной торговли составил около 77 миллионов долларов и более чем в 3,5 раза превысил уровень прошлого года аналогичного периода.
— Чтобы сохранить эти темпы, надо, чтобы и госорганы, и бизнес-круги приложили максимум усилий для задействования новых резервов. Важно активизировать работу не только по основным и традиционным направлениям, но искать и находить новые точки роста, — считает Роман Головченко.
Во время круглого стола белорусские участники презентовали новые наработки в области машиностроения и строительного комплекса.
— Эти два сегмента имеют серьезный потенциал, который мы, вероятно, не до конца раскрыли. Нисколько не умаляю значение других направлений — это агропромышленный сектор, транспортно-логистическая сфера, наука и технологии, — перечислил руководитель белорусского Правительства и привел пример, как надо искать новые подходы: — Рыбные корма белорусского производства за один год смогли занять лидирующие позиции в нашем товарообороте. В 2022 году они составили практически треть от всего экспорта белорусской продукции в Мурманскую область.
В конце выступления Премьер-министр заверил участников круглого стола, что со стороны белорусского Правительства будет оказана всемерная поддержка новым проектам и договоренностям.
anufrieva@sb.by
statkevich@sb.by
Фото БЕЛТА